Глава 51 Валютный контроль
Под валютным контролем законодатель понимает деятельность государства, направленную на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля являются Центральный банк РФ и Правительство РФ в соответствии с российским законодательством. Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами РФ могут осуществлять функции валютного контроля, в частности, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю и уполномоченные банки.
Под механизмом валютного контроля понимается совокупность специальных институтов, органов, лиц, участвующих в процессе валютного контроля (субъектная составляющая), а также набор форм и методов контрольной деятельности (функциональная составляющая).
Нормативно-правовую базу механизма валютного контроля составляют федеральные законы: «О валютном регулировании и валютном контроле», «О государственном регулировании внешне-торговой деятельности», «О банках и банковской деятельности» и другие; Таможенный кодекс РФ; многочисленные подзаконные акты, в том числе Указ Президента РФ от 21 ноября 1995 г. № 1163 «О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 6 марта 1993 г. № 205 «Об усилении валютного и экспортного контроля и о развитии валютного рынка», нормативные правовые акты ЦБ РФ и ГТК РФ, а также международные договоры Российской Федерации.
Основными целями валютного контроля являются:
• определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;
• проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации; обоснованности платежей в иностранной валюте; полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в рублях.
Объектом валютного контроля являются валютные операции, под которыми понимаются урегулированные национальным законодательством или международными соглашениями сделки и иные действия, чьим предметом являются валюта и валютные ценности (иностранная валюта; ценные бумаги в иностранной валюте; драгоценные металлы в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и иных бытовых изделий из этих металлов и лома таких изделий; природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, кроме ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий). Участники валютного обращения обязаны:
• представлять вышеуказанным организациям все запрашиваемые ими документы и информацию, касающуюся проводимых и проведенных ими валютных операций;
• в течение пяти лет сохранять всю документацию, касающуюся каждой проведенной валютной операции;
• устранять выявленные нарушения валютного регулирования немедленно по получении соответствующего указания валютного контролера.
Валютный контроль может осуществляться на разных стадиях проведения валютных операций.
Одно из основных направлений валютного контроля — контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров.
Цель этого контроля — обеспечить поступления валютной выручки в Российскую Федерацию на счета экспортеров в уполномоченных банках. Зачисление валютной выручки на другие счета допускается только с разрешения ЦБ РФ. Для этого существует так называемый «паспорт экспортной сделки», порядок ведения которого определен совместной Инструкцией ЦБ РФ и Государственного таможенного комитета РФ от 12 октября 1993г.
Другое направление валютного контроля — защита валюты Российской Федерации, российских валютных ценностей в целом. Отсюда контроль за ввозом /вывозом, переводом и пересылкой за границу и из-за границы российской валюты, иностранной валюты и внутреннего валютного рынка России), а также других валютных ценностей.
Система организаций, осуществляющих контроль за правомерностью валютных операций, является двухступенчатой. В нее входят органы валютного контроля и их агенты.
Органы валютного контроля наделены большим объемом прав. Они имеют нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами Российской Федерации, осуществляют контроль за правомерностью валютных операций, за соответствием этих операций законодательству и условиям лицензий и разрешений, проводят проверки валютных операций, определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов, а также руководят агентами валютного контроля при осуществлении ими контрольных функций.
Основным органом валютного регулирования в Российской Федерации является Центральный банк РФ. Банк России определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумах в иностранной валюте, издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Федерации резидентами и нерезидентами; проводит все виды валютных операций; устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой и ценными бумагами в валюте Федерации; устанавливает порядок обязательного перевоза, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами Федерации. Кроме того, Центральный банк РФ устанавливает общие правила выдачи лицензии банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии; устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления; готовит и публикует статистику валютных операций в Российской Федерации по принятым международным стандартам; выполняет другие функции в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле».
Должностные лица органов и агентов валютного контроля имеют право:
а) проверять все необходимые документы, в том числе наличие лицензий и разрешений на проведение валютных операций, получать объяснения и справки, изымать документы, свидетельствующие о нарушениях валютного законодательства;
б) приостанавливать операции по счетам в уполномоченных банках в случае непредставления документов и информации;
в) приостанавливать действие лицензий или лишать резидентов, включая уполномоченные банки, а также нерезидентов лицензий и разрешений на право осуществления валютных операций;
г) направлять в суд, арбитражный суд иски о признании недействительными сделок, противоречащих валютному законодательству, а также о взыскании всего полученного по этим сделкам в доход государства; направлять в суд иски о ликвидации юридического лица, в деятельности которого выявлены нарушения законодательства;
д) направлять материалы проверок, в ходе которых установлены нарушения валютного законодательства, в правоохранительные органы с ходатайством о возбуждении уголовного дела.
