6.2. Международный валютный фонд
МВФ (INTERNATIONAL MONETARY FUND) предназначен для регулирования валютно-кредитных отношений государств–членов и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд имеет статус специализированного учреждения ООН. Он служит институциональной основой мировой валютной системы.
МВФ был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН (1—22 июля 1944 г.) в Бреттон – Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир). Конференция приняла Статьи Соглашения о МВФ, которые выполняют роль его устава. Этот документ вступил в силу 27 декабря 1945 г. Деятельность Фонд начал в мае 1946 г. в составе 39 стран-членов; к валютным операциям он приступил с 1 марта 1947 г. В 2004 г. число стран - членов МВФ составило 184.
Устав МВФ изменялся в 1969 г. с введением специальных прав заимствования – СДР, в 1976-1978 гг. – с ликвидацией Бреттон Вудской валютной системы и созданием Ямайской валютной системы и в ноябре 1992 г. – с включением санкции – приостановлением права голосования по отношению к государствам, не погасившим свою задолженность перед МВФ.
Официальные цели МВФ:
способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере в рамках постоянно действующего учреждения;
содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли;
обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов и не допускать обесценения валют с целью получения конкурентных преимуществ;
оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям платежного баланса между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах.
МВФ наделен правом выпускать специальный вид денег – СДР для обеспечения членов дополнительной ликвидностью. СДР могут храниться у стран-членов как часть их валютных запасов или использоваться вместо национальных валют в сделках с другими членами.
Эмиссия СДР производится в виде кредитовых записей на специальных счетах в МВФ. СДР распределяются между странами-членами МВФ пропорционально величине их квот в МВФ на момент выпуска. Сумма квоты для каждого государства-участника МВФ устанавливается в соответствии с объемом его национального дохода и размером внешнеторгового оборота, то есть чем богаче страна, тем выше ее квота в Фонде.
Фонд не может выпускать СДР для самого себя или для других “уполномоченных держателей”. Помимо стран-членов получать, держать и использовать СДР может МВФ, а также по решению Совета управляющих МВФ, принимаемому большинством, которое должно составлять не менее 85% голосов, страны, не являющиеся членами Фонда, и другие международные и региональные учреждения (банки, валютные фонды и т.п.), имеющие официальный статус. В то же время их держателями не могут быть коммерческие банки и частные лица.
В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов который предполагает, что возможность стран–членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов наиболее развитым государствам.
Таким образом, МВФ устроен по образцу акционерного предприятия: его капитал складывается из взносов государств-членов, производимых по подписке. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР. Квота — ключевое звено во взаимоотношениях стран-членов с Фондом — определяет: 1) сумму подписки на капитал; 2) возможности использования ресурсов Фонда; 3) сумму получаемых страной — членом СДР при их очередном распределении; 4) количество голосов страны в Фонде. Размеры квот устанавливаются на основе удельного веса стран в мировой экономике и торговле. До 25% квоты оплачивается резервными активами (СДР и конвертируемыми валютами); 75% – национальной валютой.
На долю 25 развитых государств приходится 62,8% общей суммы квот, в том числе: США — 17,5%, Японии — 6,3%, Германии — 6,1%, Великобритании — 5,1%, Франции — 5,1%, Италии — 3,3% и Канады — 3,0%; 15 стран — участниц ЕС — 30,3%. Россия по величине квоты в МВФ (5,9 млрд. СДР, или 8,3 млрд. долл.) занимает десятое место. На нее приходится 2,8% общей суммы квот.
Предоставление кредитов Фондом странам – членам связано с выполнением ими определенных политико – экономических условий. МВФ обосновывает эту практику необходимостью быть уверенным в том, что страны – заемщики будут в состоянии погашать свои долги, обеспечивая бесперебойный кругооборот ресурсов МВФ. Поэтому МВФ требует, чтобы страна, покрывая за счет его кредитов дефицит платежного баланса, заботилась о его ликвидации или сокращении. Принцип обусловленности кредитов находит свое выражение в согласовании со страной – заемщицей определенной программы экономической политики, реализация которой и кредитуется Фондом. Она называется «программа экономической реформы», то есть набор макроэкономических мер, которые, по мнению МВФ, должны обеспечить восстановление равновесия платежного баланса и гарантировать своевременное погашение долга.
