logo search
Планирование

Бизнес-план предприятия

Организация нового дела (нового предприятия, выпуск на рынок нового продукта, план финансового оздоровления и развитие предприятия и т.д.) в рыночной экономике – рисковый процесс. Уменьшить величину риска возможно с помощью информации, снижающей степень будущей неопределенности хозяйственной деятельности предприятия при внедрении намеченного к реализации нововведения. И здесь трудно переоценить роль бизнес-планирования. Создание бизнес-плана заставляет предприятие изучить каждый элемент планируемого бизнеса. Поскольку бизнес-план – краткое, достаточно подробное и понятное описание предполагаемого производства, важнейший инструмент, с помощью которого можно отработать стратегию и избежать ошибок еще "на бумаге", а не в реальности, рассмотрев результаты нововведения со всех сторон – маркетинга, производственной деятельности и финансов.

Таким образом, бизнес-план служит обоснованием предполагаемого бизнеса и оценкой его результатов за определенный период времени. Но значение бизнес-планирования не ограничивается только рамками подсчета и анализа предполагаемых результатов. Бизнес-план является неотъемлемым элементом стратегического планирования; с помощью бизнес-плана привлекаются необходимые инвестиции, т.к. он может быть хорошей рекламой предполагаемого дела; бизнес-план является документом, снижающим риск, и с этой точки зрения страхующим успех будущего нового производства; и, наконец, бизнес-план – это инструмент процесса планирования и управления предприятия, поднимающий уровень его "образованности", его подготовленности к жизни в динамичных и сложных условиях рыночной экономики.

В силу того, что бизнес-планы являются попыткой заглянуть в будущее, они подвержены постоянным изменениям. Поэтому подготовка бизнес-плана представляет собой повторяющийся, непрерывно возобновляющийся процесс и принципы гибкости, непрерывности, творческого характера планирования, многовариантности и адекватности отражения реальных проблем являются основополагающими. Фактически, процесс подготовки бизнес-планов никогда не прекращается, поскольку никогда не прекращается процесс стратегического планирования деятельности предприятий.

Существует много версий бизнес-планов по форме, направлениям деятельности, содержанию, структуре и т.д., однако опыт работы в области планирования позволяет выделить типовую (наиболее часто встречаемую) структуру бизнес-плана:

  1. Концепция бизнеса (резюме).

  2. Краткая информация о предприятии и ситуация в настоящее время.

  3. Характеристика объекта бизнеса.

  4. Маркетинг-план (рынки, конкуренция и другие внешние факторы, стратегия маркетинга, план реализации).

  5. Управление и организация (правовое обеспечение, менеджмент, организационная схема, персонал).

  6. План производства.

  7. Смета затрат на производство и реализацию продукции.

  8. Финансовый план.

  9. Анализ рисков.

В пределах данного учебного пособия нет возможности рассмотреть все из перечисленных планов. Их составление и описание дано в многочисленной литературе. Здесь же будут рассмотрены основные разделы, так сказать, "скелет" бизнес-плана: план реализации, план производства, план затрат на производство, финансовый план и анализ рисков.

Исходные данные.

  1. Предприятие планирует выпустить на рынок два новых изделия (электроинструмент): изделие "Х" и изделие "Y", соответствующие профилю производства предприятия.

  2. Временный горизонт планирования 2003-2007 г.г.

  3. Расчеты показали величину переменных затрат на единицу продукции

по изделию "Х": vx = 0,564 тыс. руб.

по изделию "Y": vy = 1,05 тыс. руб.

  1. Постоянные расходы составляют (на 2003 г.)

по изделию "Х": SFx = 364 тыс. руб.

по изделию "Y": SFy = 600 тыс. руб.

  1. Налог на прибыль составляет 24% от прибыли до налогообложения.

  2. Планируется приобретение основных средств в 2004 г. на сумму 250 тыс. руб. и в 2006 г. на сумму 300 тыс. руб.

  3. Планируется пополнение оборотных активов для обеспечения выпуска продукции: в 2004 г. на 120 тыс. руб.; в 2005 г. на 140 тыс. руб. и в 2006 г. на 80 тыс. руб.

  4. Предприятие не предусматривает получение внешних кредитов и займов, а также выплату дивидендов.

  5. Расчеты выполнены без учета индекса инфляции.

План реализации продукции

Основой плана реализации является исследование рынка. Рынок диктует спрос, возможную цену реализации, условия продаж и т.д.

Предприятие прогнозирует следующие объемы продаж в натуральном измерении (табл. 6.3.1).

Таблица 6.3.1. Объем продаж изделий

Изделие

Объем продаж, ед. по годам

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Х

1000

1200

1500

1400

1300

Y

800

900

900

1000

800

Предполагаемые цены единицы продукции по годам производства (табл. 6.3.2).

Таблица 6.3.2. Цены реализации изделий

Изделие

Цена реализации единицы продукции, руб.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Х

1300

1430

1570

1700

1700

Y

2500

2750

3000

3200

3300

На базе предполагаемых цен реализации и объемов продаж предприятие предполагает получить следующую выручку от продаж продукции (табл. 6.3.3).

Таблица 6.3.3. Выручка от продаж продукции

Изделие

Выручка, тыс. руб.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

2007 г.

Х

1300

1716

2355

2380

2210

Y

2000

2475

2700

3200

2640

Итого

3300

4191

5055

5580

4850

Данные о выручке будут использованы при составлении финансовой отчетности: отчета о движении денежных средств и отчета о прибылях и убытках.

Следует учитывать и факт неопределенности при составлении плана реализации. Точность прогноза может оказаться слишком низкой, поэтому необходимо проанализировать и риск проекта (см. "Анализ рисков").