Бизнес-план предприятия
Организация нового дела (нового предприятия, выпуск на рынок нового продукта, план финансового оздоровления и развитие предприятия и т.д.) в рыночной экономике – рисковый процесс. Уменьшить величину риска возможно с помощью информации, снижающей степень будущей неопределенности хозяйственной деятельности предприятия при внедрении намеченного к реализации нововведения. И здесь трудно переоценить роль бизнес-планирования. Создание бизнес-плана заставляет предприятие изучить каждый элемент планируемого бизнеса. Поскольку бизнес-план – краткое, достаточно подробное и понятное описание предполагаемого производства, важнейший инструмент, с помощью которого можно отработать стратегию и избежать ошибок еще "на бумаге", а не в реальности, рассмотрев результаты нововведения со всех сторон – маркетинга, производственной деятельности и финансов.
Таким образом, бизнес-план служит обоснованием предполагаемого бизнеса и оценкой его результатов за определенный период времени. Но значение бизнес-планирования не ограничивается только рамками подсчета и анализа предполагаемых результатов. Бизнес-план является неотъемлемым элементом стратегического планирования; с помощью бизнес-плана привлекаются необходимые инвестиции, т.к. он может быть хорошей рекламой предполагаемого дела; бизнес-план является документом, снижающим риск, и с этой точки зрения страхующим успех будущего нового производства; и, наконец, бизнес-план – это инструмент процесса планирования и управления предприятия, поднимающий уровень его "образованности", его подготовленности к жизни в динамичных и сложных условиях рыночной экономики.
В силу того, что бизнес-планы являются попыткой заглянуть в будущее, они подвержены постоянным изменениям. Поэтому подготовка бизнес-плана представляет собой повторяющийся, непрерывно возобновляющийся процесс и принципы гибкости, непрерывности, творческого характера планирования, многовариантности и адекватности отражения реальных проблем являются основополагающими. Фактически, процесс подготовки бизнес-планов никогда не прекращается, поскольку никогда не прекращается процесс стратегического планирования деятельности предприятий.
Существует много версий бизнес-планов по форме, направлениям деятельности, содержанию, структуре и т.д., однако опыт работы в области планирования позволяет выделить типовую (наиболее часто встречаемую) структуру бизнес-плана:
-
Концепция бизнеса (резюме).
-
Краткая информация о предприятии и ситуация в настоящее время.
-
Характеристика объекта бизнеса.
-
Маркетинг-план (рынки, конкуренция и другие внешние факторы, стратегия маркетинга, план реализации).
-
Управление и организация (правовое обеспечение, менеджмент, организационная схема, персонал).
-
План производства.
-
Смета затрат на производство и реализацию продукции.
-
Финансовый план.
-
Анализ рисков.
В пределах данного учебного пособия нет возможности рассмотреть все из перечисленных планов. Их составление и описание дано в многочисленной литературе. Здесь же будут рассмотрены основные разделы, так сказать, "скелет" бизнес-плана: план реализации, план производства, план затрат на производство, финансовый план и анализ рисков.
Исходные данные.
-
Предприятие планирует выпустить на рынок два новых изделия (электроинструмент): изделие "Х" и изделие "Y", соответствующие профилю производства предприятия.
-
Временный горизонт планирования 2003-2007 г.г.
-
Расчеты показали величину переменных затрат на единицу продукции
по изделию "Х": vx = 0,564 тыс. руб.
по изделию "Y": vy = 1,05 тыс. руб.
-
Постоянные расходы составляют (на 2003 г.)
по изделию "Х": SFx = 364 тыс. руб.
по изделию "Y": SFy = 600 тыс. руб.
-
Налог на прибыль составляет 24% от прибыли до налогообложения.
-
Планируется приобретение основных средств в 2004 г. на сумму 250 тыс. руб. и в 2006 г. на сумму 300 тыс. руб.
-
Планируется пополнение оборотных активов для обеспечения выпуска продукции: в 2004 г. на 120 тыс. руб.; в 2005 г. на 140 тыс. руб. и в 2006 г. на 80 тыс. руб.
-
Предприятие не предусматривает получение внешних кредитов и займов, а также выплату дивидендов.
-
Расчеты выполнены без учета индекса инфляции.
План реализации продукции
Основой плана реализации является исследование рынка. Рынок диктует спрос, возможную цену реализации, условия продаж и т.д.
Предприятие прогнозирует следующие объемы продаж в натуральном измерении (табл. 6.3.1).
Таблица 6.3.1. Объем продаж изделий
Изделие | Объем продаж, ед. по годам | ||||
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Х | 1000 | 1200 | 1500 | 1400 | 1300 |
Y | 800 | 900 | 900 | 1000 | 800 |
Предполагаемые цены единицы продукции по годам производства (табл. 6.3.2).
Таблица 6.3.2. Цены реализации изделий
Изделие | Цена реализации единицы продукции, руб. | ||||
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Х | 1300 | 1430 | 1570 | 1700 | 1700 |
Y | 2500 | 2750 | 3000 | 3200 | 3300 |
На базе предполагаемых цен реализации и объемов продаж предприятие предполагает получить следующую выручку от продаж продукции (табл. 6.3.3).
Таблица 6.3.3. Выручка от продаж продукции
Изделие | Выручка, тыс. руб. | ||||
2003 г. | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | |
Х | 1300 | 1716 | 2355 | 2380 | 2210 |
Y | 2000 | 2475 | 2700 | 3200 | 2640 |
Итого | 3300 | 4191 | 5055 | 5580 | 4850 |
Данные о выручке будут использованы при составлении финансовой отчетности: отчета о движении денежных средств и отчета о прибылях и убытках.
Следует учитывать и факт неопределенности при составлении плана реализации. Точность прогноза может оказаться слишком низкой, поэтому необходимо проанализировать и риск проекта (см. "Анализ рисков").
- 1. По трудоемкости работ (изделий) и фонду рабочего времени:
- Планирование издержек производства и себестоимости продукции
- Оперативно-производственное планирование
- Бизнес-план предприятия
- План производства продукции
- План затрат на производство и реализацию продукции
- Баланс денежных потоков
- Анализ рисков