21.7. Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения
Данный налог был введен Законом РФ «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения» от 12 декабря 1991 г. № 2020-1, на основе которого Госналогслужбой РФ было издана Инструкция о порядке исчисления и уплаты налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, от 30 мая 1995 г. № 32.
Плательщиками данного налога являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без имущества, которые становятся собственниками имущества, переходящего к ним на территории Российской Федерации в порядке наследования или дарения.
Объектом налогообложения в соответствии с Законом РФ являются:
— жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах;
— автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства;
— предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий;
— паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, земельные участки, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении.
Налог взимается при условии выдачи нотариусами или должностными лицами, уполномоченными совершать нотариальные действия, свидетельств о праве на наследство или удостоверения ими договоров дарения, а в случаях, если общая стоимость, переходящего в собственность физического лица имущества, превышает:
— на день открытия наследства — 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
— на день удостоверения договора дарения — 80-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда.
Оценка жилого дома, квартиры, дачи и садового домика, переходящих в собственность физических лиц в порядке наследования или дарения, производится органами коммунального хозяйства (технической инвентаризации) или страховыми организациями.
Оценка транспортных средств производится страховыми органами или организациями, связанными с техническим обслуживанием транспортных средств, при оформлении права наследования — судебно-экспертными учреждениями системы Министерства юстиции РФ.
Оценка другого имущества производится экспертами (специалистами-оценщиками).
Нотариусы, а также другие должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия, обязаны представить в налоговый орган по месту их нахождения справку о стоимости имущества, переходящего в собственность физических лиц, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, в случаях:
а) если имущество перешло в собственность физических лиц, проживающих на территории Российской Федерации, — в 15-дневный срок с момента выдачи свидетельства о праве на наследство или удостоверения договора дарения;
б) если имущество перешло в собственность физических лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, — в период оформления права собственности на это имущество.
Налог с имущества, переходящего в порядке наследования, исчисляется от стоимости (оценки) наследственного имущества на день открытия наследства, даже если бы стоимость этого имущества в момент выдачи свидетельства была бы иной по сравнению с его оценкой на день открытия наследства.
Налог с имущества, переходящего в порядке дарения, исчисляется от стоимости имущества, указанной сторонами, участвующими в сделке, но не ниже оценки, произведенной уполномоченными органами.
Имущество, перешедшее в порядке наследования или дарения, может быть продано, подарено, обменено собственником только после уплаты им налога, что должно быть подтверждено соответствующей справкой налогового органа.
Налог с имущества, переходящего в порядке наследования, исчисляется в следующих размерах:
а) при наследовании имущества стоимостью от 850-кратного до 1700-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:
наследникам первой очереди — 5% от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
наследникам второй очереди — 10% от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
другим наследникам — 20% от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
б) при наследовании имущества стоимостью от 1701-кратного до 2550-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:
наследникам первой очереди — 42,5-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 10% от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
наследникам второй очереди — 85-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 20% от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
другим наследникам — 170-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 30% от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
в) при наследовании имущества стоимостью свыше 2550-кратного установленного законом размера минимального месячной оплаты труда:
наследникам первой очереди — 127,5-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 15% от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
наследникам второй очереди — 255-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 30% от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
другим наследникам — 425-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 40% от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда.
При этом при наследовании по закону, которое обычно имеет место при отсутствии завещания, согласно ст. 532 Гражданского кодекса РСФСР установлено, что:
— наследниками первой очереди являются: дети (в том числе усыновленные), супруг, родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти;
— наследниками второй очереди являются: братья и сестры умершего, его дед и бабка как со стороны отца, так и со стороны матери.
Наследники второй очереди призываются к наследованию по закону лишь при отсутствии наследников первой очереди или при непринятии ими наследства, а также в случае, когда все наследники первой очереди лишены завещателем права наследования.
Налог с имущества, переходящего в порядке дарения, исчисляется в следующих размерах:
а) при стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, от 80-кратного до 850-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:
детям, родителям — 3% от стоимости имущества, превышающей 80-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
другим физическим лицам — 10% от стоимости имущества, превышающей 80-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
б) при стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, от 851-кратного до 1700-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:
детям, родителям — 23,1-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты + 7% от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
другим физическими лицами — 77-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 20% от стоимости имущества, превышающей 850-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
в) при стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, от 1701-кратного до 2550-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:
детям, родителям — 82,6-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 11% от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный установленный законом размер минимальный месячной оплаты труда;
другим физическим лицам — 247-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 30% от стоимости имущества, превышающей 1700-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
г) при стоимости имущества, переходящего в порядке дарения, свыше 2550-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда:
детям, родителям — 176,1-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 15% от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда;
другим физическим лицам — 502-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда + 40% от стоимости имущества, превышающей 2550-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда.
