7.3. Федеральное казначейство
Для усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств Указом Президента РФ «О Федеральном казначействе» от 8 декабря 1992 г. № 1556 создана единая централизованная система органов Федерального казначейства, подчиняющаяся Министерству финансов РФ.
Федеральное казначейство включает:
а) Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ;
б) территориальные органы Федерального казначейства по субъектам РФ, городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах.
Федеральное казначейство в соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса РФ осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.
Органы Казначейства осуществляют следующие главные задачи:
а) организация и осуществление контроля за исполнением бюджета РФ, управление доходами и расходами бюджета на счетах Казначейства исходя из принципа единства кассы;
б) регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;
в) краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, а также оперативное управление ими;
г) сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету Российской Федерации, о государственных внебюджетных фондах, о состоянии бюджетной системы РФ;
д) управление и обслуживание совместно с Центральным банком РФ и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
е) разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету Государственной казны РФ.
В целях укрепления бюджетной дисциплины Казначейство при осуществлении финансового контроля наделено следующими правами:
— производить в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях, основанных на любых формах собственности, включая совместные предприятия, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств бюджета Российской Федерации, а также получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках;
— получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих средства бюджета Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетные средства;
— требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов государственного управления, предприятий, учреждений и организаций устранения выявленных нарушений порядка исполнения бюджета Российской Федерации, контролировать их устранение;
— открывать счета для зачисления и выдачи средств в Центральном банке РФ, его учреждениях на местах, других кредитных организациях;
— приостанавливать операции по счетам предприятий, включая банки, использующих средства федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральные внебюджетные средства, в случаях непредставления или отказа предъявить органам Казначейства и их должностным лицам бухгалтерских и финансовых документов, связанных с использованием этих средств;
— изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения бюджета Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и совершения операций с внебюджетными средствами;
— выдавать обязательные для исполнения предписания о взыскании с предприятий в бесспорном порядке средств, выделенных из федерального бюджета, средств этого бюджета, направленных в государственные федеральные внебюджетные фонды или федеральных внебюджетных средств, используемых не по целевому назначению, с наложением на предприятие штрафа в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ;
— налагать на кредитные организации штраф при несвоевременном исполнении ими платежных документов на перечисление и зачисление средств в доход федерального бюджета, в государственные федеральные внебюджетные фонды либо средств из федерального бюджета и этих фондов на счета получателей в соответствующие кредитные организации в размере действующей в банке, допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном кредитовании, увеличенной на 10 пунктов; вносить в ЦБ РФ представление о лишении кредитных организаций лицензий на совершение банковских операций.
Суммы санкций зачисляются в доход бюджета Российской Федерации или в государственные внебюджетные фонды. Взыскание сумм санкций производится налоговыми органами в 3-дневный срок.
Порядок и сроки проведения ревизий казначейства определяются Правительством РФ.
Кроме того, в соответствии с Положением «О Федеральном казначействе Российской Федерации», утвержденным Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864, органам Федерального казначейства предоставлено право применять штрафные санкции к юридическим лицам, допустившим нецелевое использование средств федерального бюджета.
Штрафные санкции применяются к хозрасчетным предприятиям и организациям, а также учреждениям, финансируемым из федерального бюджета, допустившим нецелевое использование бюджетных средств. Суммы штрафных санкций за нецелевое использование средств федерального бюджета подлежат зачислению в доход федерального бюджета.
При нецелевом использовании бюджетными учреждениями средств орган Федерального казначейства засчитывает эти средства в счет последующего финансирования с уведомлением об этом соответствующего департамента Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ведомств Российской Федерации.
При нецелевом использовании средств федерального бюджета хозрасчетными предприятиями и организациями эти средства следует восстановить в федеральный бюджет или зачесть в счет последующего финансирования с уведомлением соответствующего департамента Министерства финансов РФ и соответствующих отраслевых министерств и ведомств Российской Федерации об изменении финансирования.
Руководители предприятий, организаций и учреждений, допустившие нецелевое использование средств федерального бюджета, могут быть привлечены к материальной ответственности в гражданско-правовом и административном порядке.
Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ выполняет следующие функции:
— организует бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета и финансовое исполнение государственных федеральных внебюджетных фондов исходя из принципа единства кассы;
— руководит работой территориальных органов Федерального казначейства;
— доводит до территориальных органов Федерального казначейства размеры ассигнований из федерального бюджета по обслуживаемым ими территориям;
— ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;
— организует распределение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, передает в местные бюджеты отчисления от поступления по государственным налогам и доходам;
— управляет доходами и расходами федерального бюджета и другими централизованными финансовыми ресурсами, находящимися в ведении Правительства РФ, распоряжается средствами на соответствующих счетах в банках (кроме средств государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств), осуществляет операции с этими средствами;
— организует осуществление взаимных расчетов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ;
— регулирует финансовые отношения между федеральным бюджетом и государственными федеральными фондами, организует контроль за поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств;
— организует и осуществляет:
а) краткосрочное прогнозирование и кассовое планирование направлений и использования средств федерального бюджета, других централизованных финансовых ресурсов;
б) учет операций по движению средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств на счетах Казначейства;
в) сбор, обработку и анализ информации о состоянии федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;
— по поручениям Правительства РФ и Министерства финансов РФ осуществляет другие операции со средствами федерального бюджета, другими средствами, находящимися в ведении Правительства РФ;
— организует работу территориальных органов Казначейства по контролю за исполнением федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов, за поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств;
— управляет государственным внутренним и внешним долгом совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными банками, а также обслуживает его, организует и осуществляет размещение на возвратной и платной основе централизованных финансовых ресурсов, находящихся в ведении Правительства РФ;
— организует и ведет операции по учету государственной казны.
По городам (кроме городов районного подчинения), районам и районам в городах органы Казначейства выполняют следующие функции:
— осуществляют бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета, финансовое исполнение государственных федеральных внебюджетных фондов, контроль за поступлением и использованием федеральных внебюджетных средств;
— обеспечивают целевое финансирование предприятий за счет средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и целевое использование федеральных внебюджетных средств;
— обеспечивают полный учет распорядителей средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;
— осуществляют распределение доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, производят отчисления от поступлений по государственным налогам и доходам в местные бюджеты;
— осуществляют операции со средствами федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральными внебюджетными средствами;
— осуществляют кассовое планирование средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств и направлений их использования;
— контролируют своевременность совершения операций и целевое направление использования средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств;
— осуществляют по представлению Министерства РФ по налогам и сборам возврат в федеральный бюджет излишне изысканных и уплаченных налогов и других платежей;
— осуществляют учет операций по движению средств федерального бюджета, государственных федеральных внебюджетных фондов и федеральных внебюджетных средств на счетах органов Федерального казначейства, обслуживающих соответствующую территорию;
— осуществляют сбор, обработку и передачу вышестоящим органам Казначейства информации и отчетов об исполнении доходов и расходов федерального бюджета, о финансовом исполнении государственных федеральных внебюджетных фондов, поступлении и использовании федеральных внебюджетных средств;
— осуществляют отдельные операции по поручению вышестоящих органов Казначейства.
Федеральное казначейство обладает следующими бюджетными полномочиями в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений:
— по организации исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
— по исполнению федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
— по осуществлению предварительного и текущего контроля за исполнением федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
— по составлению отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
— по осуществлению операций со средствами федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
— по составлению отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
Кроме того, Федеральное казначейство осуществляет и следующие бюджетные полномочия:
— составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ;
— представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ;
— устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, смет расходов бюджетных учреждений, устанавливает формы учета и отчетности по исполнению бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
— открывает и закрывает в ЦБ РФ и его учреждениях, а также в уполномоченных кредитных организациях счета для зачисления и выдачи бюджетных средств;
— открывает и закрывает лицевые счета главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств, бюджетных учреждений, а также бюджетные счета других получателей бюджетных средств;
— обладает правом требовать от главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предоставления отчетов об использовании средств федерального бюджета и других сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использованием средств федерального бюджета;
— получает от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами и средствами государственных внебюджетных фондов;
— направляет представления главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета, ЦБ РФ и его учреждениям, кредитным организациям с требованием устранить выявленные нарушения бюджетного законодательства и осуществляет контроль за их устранением;
— приостанавливает операции по лицевым счетам главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
— взыскивает в бесспорном порядке с лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей бюджетных средств и получателей средств федерального бюджета бюджетные средства, используемые не по целевому назначению;
— взыскивает со всех счетов бюджетные средства, выданные в форме бюджетных ссуд, бюджетных кредитов, по которым истек срок возврата, а также проценты, подлежащие уплате за пользование бюджетными ссудами, бюджетными кредитами;
— налагает на главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, кредитные организации штрафы в пределах своей компетенции;
— ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из средств федерального бюджета;
— осуществляет другие полномочия в соответствии с бюджетным законодательством.
При осуществлении своих функций федеральное казначейство несет ответственность за:
— правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами;
— финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий;
— полноту и своевременность перечисления и зачисления бюджетных средств на счета их получателей;
— своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
— своевременность доведения уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах обязательств бюджета до получателей бюджетных средств; финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета;
— осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитными организациями;
— исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений актов судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами получателям бюджетных средств.