Для предоставления кредитов странам-членам используется не весь капитал МВФ, а только узкий круг валют, главным образом определяемые время от времени Фондом «свободно используемые валюты». МВФ представляет кредиты в иностранной валюте странам – членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центральных банков, и, во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительств.
Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ — в пределах 25% квоты, называется «резервной долей». Резервная доля определяется как превышение валюты квоты страны-члена над суммой, находящейся в распоряжении Фонда национальной валюты данной страны. Сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках дополнительных кредитных соглашений, образует ее «кредитную позицию». Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ.
В пределах резервной позиции страны-члены могут получать валютные средства в МВФ автоматически, по первому требованию. Единственным условием для такого заимствования является констатация государством-членом наличия потребности в покрытии дефицита платежного баланса. Использование резервной позиции не рассматривается как получение кредита. Оно не требует от страны процентных и комиссионных платежей и не налагает на нее обязательства вернуть Фонду полученные средства.
Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли, делятся на четыре «кредитные доли», или транша, составляющие по 25% квоты. Страны – члены могут получать валюту в Фонде на срок менее 5 лет. Предельная сумма кредита, которую страна могла получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляла 125% размера ее квоты. Но в некоторых случаях устав позволяет МВФ право приостанавливать действие этого правила. На этом основании в современных условиях ресурсы Фонда на практике во многих случаях используются в размерах, существенно превышающих зафиксированный в уставе предел.
Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определенной суммы и в течение срока действия договоренности она может при соблюдении оговоренных условий беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную.
Механизм расширенного финансирования предназначен для предоставления валютных средств странам–членам на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем это предусмотрено в рамках обычных кредитных долей. Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках системы расширенного финансирования является серьезное нарушение равновесия платежного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или ценового механизма. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года; при необходимости –до четырех лет.
С середины 1970-х годов МВФ в целях разрешения возникших острых проблем международных валютных отношений, связанных с резким усилением неуравновешенности платежных балансов, стал периодически вводить временные кредитные механизмы. В их числе: нефтяной фонд, механизм дополнительного финансирования, политика расширенного доступа к ресурсам МВФ.
Существуют также специальные кредитные механизмы. Получение странами – членами Фонда средств по линии специальных механизмов – это дополнение к их кредитным долям. Использование страной ресурсов специальных механизмов может увеличивать находящийся в распоряжении МВФ запас ее национальной валюты. Специальные механизмы, в рамках которых кредитование осуществляется, как правило, за счет собственных средств МВФ, включают:
Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, предназначенный для кредитования стран, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами.
Механизм финансирования буферных (резервных) запасов. Имеет целью оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международными товарными соглашениями, если это ухудшает их платежные балансы.
Механизм финансирования системных преобразований. Введен с целью оказания поддержки странам, осуществляющим переход к рыночной экономике.
Дополнительный резервный механизм. Введен для предоставления средств странам – членам, которые испытывают «исключительные трудности» с платежным балансом и остро нуждаются в кредите вследствие внезапной потери доверия к валюте, что вызывает «бегство» капитала и уменьшение золотовалютных резервов страны.
Чрезвычайные кредитные линии. Предоставление кредитов странам – членам, сталкивающимся с угрозой острого кризиса платежного баланса вследствие возможного негативного воздействия ситуации на мировых рынках капиталов, т.е. факторов, находящихся вне сферы их контроля.
МВФ оказывает более долгосрочную помощь беднейшим странам для уравновешения платежных балансов и структурной перестройки в виде льготных кредитов путем использования не общих ресурсов Фонда, а других источников, аккумулируемых на счете специальных выплат. В связи с финансовыми и валютными кризисами в Мексике и Аргентине с середины 1990-х годов и нарастанием глобальных кризисных потрясений финансовых и валютных рынков МВФ осуществил ряд нововведений. В их числе: механизм экстренного финансирования, поддержка фондов валютной стабилизации, экстренная помощь, помощь странам после конфликта.
