Принципы, границы и формы участия государства в инвестиционной деятельности.
Вопрос о принципах участия государства в инвестиционной деятельности во многом связан с проблемой ограниченности финансового потенциала для инвестиционного подъема. По оценкам Министерства экономического развития РФ, потребность в инвестициях составляет 150 млрд долл. в год.
При анализе данной проблемы возникает также вопрос о критерии достаточности инвестиций. В среднесрочном периоде критерием достаточности инвестиций может служить такой объем инвестиционных ресурсов, который позволит обеспечить переход к устойчивому экономическому росту. С точки зрения макроэкономики это означает достижение стабильных положительных значений величины совокупных чистых инвестиций, соответствующих приросту объемов средств для обновления основного капитала, при увеличении эффективности использования инвестируемых ресурсов. В связи с этим необходимо стимулирование инвестиций до уровня, превышающего выбытие накопленных элементов производительного капитала. Этот ориентир обусловлен тем, что при более низких значениях инвестиций во вновь созданный продукт не будут компенсированы выбывающие элементы производительного капитала (прежде всего - основного капитала), в результате чего будут по-прежнему воспроизводиться условия экономического спада и продолжится сокращение потенциала реального оживления производства.
Между тем возможности обеспечения приемлемой динамики экономического развития во многом ограничены низкими масштабами внутренних накоплений, снижением капиталоотдачи вложений в реальном секторе экономики. Очевидно, что эти особенности российской экономики в ближайшее время будут определять принципы государственной инвестиционной политики. С учетом жестких ресурсных ограничений и несформированности рыночных механизмов инвестирования государственная политика в сфере инвестиционной деятельности должна базироваться на принципах выбора приоритетных направлений и «точечного инвестирования», повышения степени управляемости инвестиционным процессом на основе усиления обоснованности, последовательности и комплексности разрабатываемых мероприятий.
Данная специфика воздействует и на формы участия государства в инвестиционной деятельности:
Гос-во как единоличный инвестор
Гос-во как соинвестор
Гос-во как гарант – с целью привлечения иностранного капитала в тот или иной проект с гарантией на обеспечение возвратности капитала
Предоставление налоговых, таможенных и др. льгот инвесторам – при реализации приоритетных государственных проектов
Как отмечалось, в рыночной экономике роль государства как непосредственного инвестора сохраняется для основных жизнеобеспечивающих производств, социальной сферы и отраслей, имеющих особое государственное значение.
В условиях, создавшихся в российской экономике, при ориентированности инвестиционной стратегии в целом на перенос центра тяжести с государственного инвестирования на формирование инвестиционной среды, благоприятной для частных инвесторов и перелива капиталов посредством совершенствования денежно-кредитных, налоговых, амортизационных и иных методов, обе составляющие государственной инвестиционной политики (как государственное инвестирование, так и государственное регулирование инвестиционной деятельности) должны быть направлены на поддержку приоритетных отраслей и производств, носить взвешенный и системный характер.
- 1. Понятие инвестиций, их содержание и характерные черты.
- 2. Инвестиционная деятельность и оборот инвестиций.
- 3.Субъеты и объекты инвестиций
- 4. Экономические отношения, связанные с движением и. Роль инвестиций в экономике государства
- 5.Классификация инвестиций по объектам вложения средств и целям инвестирования
- 6. Классификация инвестиций по срокам, формам собственности на инвестиционные ресурсы, регионам, отраслям, рискам и другим признакам.
- 7. Классификация инвестиций в форме капитальных вложений
- 8. Содержание понятия инвестиционный рынок и его составляющие
- 9. Конъюнктура ир. Цикл и его стадии.
- 10. Структура инвестиционного рынка.
- 11. Динамика инвестиционного спроса и предложения. Факторы, определяющие формирование инвестиционного спроса. Особенности формирования инвестиционного предложения
- 12. Понятие, виды и роль финансовых посредников в инвестиционном процессе
- 13. Источники финансирования инвестиций, их структура
- 14. Характеристика собственных инвестиционных ресурсов фирм
- 16. Привлечение капитала через кредитный рынок
- 17. Государственное финансирование и другие способы мобилизации инвестиционных ресурсов.
- Вопрос 18. Сущность и виды иностранных инвестиций
- 19. Инвестиционные ресурсы международного финансового рынка. Содержание понятия инвестиционный климат
- 20. Правовое регулирование иностранных инвестиций, их государственное гарантирование
- 21. Оценка стоимости денежных средств во времени
- 22. Модели простых и сложных процентов. Понятие аннуитета.
- 24. Определение стоимости собственных средств
- Определение стоимости привлеченных и заемных средств.
- Стоимость привлечения банковских ресурсов, методы определения их стоимости.
- Соотношение риска и доходности.
- Классификация рисков инвестиционной деятельности.
- Процесс регулирования инвестиционных рисков.
- 30. Понятие и виды инвестиционных проектов.
- 31. Бизнес-план и его роль в финансовом обосновании инвестиционного проекта.
- 32. Оценка эффективности реальных инвестиционных проектов.
- 33. Простейшие методы оценки инвестиций в проектном инвестировании.
- 34. Коммерческая, бюджетная и экономическая эффективность инвестиционного проекта.
- 35. Оценка инвестиционных качеств и эффективности финансовых инструментов.
- 36. Понятие и виды инвестиционного портфеля.
- 37. Принципы формирования инвестиционного портфеля.
- 38. Формирование портфеля реальных инвестиционных проектов.
- 39. Формирование портфеля ценных бумаг.
- 40. Методы моделирования инвестиционного портфеля.
- 41. Отбор объектов инвестирования по критерию доходности.
- 42. Отбор инвестиционных объектов по критерию ликвидности.
- 43. Оценка инвестиционного портфеля по критерию риска.
- Концепции регулирования инвестиций: кейнсианство, монетаризм.
- Концепции регулирования инвестиций: теория экономики предложения, структурализм.
- Современные системы экономического регулирования.
- Формирование инвестиционной политики государства в условиях развития рыночных отношений в России.
- Принципы, границы и формы участия государства в инвестиционной деятельности.
- Определение стратегических приоритетов инвестирования в государственной инвестиционной политике.
- 50. Государственные инвестиции и поддержка приоритетных направлений экономического развития.
- 51. Механизм размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе.
- Российский банк развития и его задачи в сфере производственного инвестирования.
- 53. Управление государственной собственностью как фактор роста эффективности инвестиций в государственном секторе экономики.
- 54. Создание институционально правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики.
- Государственное регулирование в формировании эффективной инфраструктуры финансового рынка.
- 56. Промышленная, структурная и налоговая политика государства
- 57. Региональные аспекты инвестиционной политики в федеральном государстве.
- 58 Проблемы согласования инвестиционной политики федерального центра и регионов