21.5. Таможенная пошлина
Таможенная пошлина — это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами Российской Федерации по ставкам, дифференцированным по отдельным видам товаров, при их ввозе на территорию Российской Федерации или вывозе из России. Таможенная пошлина — неотъемлемое условие такого ввоза или вывоза.
Таможенная пошлина является одним из мощных рычагов регулирования товарооборота и влияния на экономику. Поэтому, когда таможенная пошлина используется как средство для поддержки и защиты российских товаропроизводителей, т. е. в протекционистских целях, применяются специальные антидемпинговые и компенсационные пошлины.
Плательщиками таможенной пошлины являются декларанты товара или другие лица, предусмотренные в Таможенном кодексе РФ. Объектом обложения данным налогом является перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации. Исчисление таможенной пошлины производится на основе Закона РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г., который определяет таможенную стоимость товаров и транспортных средств. Кроме того, 8 июня 1995 г. Государственным таможенным комитетом РФ утверждена Временная инструкция о взимании таможенных платежей. Таможенная стоимость товара указывается в грузовой таможенной декларации и в декларации таможенной стоимости. До принятия или одновременно с принятием таможенной декларации уплачиваются и таможенные платежи. В исключительных случаях таможенный орган, производящий таможенное оформление, может принять решение о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей плательщику, за что Центральным банком РФ взимаются проценты по ставкам предоставляемого им кредита.
Таможенные платежи уплачиваются таможенному органу Российской Федерации. Таможенные платежи в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, уплачиваются государственному предприятию связи.
Ставки таможенных платежей едины на всей территории Российской Федерации. Утверждаются они Правительством РФ, а уточняются или изменяются в связи с изменением экономической ситуации в стране.
Свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, образует таможенный тариф. Таможенный тариф систематизирован в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), которая содержит перечень товаров, отнесенных к определенным классификационным группам.
Таможенные пошлины, или экспортно-импортные пошлины, например в США, имеют свою историю. Наряду с другими налогами и сборами они служили основным источником государственного дохода США еще до того, как там было принято законодательство о подоходном налоге.
В США таможенные пошлины призваны решать и определенные политические задачи. Рассмотрим сначала ввоз товаров из одной страны в другую, что имеет определенные последствия для экономик обеих стран — экспортера и импортера.
В стране, экспортирующей продукт, образуется дополнительное количество валютных средств, которые их владельцы могут использовать для приобретения товаров в той стране, куда был направлен экспорт. Данные рассуждения упрощены, так как мы ограничиваемся рассмотрением модели только двух стран. В реальности же экспортная выручка может использоваться для приобретения любого товара в любой другой стране. Если бы в мире существовало только две страны, результатом экспортно-импортных операций было бы постоянное равновесие платежного баланса обеих стран. В реальности страна, осуществляющая экспорт продуктов, приветствует возможность получения дополнительной валютной выручки от экспорта. И поскольку в настоящее время ни одна страна не может быть полностью самодостаточной и существовать автономно, валютная выручка за счет внешней торговли приобретает жизненно важное значение для государства. Страна-импортер вводит таможенную пошлину, во-первых, с целью обеспечения дохода в казну, а, во-вторых, с целью уравнения цены импортного товара с ценой этого же товара, но производимого отечественными производителями. Это связано с тем, что отечественные производители не всегда могут производить такой же товар и по той же цене, как иностранные компании.
Есть и еще одна причина введения таможенных пошлин на ввозимые товары, окрашенная политическими мотивами. Рассмотрим, например, сталелитейную промышленность в США. В середине 70-х гг. затраты на оплату труда основных производственных рабочих в черной металлургии здесь составляли 25 долл. за 1 час, в то время как для Японии аналогичный показатель составлял 8 долл. за 1 час. Вследствие этого японская сталь была намного дешевле стали, производимой в США, и японцы успешно разрушали традиционную сталелитейную промышленность США более низкими ценами. Естественно, что сталелитейные предприятия существуют в США и сейчас, их насчитывается около 250, и они рентабельны. Однако они были полностью реконструированы и применяют сейчас передовые технологии производства стали.
Следует также отметить, что сталь представляет собой важнейший ресурс для национальной обороны. Практически все вооружение производится с использованием стали. Поэтому подрыв национальной сталелитейной промышленности может рассматриваться как угроза национальной безопасности страны. Исходя из этого государство может ввести высокие таможенные пошлины на ввоз товаров, имеющих особо важное значение для национальной безопасности, и не только с целью привлечения дополнительных доходов, но и для обеспечения поддержки отечественного производителя.