В случае выявления тех или иных нарушений органы валютного контроля вправе самостоятельно применять разрешенные законодательством санкции.
За нарушения валютного законодательства предусмотрена ответственность как административная, гражданско-правовая, так и уголовная в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
В тех случаях, когда в качестве санкции за нарушения положений валютного законодательства является взыскание соответствующих сумм в доход государства, валютный контролер вправе с юридических лиц осуществлять взыскание в бесспорном порядке, с физических лиц — в судебном.
Так, за нарушение резидентами порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках Министерства РФ по налогам и сборам или Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю налагается штраф в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу ЦБ РФ. При этом уплата штрафа не освобождает предприятие от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченные банки Российской Федерации.
При необоснованном повышении расходов в иностранной валюте, влекущим занижение сумм экспортной выручки, подлежащих обязательной продаже на внутреннем рынке Российской Федерации, производится списание в безакцептном порядке данных сумм в иностранной валюте или в рублях по курсу ЦБ РФ на момент взыскания в размере завышения расходов.
При признании судом, арбитражным судом сделок с валютными ценностями недействительными в бесспорном порядке взыскивается штраф в размере необоснованно полученных сумм в иностранной валюте либо эквивалент в рублях по курсу ЦБ РФ на дату списания средств с расчетного счета. При повторном признании сделок недействительными налагается штраф в пятикратном размере необоснованно полученных сумм.
За нарушение порядка зачисления сумм выручки предприятий от реализации товаров (услуг) за иностранную валюту с уполномоченных банков взыскивается штраф в размерах, установленных Уставом ЦБ РФ, а с уполномоченных предприятий — штраф в размере сумм, которые не были учтены или были учтены ненадлежащим образом.
Взыскание вправе производить только организация, отнесенная законодательством к органам валютного контроля.
Действия агентов валютного контроля могут быть обжалованы органам валютного контроля, а действия последних — в судебном порядке.
Уполномоченные банки осуществляют контроль за соответствием валютных операций, проводимых клиентами, действующему валютному законодательству и представляют в Центральный банк РФ отчетность о проводимых валютных операциях.
Правительство РФ в качестве органа валютного контроля в пределах своей компетенции издает нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в Российской Федерации.
Таможенные органы осуществляют валютный контроль применительно к таможенному контролю, т.е. используют формы, методы и правила таможенного контроля, закрепленные в ст. 180— 190 Таможенного кодекса РФ. С это целью в составе таможенных органов действуют специально созданные структурные подразделения:
— в ГТК РФ — Управление валютного контроля;
— в региональных таможенных управлениях — отделы таможенной стоимости и валютного контроля (ОТС и ВК);
— в таможнях — отделы таможенного оформления и таможенного контроля (ОТО), а также ОТС и ВК;
— в таможенных постах — ОТО.
Объектами валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, являются: валюта РФ; ценные бумаги в валюте РФ; валютные ценности; валютные операции, связанные с перемещением товаров и транспортных средств (ст. 199 Таможенного кодекса РФ).
