39. Понятие и правовая природа налогов и сборов. Виды налогов. Соотношение и отличие налога от сбора, государственной и таможенной пошлины.
Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) мун. образований.
Признаки налогов:
императивно-обязательный характер – уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности;
индивидуальная безвозмездность – уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу данного персонально определенного налогоплательщика конкретные действия. Какая-либо прямая материальная выгода для налогоплательщика здесь отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает каких-либо дополнительных субъективных прав;
денежная форма – НК РФ определяет налог как исключительно денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа – валюта Российской Федерации. В качестве исключения согласно п. 3 ст. 45 НК РФ иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте;
публичный и нецелевой характер налогов.
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Уплата сбора является одним из условий совершения государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами определенных юридически значимых действий в интересах плательщиков сборов, т.е. главная особенность сбора заключается в его индивидуальной возмездности, так как, уплачивая сбор, плательщик всегда преследует определенные цели (предоставление ему каких-либо прав либо получение лицензии) и, следовательно, всегда индивидуально возмезден (поскольку в качестве эквивалента получает юридически значимые для него действия определенных органов и должностных лиц).
Налоги можно классифицировать по нескольким основаниям:
по субъекту налога:
а) с физических лиц (налог на доходы физических лиц); б) с организаций (налог на прибыль, налог на имущество организации); в) общие;
по объекту налогообложения:
а) поимущественные; б) подоходные; в) на операции; г) на действия;
по форме возложения налогового бремени:
а) прямые (обращены непосредственно к доходам и имуществу налогоплательщиков; в них юридические и фактические налогоплательщики совпадают в одном лице); б) косвенные (в них юридические и фактические налогоплательщики не совпадают);
по назначению – предназначенные для финансирования государственных задач, без указания на конкретные цели (например, ЕСН – единый социальный налог);
по порядку установления:
а) федеральные (ст. 13 Налогового кодекса РФ); б) региональные (ст. 14 Налогового кодекса РФ); в) местные (ст. 15 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 12 Налогового кодекса РФ существуют следующие виды налогов: федеральные, региональные и местные.
Федеральными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 21 НК РФ.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 Налогового кодекса РФ.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 Налогового кодекса РФ.
Сходство и различия налога, сбора и пошлины.
Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами (изъятиями), установленными государством. То есть в данном случае имеют место не договорные, а административные отношения, основанные на властном подчинении плательщика государству.
На первый взгляд трудно разобраться, чем же отличаются друг от друга все эти платежи. Между тем, различия есть, и серьезные.
1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически.
2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы.
3) Законодатель определяет в качестве цели взыскания налога финансовое обеспечение деятельности государства (либо муниципального образования - в зависимости от того, в какой бюджет предназначен налог); относительно пошлины и сбора такое назначение не установлено законом. Следовательно, целью взыскания последних может быть, например, финансовое обеспечение отдельной отрасли либо государственного органа (как, например, плата за пользование лесом- в целях возмещения потерь лесного хозяйства).
4) Сбор (и пошлина, как вид сбора)- это особый вид налога, взымаемый за предоставление каких-либо государственных услуг. То есть, в отличие от налога, сбор и пошлина являются возмездными платежами, то есть государство в качестве встречного предоставления обеспечивает плательщику сбора или пошлины какую-то услугу или право: предоставление разрешения, лицензии, осуществление регистрационных действий и т.д. Налог же является платежом безвозмездным, а точнее, «индивидуально безвозмездным», поскольку в глобальном смысле налог как основа бюджетных средств расходуется в конечном итоге на нужды налогоплательщиков
40. Основные элементы закона о налоге. Общая характеристика
Элементы любого закона о налоге можно подразделить на существенные и факультативные. Существенными элементами считаются такие, без полного установления и определения которых налог не может считаться установленным. К факультативным относят такие элементы, которые хотя и не влияют на наличие обязанности уплачивать налог, однако повышают гарантии его уплаты, делают закон более гибким по отношению к различным категориям налогоплательщиков.