Страна-экспортер заинтересована в продаже своих товаров. Но для страны-импортера этот экспорт представляет собой форму долговой зависимости. Те доллары, например, которые сосредоточены в руках японцев в результате экспорта в США японских автомобилей, представляют собой форму требования на товары, которые должны быть произведены в США и проданы Японии. Равновесие во внешней торговле поддерживается только в том случае, если импортируется такой же стоимостной объем товаров, что и экспортируется, т. е. когда потоки денежных средств за счет импорта равны притоку денежных средств от экспорта. Для здоровой экономики естественно стремиться к такому равновесию.
Однако если страна импортирует больше, чем поставляет на экспорт, возникает неравновесное состояние платежного баланса. Дисбаланс во внешней торговле, именуемый торговым дефицитом, имеет серьезные последствия для страны, имеющей внешний долг. В долгосрочной перспективе это способствует развитию инфляции, приводит к росту цен.
В то же время введение таможенных пошлин на товары, необходимые населению и пользующиеся спросом, является дополнительным налоговым бременем для населения. Если сталелитейной промышленности США, например, удалось заставить правительство ввести высокие пошлины на сталь зарубежного производства в целях защиты доходов национального производителя, то это было, конечно же, несправедливо по отношению к населению. Предположим, что доходы основной массы населения США в тот период составляли 10 долл. за час. Рабочие — члены профсоюзов сталелитейной промышленности, сумевшие добиться повышения своих доходов до 25 долл. за час, стремились заставить государство сохранить этот уровень доходов. Если бы государство решило эту задачу, то основная масса населения США с уровнем заработной платы 10 долл. за час была бы вынуждена покупать товары, произведенные американцами, которые объединенными усилиями заставили работодателей повысить их заработную плату в 2,5 раза по сравнению со средненациональным уровнем. Американцы должны были бы поддерживать доходы рабочих сталелитейной промышленности на достаточно высоком уровне. А это было бы несправедливо. США не предприняло этих мер, вследствие чего сталелитейные компании модернизировали производство.
Теперь рассмотрим таможенные пошлины на вывоз товаров. Экспорт весьма привлекателен для государства, так как обеспечивает приток иностранной валюты. Кроме того, он способствует созданию рабочих мест и росту доходов населения. Вместе с тем таможенные пошлины на вывоз товаров через таможенную границу вводятся в связи с тем, что, во-первых, государство всегда стремится получить дополнительные доходы, а во-вторых, массовый экспорт некоторых товаров может нанести ущерб национальной экономике. Рассмотрим, в частности, положение в странах СНГ в последние годы.
После перестройки значительные объемы основных национальных ресурсов и существенно важных для экономики материалов были вывезены за пределы Российской Федерации. С целью обеспечения притока иностранной валюты на внешний рынок было выброшена огромное количество стали, бетона, алюминия и других продуктов. В то же время предпринимались попытки реорганизации экономики, ставшей фрагментарной в результате слома единой экономической системы СССР и нарушения традиционных внутриэкономических связей. В результате многие жизненно важные для экономики материалы оказались экспортируемыми. В связи с этим и появилась необходимость введения некоторых ограничений на экспорт, что в данном случае способствовало защите национальной экономики.
В целом система таможенных пошлин должна строиться таким образом, чтобы несколько ограничивать импорт и стимулировать экспорт. Цели создания такой системы — обеспечение притока иностранной валюты и охрана национальных интересов как в экономической области, так и в области обороны.
Если система таможенных пошлин несправедлива и недостаточно успешно регулируется, то у населения возникает искушение заняться контрабандой. В особенности это касается тех товаров, которые легко транспортируются и облагаются высокими пошлинами. Контрабанда, или незаконный ввоз товаров в страну без уплаты пошлин государству, — проблема многих стран, независимо от структуры системы налогообложения. Однако справедливая и действенная налоговая система способствует снижению накала подобной деятельности. Если же уровень контрабанды высок вследствие ненадлежащей системы налогообложения, то государству потребуется привлечение больших финансовых средств для борьбы с данными налоговыми преступлениями. Безусловно, наилучшим выходом из подобного положения является построение справедливой налоговой системы, решающей задачи государства, обеспечивающей приток средств в государственную казну, а также позволяющей населению страны пользоваться товарами отечественного производства.