- Предисловие
- Раздел I Правовые основы и принципы финансовой деятельности Глава 1 Понятие финансового права и его сущность
- 1.1. Предмет и источники финансового права Российской Федерации
- Глава 2 Краткая история становления финансовой системы России
- Глава 3 Финансовая система Российской Федерации
- Глава 4 Сущность и функции финансов
- Глава 5 Правовые основы финансовой деятельности государства
- Глава 6 Финансовый контроль, его сущность и виды
- Глава 7 Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль
- 7.1. Счетная палата Российской Федерации
- 7.2. Министерство финансов рф
- 7.3. Федеральное казначейство
- 7.4. Министерство рф по налогам и сборам
- 1) Министерство рф по налогам и сборам;
- 7.5. Федеральные органы налоговой полиции
- 7.6. Государственный таможенный комитет рф
- Глава 8 Негосударственный финансовый контроль — аудит
- 8.1. Причины возникновения и этапы становления аудита в России
- 8.2. Понятие и цели аудиторской деятельности, ее организация
- 8.3. Правовые основы аудиторской деятельности
- Глава 9 Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности
- Глава 10 Виды ответственности за нарушение финансового законодательства
- Раздел II Правовой режим государственного и местных (муниципальных) бюджетов Глава 11 Краткая история становления и развития бюджета
- Глава 12 Бюджетная система Российской Федерации
- Глава 13 Субъекты бюджетных правоотношений и нормы их регулирования
- Глава 14 Бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
- Глава 15 Бюджетное устройство и его принципы
- 15.1. Бюджетная классификация
- 15.2. Структура доходов бюджета
- 15.3. Структура расходов бюджета
- 15.4. Правовое регулирование государственных доходов и расходов
- Глава 16 Бюджетное финансирование: понятие и принципы
- Глава 17 Бюджетный дефицит и источники его финансирования
- Глава 18 Бюджетный процесс и его правовое регулирование
- Раздел III Правовое регулирование налогообложения Глава 19 Экономическая сущность налогообложения
- 19.1. Возникновение и развитие налоговых систем в мире
- 19.2. Сущность, функции и виды налогов
- Глава 20 Налоговое право и его основные принципы
- Глава 21 Правовое регулирование основных видов налогов
- 21.1. Налог на добавленную стоимость
- 21.2. Налог на прибыль предприятий и организаций
- 21.3. Подоходный налог с физических лиц
- 21.4. Акцизы
- 21.5. Таможенная пошлина
- 21.6. Налоги в дорожные фонды
- 21.7. Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения
- 21.8. Государственная пошлина. Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний
- 21.9. Налог на имущество предприятий. Единый налог на вмененный доход
- 21.10. Налог с продаж
- 21.11. Налог с продаж в Москве
- Глава 22 Правовое регулирование местных налогов
- 22.1. Земельный налог
- 22.2. Налог на имущество физических лиц
- Глава 23 Проблемы налогообложения в экономике России
- 23.1. Процесс реформирования системы налогообложения в России
- 1. Повышение эффективности работы налоговых органов России в соответствии с действующим законодательством и решениями органов государственной власти:
- 2. Усиление контроля за соблюдением действующего налогового законодательства и дисциплины, осуществление модернизации механизма исчисления и взимания налогов:
- 3. Формирование интегрированной информационной базы в территориальных налоговых органах и информационное обеспечение непрерывного функционального развития налоговых органов России:
- 4. Повышение уровня технической оснащенности территориальных налоговых органов:
- Раздел IV Правовые основы государственного и муниципального кредита Глава 24 Государственный кредит и его сущность
- 24.1. Функции государственного кредита
- 24.2. Государственные займы и их классификация
- Глава 25 Государственные ценные бумаги
- Глава 26 Государственный и муниципальный долг. Управление государственным и муниципальным долгом
- Раздел V Правовое регулирование организации страхового дела Глава 27 История возникновения страхового дела
- Глава 28 Страховые правоотношения. Особенности, функции и виды страхования
- Глава 29 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
- Глава 30 Страховые платежи в государственные внебюджетные фонды
- Раздел VI Правовое регулирование банковской деятельности Глава 31 Возникновение и развитие банковской системы России
- Глава 32 Центральный банк рф
- 32.1. Расчетно-кассовый центр Банка России
- Глава 33 Коммерческие банки
- 33.1. Виды вкладов. Договор банковского вклада
- 33.2. Банковский счет
- 33.3. Права и обязанности сторон по договору банковского счета