- Предисловие
- Раздел I Правовые основы и принципы финансовой деятельности Глава 1 Понятие финансового права и его сущность
- 1.1. Предмет и источники финансового права Российской Федерации
- Глава 2 Краткая история становления финансовой системы России
- Глава 3 Финансовая система Российской Федерации
- Глава 4 Сущность и функции финансов
- Глава 5 Правовые основы финансовой деятельности государства
- Глава 6 Финансовый контроль, его сущность и виды
- Глава 7 Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль
- 7.1. Счетная палата Российской Федерации
- 7.2. Министерство финансов рф
- 7.3. Федеральное казначейство
- 7.4. Министерство рф по налогам и сборам
- 1) Министерство рф по налогам и сборам;
- 7.5. Федеральные органы налоговой полиции
- 7.6. Государственный таможенный комитет рф
- Глава 8 Негосударственный финансовый контроль — аудит
- 8.1. Причины возникновения и этапы становления аудита в России
- 8.2. Понятие и цели аудиторской деятельности, ее организация
- 8.3. Правовые основы аудиторской деятельности
- Глава 9 Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности
- Глава 10 Виды ответственности за нарушение финансового законодательства
- Раздел II Правовой режим государственного и местных (муниципальных) бюджетов Глава 11 Краткая история становления и развития бюджета
- Глава 12 Бюджетная система Российской Федерации
- Глава 13 Субъекты бюджетных правоотношений и нормы их регулирования
- Глава 14 Бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
- Глава 15 Бюджетное устройство и его принципы
- 15.1. Бюджетная классификация
- 15.2. Структура доходов бюджета
- 15.3. Структура расходов бюджета
- 15.4. Правовое регулирование государственных доходов и расходов
- Глава 16 Бюджетное финансирование: понятие и принципы
- Глава 17 Бюджетный дефицит и источники его финансирования
- Глава 18 Бюджетный процесс и его правовое регулирование
- Раздел III Правовое регулирование налогообложения Глава 19 Экономическая сущность налогообложения
- 19.1. Возникновение и развитие налоговых систем в мире
- 19.2. Сущность, функции и виды налогов
- Глава 20 Налоговое право и его основные принципы
- Глава 21 Правовое регулирование основных видов налогов
- 21.1. Налог на добавленную стоимость
- 21.2. Налог на прибыль предприятий и организаций
- 21.3. Подоходный налог с физических лиц
- 21.4. Акцизы
- 21.5. Таможенная пошлина
- 21.6. Налоги в дорожные фонды
- 21.7. Налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения
- 21.8. Государственная пошлина. Сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний
- 21.9. Налог на имущество предприятий. Единый налог на вмененный доход
- 21.10. Налог с продаж
- 21.11. Налог с продаж в Москве
- Глава 22 Правовое регулирование местных налогов
- 22.1. Земельный налог
- 22.2. Налог на имущество физических лиц
- Глава 23 Проблемы налогообложения в экономике России
- 23.1. Процесс реформирования системы налогообложения в России
- 1. Повышение эффективности работы налоговых органов России в соответствии с действующим законодательством и решениями органов государственной власти:
- 2. Усиление контроля за соблюдением действующего налогового законодательства и дисциплины, осуществление модернизации механизма исчисления и взимания налогов:
- 3. Формирование интегрированной информационной базы в территориальных налоговых органах и информационное обеспечение непрерывного функционального развития налоговых органов России:
- 4. Повышение уровня технической оснащенности территориальных налоговых органов:
- Раздел IV Правовые основы государственного и муниципального кредита Глава 24 Государственный кредит и его сущность
- 24.1. Функции государственного кредита
- 24.2. Государственные займы и их классификация
- Глава 25 Государственные ценные бумаги
- Глава 26 Государственный и муниципальный долг. Управление государственным и муниципальным долгом
- Раздел V Правовое регулирование организации страхового дела Глава 27 История возникновения страхового дела
- Глава 28 Страховые правоотношения. Особенности, функции и виды страхования
- Глава 29 Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
- Глава 30 Страховые платежи в государственные внебюджетные фонды
- Раздел VI Правовое регулирование банковской деятельности Глава 31 Возникновение и развитие банковской системы России
- Глава 32 Центральный банк рф
- 32.1. Расчетно-кассовый центр Банка России
- Глава 33 Коммерческие банки
- 33.1. Виды вкладов. Договор банковского вклада
- 33.2. Банковский счет