- Предисловие
- Раздел I Правовые основы и принципы финансовой деятельности Глава 1 Понятие финансового права и его сущность
- 1.1. Предмет и источники финансового права Российской Федерации
- Глава 2 Краткая история становления финансовой системы России
- Глава 3 Финансовая система Российской Федерации
- Глава 4 Сущность и функции финансов
- Глава 5 Правовые основы финансовой деятельности государства
- Глава 6 Финансовый контроль, его сущность и виды
- Глава 7 Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль
- 7.1. Счетная палата Российской Федерации
- 7.2. Министерство финансов рф
- 7.3. Федеральное казначейство
- 7.4. Министерство рф по налогам и сборам
- 1) Министерство рф по налогам и сборам;
- 7.5. Федеральные органы налоговой полиции
- 7.6. Государственный таможенный комитет рф
- Глава 8 Негосударственный финансовый контроль — аудит
- 8.1. Причины возникновения и этапы становления аудита в России
- 8.2. Понятие и цели аудиторской деятельности, ее организация
- 8.3. Правовые основы аудиторской деятельности
- Глава 9 Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности
- Глава 10 Виды ответственности за нарушение финансового законодательства
- Раздел II Правовой режим государственного и местных (муниципальных) бюджетов Глава 11 Краткая история становления и развития бюджета
- Глава 12 Бюджетная система Российской Федерации
- Глава 13 Субъекты бюджетных правоотношений и нормы их регулирования
- Глава 14 Бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
- Глава 15 Бюджетное устройство и его принципы
- 15.1. Бюджетная классификация
- 15.2. Структура доходов бюджета
- 15.3. Структура расходов бюджета
- 15.4. Правовое регулирование государственных доходов и расходов
- Глава 16 Бюджетное финансирование: понятие и принципы
- Глава 17 Бюджетный дефицит и источники его финансирования
- Глава 18 Бюджетный процесс и его правовое регулирование
- Раздел III Правовое регулирование налогообложения Глава 19 Экономическая сущность налогообложения
- 19.1. Возникновение и развитие налоговых систем в мире
- 19.2. Сущность, функции и виды налогов
- Глава 20 Налоговое право и его основные принципы
- Глава 21 Правовое регулирование основных видов налогов
- 21.1. Налог на добавленную стоимость
- 21.2. Налог на прибыль предприятий и организаций
- 21.3. Подоходный налог с физических лиц
- 21.4. Акцизы
- 21.5. Таможенная пошлина
- 21.6. Налоги в дорожные фонды
- 21.7. Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения
- 21.8. Государственная пошлина. Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний
- 21.9. Налог на имущество предприятий. Единый налог на вмененный доход
- 21.10. Налог с продаж
- 21.11. Налог с продаж в Москве
- Глава 22 Правовое регулирование местных налогов
- 22.1. Земельный налог
- 22.2. Налог на имущество физических лиц
- Глава 23 Проблемы налогообложения в экономике России
- 23.1. Процесс реформирования системы налогообложения в России
- 1. Повышение эффективности работы налоговых органов России в соответствии с действующим законодательством и решениями органов государственной власти:
- 2. Усиление контроля за соблюдением действующего налогового законодательства и дисциплины, осуществление модернизации механизма исчисления и взимания налогов:
- 3. Формирование интегрированной информационной базы в территориальных налоговых органах и информационное обеспечение непрерывного функционального развития налоговых органов России:
- 4. Повышение уровня технической оснащенности территориальных налоговых органов:
- Раздел IV Правовые основы государственного и муниципального кредита Глава 24 Государственный кредит и его сущность
- 24.1. Функции государственного кредита
- 24.2. Государственные займы и их классификация
- Глава 25 Государственные ценные бумаги
- Глава 26 Государственный и муниципальный долг. Управление государственным и муниципальным долгом
- Раздел V Правовое регулирование организации страхового дела Глава 27 История возникновения страхового дела
- Глава 28 Страховые правоотношения. Особенности, функции и виды страхования
- Глава 29 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
- Глава 30 Страховые платежи в государственные внебюджетные фонды
- Раздел VI Правовое регулирование банковской деятельности Глава 31 Возникновение и развитие банковской системы России
- Глава 32 Центральный банк рф
- 32.1. Расчетно-кассовый центр Банка России
- Глава 33 Коммерческие банки
- 33.1. Виды вкладов. Договор банковского вклада
- 33.2. Банковский счет
- 33.3. Права и обязанности сторон по договору банковского счета