- 33.4. Ответственность банка за нарушения налогового законодательства
- Глава 34 Прекращение деятельности кредитной организации
- 34.1. Отзыв лицензии кредитной организации
- Глава 35 Правовое регулирование заема и кредита
- Глава 36 Банковская гарантия
- Глава 37 Формы безналичных расчетов
- 37.1. Платежные поручения
- 37.2. Чековая форма расчетов
- 37.3. Расчеты по аккредитиву
- 37.4. Расчеты по инкассо
- 37.5. Электронные банковские услуги
- 1. Общие положения
- 2. Пользование карточкой
- 3. Утрата карточки или подозрение на ее несанкционированное использование
- 4. Выписки по текущему счету
- 5. Заключительные положения
- 1. Проверка голограммы
- 2. Проверка логотипа visa и микротекста
- 3. Проверку эмбоссированных на карте характеристик
- 4. Проверка банковского идентификационного номера, bin-a
- 5. Проверка магнитной полосы
- 6. Проверка подписи
- 7. Проверка карты в ультрафиолетовом свете
- 1. Проверка качества пластика, из которого изготовлена карточка
- 2. Проверка эмбоссированных на карте характеристик
- 7. Проверка в ультрафиолетовом свете
- 1. Общие положения
- 2. Порядок совершения операции
- 2.1. Проверка пластиковой карты
- 1. Предмет договора
- 2. Общие положения
- 3. Права и обязанности банка
- 3.1. Банк обязан:
- 3.2. Банк вправе:
- 4. Права и обязанности держателя
- 4.1. Держатель обязан:
- 4.2. Держатель имеет право:
- 5. Ответственность сторон
- 6. Порядок расторжения договора
- 7. Дополнительные условия
- 8. Адреса сторон
- 8.1. Банк:
- 8.2. Держатель ______________________________
- Договор №__ о выпуске и обслуживании международной банковской карточки visa electron
- 1. Предмет договора
- 2. Общие положения
- 3. Права и обязанности банка
- 3.1. Банк обязан:
- 3.2. Банк вправе:
- 4. Права и обязанности держателя
- 4.1. Держатель обязан:
- 4.2. Держатель имеет право:
- 5. Ответственность сторон
- 6. Порядок расторжения договора
- 7. Дополнительные условия
- 8. Адреса сторон
- 8.1. Банк:
- 1. Предмет договора
- 2. Общие положения
- 3. Права и обязанности банка
- 3.1. Банк обязан:
- 3.2. Банк вправе:
- 4. Права и обязанности держателя 4.1. Держатель обязан:
- 4.2. Держатель имеет право:
- 5. Ответственность сторон
- 6. Порядок расторжения договора
- 7. Дополнительные условия
- 8. Адреса сторон
- 8.1. Банк:
- 8.2. Держатель
- Глава 38 Векселя
- 1. Общие положения
- 2. Реквизиты векселя
- 3. Порядок приобретения векселей банка первым векселедержателем
- 4. Передача векселя банка
- 5. О сроке платежа
- 6. О платеже
- 7. Учет векселей
- 1. Общие положения
- 2. Порядок приобретения векселя
- 3. Погашение векселя. Порядок расчетов
- 4. Порядок бухгалтерского учета векселей
- Раздел VII Правовое регулирование лизинга Глава 39 Понятие, формы и виды лизинга
- Глава 40 Правовые основы лизинга в Российской Федерации
- Глава 41 Особенности лизинга
- Глава 42 Договоры лизинга
- Глава 43 Налогообложение лизинговых операций и проблемы развития лизинга
- 1. Предмет договора
- 2. Обязанности и права сторон
- 3. График лизинговых платежей, расчет суммы лизинговых платежей и стоимости объекта лизинга
- 4. Срок действия настоящего договора
- 5. Финансовый учет и переоценка объекта лизинга
- 6. Штрафные санкции
- 7. Расторжение настоящего договора
- 8. Форс-мажор
- 9. Арбитражный суд
- 10. Общие положения
- 11. Уведомления
- 12. Местонахождение объекта лизинга. Юридические адреса и реквизиты Сторон:
- 1. Общие положения
- 2. Бухгалтерский учет у лизингодателя
- 3. Бухгалтерский учет у лизингополучателя
- I. Общие положения
- Глава I. Область применения и общие положения
- Глава II. Права и обязательства сторон
- Глава III. Заключительные положения
- Раздел VIII Правовые основы денежного обращения и расчетов Глава 44 Деньги: сущность, функции и виды. Публично-правовые характеристики денег
- Глава 45 Денежный оборот. Правовое регулирование безналичного и налично-денежного обращения
- Глава 46 Расчетно-кассовые операции. Порядок ведения кассовых операций
- Раздел IX Правовые основы валютных отношений Глава 47 История развития мировых валютных отношений в XX веке
- Глава 48 Валютные отношения
- Глава 49 Валютный курс
- Глава 50 Валютные риски
- Глава 51 Валютный контроль
- 51.1. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (вэк) России
- Глава 52 Ответственность за нарушения валютного законодательства
- Глава 53 Евро — путь к интеграции
- Глава 54 Международные финансовые институты
- Глава 55 Правовые основы деятельности Союзного государства
- Список использованной литературы