При исчислении налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, установленного в кратном размере от минимальной оплаты труда, учитывается установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда на день открытия наследства или удостоверения договора дарения.
Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, не взимается:
а) со стоимости имущества, переходящего в порядке наследования пережившему супругу, или дарения имущества одним супругом другому; при этом налог не взимается независимо от того, проживали супруги вместе или нет (основанием для предоставления льготы является свидетельство о регистрации брака, а в случае его отсутствия — решение суда о признании факта супружества);
б) со стоимости жилых домов (квартир) и сумм паевых накоплений в жилищно-строительных кооперативах, если наследники или одаряемые проживали в этих домах (квартирах) совместно с наследодателем или дарителем на день открытия наследства или оформления договора дарения; факт совместного проживания подтверждается справкой из соответствующего жилищного органа или городской, поселковой, сельской администрации, а также решением суда; (в частности, не лишаются права на льготу по налогу физические лица, получающие имущество в порядке наследования или дарения, проживающие совместно с наследодателем или дарителем и временно выехавшие в связи с обучением (студенты, аспиранты, учащиеся), нахождением в длительной служебной командировке, прохождением срочной службы в Вооруженных Силах; в этом случае основанием для предоставления льготы является справка соответствующей организации о причинах отсутствия гражданина);
в) со стоимости имущества, переходящего в порядке наследования от лиц, погибших при защите СССР и Российской Федерации, в связи с выполнением ими государственных или общественных обязанностей либо в связи с выполнением долга гражданина СССР и Российской Федерации по спасению человеческой жизни, охране государственной собственности и правопорядка (основанием для предоставления льготы является документ соответствующей организации о смерти наследодателя);
г) со стоимости жилых домов и транспортных средств, переходящих в порядке наследования инвалидам 1 и 2 групп (основанием для предоставления льготы является удостоверение инвалида; льгота предоставляется тем физическим лицам, которые имели указанные выше группы инвалидности на момент получения свидетельства на право наследования);
д) со стоимости транспортных средств, переходящих в порядке наследования членам семей военнослужащих, потерявших кормильца; потерявшими кормильца считаются члены семьи умершего (погибшего) военнослужащего, имеющие право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
Основанием для предоставления указанной льготы является пенсионное удостоверение, выданное соответствующими органами в установленном порядке.
Не являются плательщиками налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, сотрудники дипломатических и консульских представительств и приравненных к ним международных организаций, а также члены их семей.
Нотариусы, а также должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия, обязаны в 15-дневный срок с момента выдачи свидетельства о праве на наследство или удостоверения договора дарения направить в налоговый орган по месту их нахождения справку о стоимости имущества для исчисления налоговыми органами суммы налога. Уплата налога производится на основании платежного извещения, вручаемого плательщику налоговым органом.
Физические лица, проживающие в России, уплачивают налог не позднее трехмесячного срока со дня вручения им платежного извещения. Физические лица, проживающие за пределами России, обязаны уплачивать налог до получения документа, удостоверяющего право на имущество. При необходимости налоговые органы могут предоставлять плательщикам по их письменному заявлению рассрочку или отсрочку уплаты налога, но не более чем на два года, с уплатой процентов в размере 0,5 ставки на срочные вклады, действующей в Сберегательном банке РФ.
В капиталистических странах также предусмотрено право передачи всей собственности и активов гражданина его наследникам. Когда наследник наследует собственность, будь то земля, дома, денежные средства или прочие активы, он должен уплатить государству определенную сумму в качестве налога на наследство. Причем из налоговой базы исключается определенный размер стоимости. Иными словами, если наследство оценивается в небольшую сумму, не превышающую установленного уровня, который варьирует в разных штатах США, а также на федеральном уровне, то наследник освобождается от уплаты налога на наследство. Однако если размер наследства превышает установленную сумму, то размер налога на наследство представляет собой процент от стоимости наследуемого имущества. Ставка налога не является фиксированной. Цель налога на наследство — обеспечить еще один источник доходов государства.