- 33.4. Ответственность банка за нарушения налогового законодательства
- Глава 34 Прекращение деятельности кредитной организации
- 34.1. Отзыв лицензии кредитной организации
- Глава 35 Правовое регулирование заема и кредита
- Глава 36 Банковская гарантия
- Глава 37 Формы безналичных расчетов
- 37.1. Платежные поручения
- 37.2. Чековая форма расчетов
- 37.3. Расчеты по аккредитиву
- 37.4. Расчеты по инкассо
- 37.5. Электронные банковские услуги
- 1. Общие положения
- 2. Пользование карточкой
- 3. Утрата карточки или подозрение на ее несанкционированное использование
- 4. Выписки по текущему счету
- 5. Заключительные положения
- 1. Проверка голограммы
- 2. Проверка логотипа visa и микротекста
- 3. Проверку эмбоссированных на карте характеристик
- 4. Проверка банковского идентификационного номера, bin-a
- 5. Проверка магнитной полосы
- 6. Проверка подписи
- 7. Проверка карты в ультрафиолетовом свете
- 1. Проверка качества пластика, из которого изготовлена карточка
- 2. Проверка эмбоссированных на карте характеристик
- 7. Проверка в ультрафиолетовом свете
- 1. Общие положения
- 2. Порядок совершения операции
- 2.1. Проверка пластиковой карты
- 1. Предмет договора
- 2. Общие положения
- 3. Права и обязанности банка
- 3.1. Банк обязан:
- 3.2. Банк вправе:
- 4. Права и обязанности держателя
- 4.1. Держатель обязан:
- 4.2. Держатель имеет право:
- 5. Ответственность сторон
- 6. Порядок расторжения договора
- 7. Дополнительные условия
- 8. Адреса сторон
- 8.1. Банк:
- 8.2. Держатель ______________________________
- Договор №__ о выпуске и обслуживании международной банковской карточки visa electron
- 1. Предмет договора
- 2. Общие положения
- 3. Права и обязанности банка
- 3.1. Банк обязан:
- 3.2. Банк вправе:
- 4. Права и обязанности держателя
- 4.1. Держатель обязан:
- 4.2. Держатель имеет право:
- 5. Ответственность сторон
- 6. Порядок расторжения договора
- 7. Дополнительные условия
- 8. Адреса сторон
- 8.1. Банк:
- 1. Предмет договора
- 2. Общие положения
- 3. Права и обязанности банка
- 3.1. Банк обязан:
- 3.2. Банк вправе:
- 4. Права и обязанности держателя 4.1. Держатель обязан:
- 4.2. Держатель имеет право:
- 5. Ответственность сторон
- 6. Порядок расторжения договора
- 7. Дополнительные условия
- 8. Адреса сторон
- 8.1. Банк:
- 8.2. Держатель
- Глава 38 Векселя
- 1. Общие положения
- 2. Реквизиты векселя
- 3. Порядок приобретения векселей банка первым векселедержателем
- 4. Передача векселя банка
- 5. О сроке платежа
- 6. О платеже
- 7. Учет векселей
- 1. Общие положения
- 2. Порядок приобретения векселя
- 3. Погашение векселя. Порядок расчетов
- 4. Порядок бухгалтерского учета векселей
- Раздел VII Правовое регулирование лизинга Глава 39 Понятие, формы и виды лизинга
- Глава 40 Правовые основы лизинга в Российской Федерации
- Глава 41 Особенности лизинга
- Глава 42 Договоры лизинга
- Глава 43 Налогообложение лизинговых операций и проблемы развития лизинга
- 1. Предмет договора
- 2. Обязанности и права сторон
- 3. График лизинговых платежей, расчет суммы лизинговых платежей и стоимости объекта лизинга
- 4. Срок действия настоящего договора
- 5. Финансовый учет и переоценка объекта лизинга
- 6. Штрафные санкции
- 7. Расторжение настоящего договора
- 8. Форс-мажор
- 9. Арбитражный суд
- 10. Общие положения
- 11. Уведомления
- 12. Местонахождение объекта лизинга. Юридические адреса и реквизиты Сторон:
- 1. Общие положения
- 2. Бухгалтерский учет у лизингодателя
- 3. Бухгалтерский учет у лизингополучателя
- I. Общие положения
- Глава I. Область применения и общие положения
- Глава II. Права и обязательства сторон
- Глава III. Заключительные положения
- Раздел VIII Правовые основы денежного обращения и расчетов Глава 44 Деньги: сущность, функции и виды. Публично-правовые характеристики денег
- Глава 45 Денежный оборот. Правовое регулирование безналичного и налично-денежного обращения
- Глава 46 Расчетно-кассовые операции. Порядок ведения кассовых операций
- Раздел IX Правовые основы валютных отношений Глава 47 История развития мировых валютных отношений в XX веке
- Глава 48 Валютные отношения
- Глава 49 Валютный курс
- Глава 50 Валютные риски
- Глава 51 Валютный контроль
- 51.1. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (вэк) России
- Глава 52 Ответственность за нарушения валютного законодательства
- Глава 53 Евро — путь к интеграции
- Глава 54 Международные финансовые институты
- Глава 55 Правовые основы деятельности Союзного государства
- Список использованной литературы