- 33.3. Права и обязанности сторон по договору банковского счета
- 33.4. Ответственность банка за нарушения налогового законодательства
- Глава 34 Прекращение деятельности кредитной организации
- 34.1. Отзыв лицензии кредитной организации
- Глава 35 Правовое регулирование заема и кредита
- Глава 36 Банковская гарантия
- Глава 37 Формы безналичных расчетов
- 37.1. Платежные поручения
- 37.2. Чековая форма расчетов
- 37.3. Расчеты по аккредитиву
- 37.4. Расчеты по инкассо
- 37.5. Электронные банковские услуги
- 1. Общие положения
- 2. Пользование карточкой
- 3. Утрата карточки или подозрение на ее несанкционированное использование
- 4. Выписки по текущему счету
- 5. Заключительные положения
- 1. Проверка голограммы
- 2. Проверка логотипа visa и микротекста
- 3. Проверку эмбоссированных на карте характеристик
- 4. Проверка банковского идентификационного номера, bin-a
- 5. Проверка магнитной полосы
- 6. Проверка подписи
- 7. Проверка карты в ультрафиолетовом свете
- 1. Проверка качества пластика, из которого изготовлена карточка
- 2. Проверка эмбоссированных на карте характеристик
- 7. Проверка в ультрафиолетовом свете
- 1. Общие положения
- 2. Порядок совершения операции
- 2.1. Проверка пластиковой карты
- 1. Предмет договора
- 2. Общие положения
- 3. Права и обязанности банка
- 3.1. Банк обязан:
- 3.2. Банк вправе:
- 4. Права и обязанности держателя
- 4.1. Держатель обязан:
- 4.2. Держатель имеет право:
- 5. Ответственность сторон
- 6. Порядок расторжения договора
- 7. Дополнительные условия
- 8. Адреса сторон
- 8.1. Банк:
- 8.2. Держатель ______________________________
- Договор №__ о выпуске и обслуживании международной банковской карточки visa electron
- 1. Предмет договора
- 2. Общие положения
- 3. Права и обязанности банка
- 3.1. Банк обязан:
- 3.2. Банк вправе:
- 4. Права и обязанности держателя
- 4.1. Держатель обязан:
- 4.2. Держатель имеет право:
- 5. Ответственность сторон
- 6. Порядок расторжения договора
- 7. Дополнительные условия
- 8. Адреса сторон
- 8.1. Банк:
- 1. Предмет договора
- 2. Общие положения
- 3. Права и обязанности банка
- 3.1. Банк обязан:
- 3.2. Банк вправе:
- 4. Права и обязанности держателя 4.1. Держатель обязан:
- 4.2. Держатель имеет право:
- 5. Ответственность сторон
- 6. Порядок расторжения договора
- 7. Дополнительные условия
- 8. Адреса сторон
- 8.1. Банк:
- 8.2. Держатель
- Глава 38 Векселя
- 1. Общие положения
- 2. Реквизиты векселя
- 3. Порядок приобретения векселей банка первым векселедержателем
- 4. Передача векселя банка
- 5. О сроке платежа
- 6. О платеже
- 7. Учет векселей
- 1. Общие положения
- 2. Порядок приобретения векселя
- 3. Погашение векселя. Порядок расчетов
- 4. Порядок бухгалтерского учета векселей
- Раздел VII Правовое регулирование лизинга Глава 39 Понятие, формы и виды лизинга
- Глава 40 Правовые основы лизинга в Российской Федерации
- Глава 41 Особенности лизинга
- Глава 42 Договоры лизинга
- Глава 43 Налогообложение лизинговых операций и проблемы развития лизинга
- 1. Предмет договора
- 2. Обязанности и права сторон
- 3. График лизинговых платежей, расчет суммы лизинговых платежей и стоимости объекта лизинга
- 4. Срок действия настоящего договора
- 5. Финансовый учет и переоценка объекта лизинга
- 6. Штрафные санкции
- 7. Расторжение настоящего договора
- 8. Форс-мажор
- 9. Арбитражный суд
- 10. Общие положения
- 11. Уведомления
- 12. Местонахождение объекта лизинга. Юридические адреса и реквизиты Сторон:
- 1. Общие положения
- 2. Бухгалтерский учет у лизингодателя
- 3. Бухгалтерский учет у лизингополучателя
- I. Общие положения
- Глава I. Область применения и общие положения
- Глава II. Права и обязательства сторон
- Глава III. Заключительные положения
- Раздел VIII Правовые основы денежного обращения и расчетов Глава 44 Деньги: сущность, функции и виды. Публично-правовые характеристики денег
- Глава 45 Денежный оборот. Правовое регулирование безналичного и налично-денежного обращения
- Глава 46 Расчетно-кассовые операции. Порядок ведения кассовых операций
- Раздел IX Правовые основы валютных отношений Глава 47 История развития мировых валютных отношений в XX веке
- Глава 48 Валютные отношения
- Глава 49 Валютный курс
- Глава 50 Валютные риски
- Глава 51 Валютный контроль
- 51.1. Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (вэк) России
- Глава 52 Ответственность за нарушения валютного законодательства
- Глава 53 Евро — путь к интеграции
- Глава 54 Международные финансовые институты
- Глава 55 Правовые основы деятельности Союзного государства
- Список использованной литературы