- Предисловие
- Раздел I Правовые основы и принципы финансовой деятельности Глава 1 Понятие финансового права и его сущность
- 1.1. Предмет и источники финансового права Российской Федерации
- Глава 2 Краткая история становления финансовой системы России
- Глава 3 Финансовая система Российской Федерации
- Глава 4 Сущность и функции финансов
- Глава 5 Правовые основы финансовой деятельности государства
- Глава 6 Финансовый контроль, его сущность и виды
- Глава 7 Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль
- 7.1. Счетная палата Российской Федерации
- 7.2. Министерство финансов рф
- 7.3. Федеральное казначейство
- 7.4. Министерство рф по налогам и сборам
- 1) Министерство рф по налогам и сборам;
- 7.5. Федеральные органы налоговой полиции
- 7.6. Государственный таможенный комитет рф
- Глава 8 Негосударственный финансовый контроль — аудит
- 8.1. Причины возникновения и этапы становления аудита в России
- 8.2. Понятие и цели аудиторской деятельности, ее организация
- 8.3. Правовые основы аудиторской деятельности
- Глава 9 Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности
- Глава 10 Виды ответственности за нарушение финансового законодательства
- Раздел II Правовой режим государственного и местных (муниципальных) бюджетов Глава 11 Краткая история становления и развития бюджета
- Глава 12 Бюджетная система Российской Федерации
- Глава 13 Субъекты бюджетных правоотношений и нормы их регулирования
- Глава 14 Бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
- Глава 15 Бюджетное устройство и его принципы
- 15.1. Бюджетная классификация
- 15.2. Структура доходов бюджета
- 15.3. Структура расходов бюджета
- 15.4. Правовое регулирование государственных доходов и расходов
- Глава 16 Бюджетное финансирование: понятие и принципы
- Глава 17 Бюджетный дефицит и источники его финансирования
- Глава 18 Бюджетный процесс и его правовое регулирование
- Раздел III Правовое регулирование налогообложения Глава 19 Экономическая сущность налогообложения
- 19.1. Возникновение и развитие налоговых систем в мире
- 19.2. Сущность, функции и виды налогов
- Глава 20 Налоговое право и его основные принципы
- Глава 21 Правовое регулирование основных видов налогов
- 21.1. Налог на добавленную стоимость
- 21.2. Налог на прибыль предприятий и организаций
- 21.3. Подоходный налог с физических лиц
- 21.4. Акцизы
- 21.5. Таможенная пошлина
- 21.6. Налоги в дорожные фонды
- 21.7. Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения
- 21.8. Государственная пошлина. Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний
- 21.9. Налог на имущество предприятий. Единый налог на вмененный доход
- 21.10. Налог с продаж
- 21.11. Налог с продаж в Москве
- Глава 22 Правовое регулирование местных налогов
- 22.1. Земельный налог
- 22.2. Налог на имущество физических лиц
- Глава 23 Проблемы налогообложения в экономике России
- 23.1. Процесс реформирования системы налогообложения в России
- 1. Повышение эффективности работы налоговых органов России в соответствии с действующим законодательством и решениями органов государственной власти:
- 2. Усиление контроля за соблюдением действующего налогового законодательства и дисциплины, осуществление модернизации механизма исчисления и взимания налогов:
- 3. Формирование интегрированной информационной базы в территориальных налоговых органах и информационное обеспечение непрерывного функционального развития налоговых органов России:
- 4. Повышение уровня технической оснащенности территориальных налоговых органов:
- Раздел IV Правовые основы государственного и муниципального кредита Глава 24 Государственный кредит и его сущность
- 24.1. Функции государственного кредита
- 24.2. Государственные займы и их классификация
- Глава 25 Государственные ценные бумаги
- Глава 26 Государственный и муниципальный долг. Управление государственным и муниципальным долгом
- Раздел V Правовое регулирование организации страхового дела Глава 27 История возникновения страхового дела
- Глава 28 Страховые правоотношения. Особенности, функции и виды страхования
- Глава 29 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
- Глава 30 Страховые платежи в государственные внебюджетные фонды
- Раздел VI Правовое регулирование банковской деятельности Глава 31 Возникновение и развитие банковской системы России
- Глава 32 Центральный банк рф
- 32.1. Расчетно-кассовый центр Банка России
- Глава 33 Коммерческие банки
- 33.1. Виды вкладов. Договор банковского вклада
- 33.2. Банковский счет
- 33.3. Права и обязанности сторон по договору банковского счета