- Глава 1. Предмет и определения мвко
- Глава 7. Международные расчеты
- Глава 1. Предмет и определения мвко
- 1.1. Мвко и мэо
- 1.2. Понятие валюты и валютных ценностей
- 1.3. Понятие валюты и валютных ценностей
- 3) 3Амкнутая (неконвертируемая) валюта.
- 1.4. Валютные курсы.
- 1.5. Валютные рынки
- Глава 2. Мировая валютная система (мвс)
- 2.1. Становление и развитие мвс
- 2.2. Эволюция мировой валютной системы
- 2.3. Характеристика современных валютных систем (Ямайская и Европейская евс)
- 4. Ямайская валютная система
- 5. Европейская валютная система
- Глава 3. Платежный баланс и основные принципы его составления
- 3.1 Платежный баланс (пб) страны
- 3) Принципы оценки экономической сделки и времени записи.
- 3.2. Измерения сальдо платежного баланса
- 3.3. Факторы, формирующие платежный баланс
- 3.4. Управление платежным балансом
- Глава 4. Валютный курс
- 4.1. Виды валютного курса
- 2. По способу расчета выделяют:
- 3. По видам сделок выделяют:
- 4. По видам платежных документов которые являются объектом обмена, различают
- 5. В зависимости от учета инфляции выделяют следующие валютные курсы
- 6. По способу установления вк
- 7. По отношению к паритету покупательной способности валют выделяют
- 8 По отношению к участникам сделки.
- 4.2. Образование валютных курсов
- 4.3. Динамизм валютного курса. Теории валютного курса
- 4..4. Фундаментальный и технический анализ валютного курса
- 4.5. Национальное и международное регулирование валютных курсов
- Глава 5. Государственное регулирование валютных отношений.
- 5.1. Валютная политика и регулирование отношений
- 5.2. Методы валютного регулирования.
- 2 Группа. Рыночные инструменты.
- 5.3. Валютный контроль и валютные ограничения
- 5.4. Роль цб в регулировании валютных отношений
- Глава 6. Международные валютно-кредитные организации
- 6.1. Международные валютно-кредитные организации в системе мвко
- 6.2. Международный валютный фонд
- 6.3. Группа Всемирного банка
- 6.4. Региональные финансовые организации
- 6.5. Парижский и Лондонский клубы кредиторов
- 6.6. Участие России в международных валютно-кредитных организациях
- 6.7. Локальные валюты
- Глава 7. Международные расчеты
- 7.2. Аккредитивная форма расчетов
- 7.3. Инкассовая форма расчетов
- 7.4. Другие формы расчетов
- 7.5. Основные инструменты международных платежей
- 7.6. Валютные клиринги – как форма вмешательства государства в сферу
- Глава 8. Валютные операции
- 8.1. Сущность валютных операций. Валютная позиция банков
- 8.2. Валютные сделки с немедленной поставкой валюты
- 8.3. Срочные сделки
- 8.4. Арбитраж
- Глава 9. Риски в мвко и методы их страхования
- 9.1. Понятие риска и причины его возникновения
- 9.2. Методы страхования валютных рисков
- 9.3. Современные методы страхования валютных рисков
- 9.4. Управление рисками процентных ставок
- Глава 10. Международный кредит
- 10.1. Понятие, функции и формы международного кредита
- 10.2. Валютно-финансовые и платежные условия международного кредита.
- 10.3. Кредитование внешней торговли
- 10.4. Нетрадиционные формы экспортного кредитования: факторинг и
- 10.5. Лизинг как один из видов кредитования участников вэд
- Глава 11. Мировой рынок ссудных капиталов. Еврорынок
- 11.1. Основные понятия
- 11.2. История становления еврорынка
- 11.3. Регулирование рынка ссудных капиталов
- 11.4.Особенности мирового финансового рынка
- 11.5. Рынок еврооблигаций
- I. Еврооблигации с фиксированной ставкой
- II. Эмиссия еврооблигаций с плавающей ставкой
- 11.6. Рынок еврокредитов