20. Правовое регулирование иностранных инвестиций, их государственное гарантирование
В странах развитой рыночной экономики по отношению к иностранным инвесторам используется так называемый национальный режим. Данное положение, закрепленное в ряде документов МВФ-МБРР, Международной торговой палаты и ОЭСР, означает, что привлечение иностранных инвестиций и деятельность компаний с иностранным участием регулируется, как правило, национальным законодательством.
принципы приема прямых иностранных инвестиций включают: национальный режим, недискриминацию иностранных инвесторов, защиту и гарантии. В указанных Принципах содержатся рекомендации беспрепятственного перевода соответствующих валют, недопущения экспроприации иностранных капиталовложений, обращения для разрешения спора между иностранным инвестором и принимающим государством к арбитражу Международного центра по урегулированию инвестиционных споров.
В отличие от развитых стран во многих развивающихся странах сохраняется ряд ограничений, препятствующих движению иностранных инвестиций. Вместе с тем в 90-е годы во многих развивающихся странах происходила определенная либерализация инвестиционного режима. На практике в большинстве стран, несмотря на принятые законы, либерализующие инвестиционный режим, все-таки сохраняются различные ограничения для деятельности иностранных инвесторов. Характерной чертой современного национального законодательства в области прямых иностранных инвестиций является расширение сферы его распространения на все виды имущественных активов и связанных с ними прав собственности, а также прав на интеллектуальную собственность.
Государственное гарантирование иностранных инвестиций
Важным условием привлечения иностранных инвестиций, способствующим минимизации рисков зарубежных инвесторов, является их государственное гарантирование прав и интересов зарубежных инвесторов, которое может осуществляться:
на основе конституций или специальных нормативных актов;
в рамках двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашений о защите и стимулировании иностранных инвестиций;
через участие в Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других стран.
В конституциях многих стран содержатся положения о неприкосновенности собственности и о возможности ее экспроприации только в строго определенных случаях (как правило, при нарушении общественных интересов). Конституционно закрепляются права на справедливую компенсацию и способы урегулирования споров при несогласии собственника с фактом, размерами, сроками конфискации. Эти гарантии обычно распространяются и на иностранных собственников. В странах, где приняты специальные законы и кодексы в области инвестиционной деятельности, отмеченные положения конкретизируются в данных нормативных актах.
Межгосударственные соглашения о взаимной защите и поощрении иностранных инвестиций включают в себя, как правило, следующие обязательства: создание благоприятного режима для капитальных вложений при инвестиционной и связанной с ней деятельности иностранных инвесторов; обеспечение защиты иностранной собственности; гарантии в отношении беспрепятственного перевода доходов от иностранных инвестиций и соответствующей компенсации в случае экспроприации иностранной собственности; рассмотрение споров по вопросам иностранных капиталовложений в третейских судах.
Участие в Конвенции по урегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами других стран обеспечивает возможность разрешения споров между принимающей страной и иностранными инвесторами путем арбитража, широко применяемого в международной экономической практике. Вопросы гарантирования иностранных инвестиций содержатся также в ряде других документов, одобренных специальными международными организациями.
В 1985 г. с целью содействия иностранным инвестициям в рамках Международного банка реконструкции и развития (МБРР) было создано Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ). Агентство обеспечивает иностранным инвесторам долгосрочные гарантии на следующие случаи некоммерческих рисков:
введение правительством страны, принимающей капитал, ограничений на обмен и перевод капиталов;
законодательные или административные меры принимающей страны, лишающие иностранного инвестора права на собственность, контроля над инвестициями или значительно снижающие его доходы;
административная и судебная практика принимающей страны, нарушающая права иностранных инвесторов и ведущая к расторжению договоров, заключенных с ее государственными институтами;
вооруженные конфликты и гражданские войны.
- 1. Понятие инвестиций, их содержание и характерные черты.
- 2. Инвестиционная деятельность и оборот инвестиций.
- 3.Субъеты и объекты инвестиций
- 4. Экономические отношения, связанные с движением и. Роль инвестиций в экономике государства
- 5.Классификация инвестиций по объектам вложения средств и целям инвестирования
- 6. Классификация инвестиций по срокам, формам собственности на инвестиционные ресурсы, регионам, отраслям, рискам и другим признакам.
- 7. Классификация инвестиций в форме капитальных вложений
- 8. Содержание понятия инвестиционный рынок и его составляющие
- 9. Конъюнктура ир. Цикл и его стадии.
- 10. Структура инвестиционного рынка.
- 11. Динамика инвестиционного спроса и предложения. Факторы, определяющие формирование инвестиционного спроса. Особенности формирования инвестиционного предложения
- 12. Понятие, виды и роль финансовых посредников в инвестиционном процессе
- 13. Источники финансирования инвестиций, их структура
- 14. Характеристика собственных инвестиционных ресурсов фирм
- 16. Привлечение капитала через кредитный рынок
- 17. Государственное финансирование и другие способы мобилизации инвестиционных ресурсов.
- Вопрос 18. Сущность и виды иностранных инвестиций
- 19. Инвестиционные ресурсы международного финансового рынка. Содержание понятия инвестиционный климат
- 20. Правовое регулирование иностранных инвестиций, их государственное гарантирование
- 21. Оценка стоимости денежных средств во времени
- 22. Модели простых и сложных процентов. Понятие аннуитета.
- 24. Определение стоимости собственных средств
- Определение стоимости привлеченных и заемных средств.
- Стоимость привлечения банковских ресурсов, методы определения их стоимости.
- Соотношение риска и доходности.
- Классификация рисков инвестиционной деятельности.
- Процесс регулирования инвестиционных рисков.
- 30. Понятие и виды инвестиционных проектов.
- 31. Бизнес-план и его роль в финансовом обосновании инвестиционного проекта.
- 32. Оценка эффективности реальных инвестиционных проектов.
- 33. Простейшие методы оценки инвестиций в проектном инвестировании.
- 34. Коммерческая, бюджетная и экономическая эффективность инвестиционного проекта.
- 35. Оценка инвестиционных качеств и эффективности финансовых инструментов.
- 36. Понятие и виды инвестиционного портфеля.
- 37. Принципы формирования инвестиционного портфеля.
- 38. Формирование портфеля реальных инвестиционных проектов.
- 39. Формирование портфеля ценных бумаг.
- 40. Методы моделирования инвестиционного портфеля.
- 41. Отбор объектов инвестирования по критерию доходности.
- 42. Отбор инвестиционных объектов по критерию ликвидности.
- 43. Оценка инвестиционного портфеля по критерию риска.
- Концепции регулирования инвестиций: кейнсианство, монетаризм.
- Концепции регулирования инвестиций: теория экономики предложения, структурализм.
- Современные системы экономического регулирования.
- Формирование инвестиционной политики государства в условиях развития рыночных отношений в России.
- Принципы, границы и формы участия государства в инвестиционной деятельности.
- Определение стратегических приоритетов инвестирования в государственной инвестиционной политике.
- 50. Государственные инвестиции и поддержка приоритетных направлений экономического развития.
- 51. Механизм размещения централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе.
- Российский банк развития и его задачи в сфере производственного инвестирования.
- 53. Управление государственной собственностью как фактор роста эффективности инвестиций в государственном секторе экономики.
- 54. Создание институционально правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики.
- Государственное регулирование в формировании эффективной инфраструктуры финансового рынка.
- 56. Промышленная, структурная и налоговая политика государства
- 57. Региональные аспекты инвестиционной политики в федеральном государстве.
- 58 Проблемы согласования инвестиционной политики федерального центра и регионов