- 33.4. Ответственность банка за нарушения налогового законодательства
- Глава 34 Прекращение деятельности кредитной организации
- 34.1. Отзыв лицензии кредитной организации
- Глава 35 Правовое регулирование заема и кредита
- Глава 36 Банковская гарантия
- Глава 37 Формы безналичных расчетов
- 37.1. Платежные поручения
- 37.2. Чековая форма расчетов
- 37.3. Расчеты по аккредитиву
- 37.4. Расчеты по инкассо
- 37.5. Электронные банковские услуги
- 1. Общие положения
- 2. Пользование карточкой
- 3. Утрата карточки или подозрение на ее несанкционированное использование
- 4. Выписки по текущему счету
- 5. Заключительные положения
- 1. Проверка голограммы
- 2. Проверка логотипа visa и микротекста
- 3. Проверку эмбоссированных на карте характеристик
- 4. Проверка банковского идентификационного номера, bin-a
- 5. Проверка магнитной полосы
- 6. Проверка подписи
- 7. Проверка карты в ультрафиолетовом свете
- 1. Проверка качества пластика, из которого изготовлена карточка
- 2. Проверка эмбоссированных на карте характеристик
- 7. Проверка в ультрафиолетовом свете
- 1. Общие положения
- 2. Порядок совершения операции
- 2.1. Проверка пластиковой карты
- 1. Предмет договора
- 2. Общие положения
- 3. Права и обязанности банка
- 3.1. Банк обязан:
- 3.2. Банк вправе:
- 4. Права и обязанности держателя
- 4.1. Держатель обязан:
- 4.2. Держатель имеет право:
- 5. Ответственность сторон
- 6. Порядок расторжения договора
- 7. Дополнительные условия
- 8. Адреса сторон
- 8.1. Банк:
- 8.2. Держатель ______________________________
- Договор №__ о выпуске и обслуживании международной банковской карточки visa electron
- 1. Предмет договора
- 2. Общие положения
- 3. Права и обязанности банка
- 3.1. Банк обязан:
- 3.2. Банк вправе:
- 4. Права и обязанности держателя
- 4.1. Держатель обязан:
- 4.2. Держатель имеет право:
- 5. Ответственность сторон
- 6. Порядок расторжения договора
- 7. Дополнительные условия
- 8. Адреса сторон
- 8.1. Банк:
- 1. Предмет договора
- 2. Общие положения
- 3. Права и обязанности банка
- 3.1. Банк обязан:
- 3.2. Банк вправе:
- 4. Права и обязанности держателя 4.1. Держатель обязан:
- 4.2. Держатель имеет право:
- 5. Ответственность сторон
- 6. Порядок расторжения договора
- 7. Дополнительные условия
- 8. Адреса сторон
- 8.1. Банк:
- 8.2. Держатель
- Глава 38 Векселя
- 1. Общие положения
- 2. Реквизиты векселя
- 3. Порядок приобретения векселей банка первым векселедержателем
- 4. Передача векселя банка
- 5. О сроке платежа
- 6. О платеже
- 7. Учет векселей
- 1. Общие положения
- 2. Порядок приобретения векселя
- 3. Погашение векселя. Порядок расчетов
- 4. Порядок бухгалтерского учета векселей
- Раздел VII Правовое регулирование лизинга Глава 39 Понятие, формы и виды лизинга
- Глава 40 Правовые основы лизинга в Российской Федерации
- Глава 41 Особенности лизинга
- Глава 42 Договоры лизинга
- Глава 43 Налогообложение лизинговых операций и проблемы развития лизинга
- 1. Предмет договора
- 2. Обязанности и права сторон
- 3. График лизинговых платежей, расчет суммы лизинговых платежей и стоимости объекта лизинга
- 4. Срок действия настоящего договора
- 5. Финансовый учет и переоценка объекта лизинга
- 6. Штрафные санкции
- 7. Расторжение настоящего договора
- 8. Форс-мажор
- 9. Арбитражный суд
- 10. Общие положения
- 11. Уведомления
- 12. Местонахождение объекта лизинга. Юридические адреса и реквизиты Сторон:
- 1. Общие положения
- 2. Бухгалтерский учет у лизингодателя
- 3. Бухгалтерский учет у лизингополучателя
- I. Общие положения
- Глава I. Область применения и общие положения
- Глава II. Права и обязательства сторон
- Глава III. Заключительные положения
- Раздел VIII Правовые основы денежного обращения и расчетов Глава 44 Деньги: сущность, функции и виды. Публично-правовые характеристики денег
- Глава 45 Денежный оборот. Правовое регулирование безналичного и налично-денежного обращения
- Глава 46 Расчетно-кассовые операции. Порядок ведения кассовых операций
- Раздел IX Правовые основы валютных отношений Глава 47 История развития мировых валютных отношений в XX веке
- Глава 48 Валютные отношения
- Глава 49 Валютный курс
- Глава 50 Валютные риски
- Глава 51 Валютный контроль
- 51.1. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (вэк) России
- Глава 52 Ответственность за нарушения валютного законодательства
- Глава 53 Евро — путь к интеграции
- Глава 54 Международные финансовые институты
- Глава 55 Правовые основы деятельности Союзного государства
- Список использованной литературы