К существенным элементам закона о налоге относятся следующие:
1) субъект налога (налогоплательщик);
2) объект и источник налога;
3) единица налогообложения;
4) налоговая ставка (норма налогового обложения);
5) сроки уплаты налога;
6) предмет налога;
7) масштаб налога;
8) налоговый период;
9) порядок исчисления налога;
10) способы и порядок уплаты налога.
К факультативным элементам относятся:
1) порядок возврата неправильно удержанных сумм налога;
2) ответственность за налоговые правонарушения;
3) налоговые льготы.
- 1) Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств:
- 2) Методы распределения и использования фондов денежных средств.
- 3. Финансовое право как самостоятельная отрасль права. Предмет и метод правового регулирования
- 1) По материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли раздела, института финансового права, на следующие виды:
- 2) По субъектам финансового правоотношения, возникающим между:
- 8.Финансовый контроль. Понятие. Виды
- Виды финансового контроля
- Федеральная налоговая служба осуществляет следующие полномочия:
- 11. Налоговый контроль: формы и методы осуществления.
- 12. Центральный Банк рф. Правовое положение, задачи, структура, компетенция
- 13. Полномочия цб рф, как мегарегулятора в области банковского регулирования и надзора.
- 14. Органы федерального казначейства Министерства финансов рф. Задачи, структура, компетенция.
- Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
- 15. Счетная палата рф. Порядок формирования. Задачи, структура, компетенция.
- Задачами Счетной палаты являются:
- 16. Аудит. Виды. Аудиторское заключение.
- 17. Бюджетное право рф. Предмет, место в системе финансового права.
- 18. Источники бюджетного права. Общая характеристика и содержание Бюджетного кодекса рф.
- 19.Бюджетные правоотношения: понятие, особенности и виды.
- 20.Бюджет - центральный институт бюджетного права. Виды бюджетов.
- 21. Бюджетное устройство. Принципы организации бюджетной системы.
- 22. Бюджетный процесс. Стадии бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса. Принципы бюджетного процесса
- 23. Стадия составления проекта федерального бюджета. Два этапа составления проекта.
- 24.Стадия рассмотрения проекта федерального бюджета. Последствия непринятия федерального бюджета в первом чтении. Три бюджетных чтения.
- 25. Стадия утверждения и принятия федерального бюджета. Право «вето» Государственной Думы на решение Совета Федерации о не принятии бюджета.
- 26.Стадия исполнения федерального бюджета. Казначейская система исполнения федерального бюджета. Бюджетная роспись.
- 27.Бюджетная классификация, понятие, структура и значение.
- 28.Основные экономические характеристики бюджета, как экономической и правовой категории
- 29.Бюджетные права рф в области бюджетного устройства.
- 30.Бюджетные права субъектов рф в области бюджетного устройства.
- 31. Бюджетные права органов местного самоуправления.
- 32.Ответственность за нарушения бюджетного законодательства. Меры применяемы к нарушителям бюджетного законодательства.
- 33. Государственный кредит в Российской Федерации. Порядок эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.
- 34. Денежная система Российской Федерации.
- 35. Денежное обращение и его основные формы.
- Формы денежного обращения :
- 36. Валютные операции: понятие валюты и валютных ценностей. Резиденты и нерезиденты.
- 37. Валютный контроль. Агенты валютного контроля.
- 38.Налоговое право. Предмет и место в системе финансового права. Источники.
- 39. Понятие и правовая природа налогов и сборов. Виды налогов. Соотношение и отличие налога от сбора, государственной и таможенной пошлины.
- 41. Налоговая система: понятие, элементы.
- 42. Понятие налоговой обязанности. Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога и сбора.
- 3. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
- 43. Общий порядок исполнения налоговой обязанности.
- 44. Особенности исполнения налоговой обязанности при реорганизации и ликвидации юридического лица.
- 45. Особенности исполнения налоговой обязанности недееспособного или безвестно отсутствующего физического лица.
- 46. Зачёт и возврат излишне уплаченного или излишне взысканного налога (сбора) и пени.
- 47. Правовой механизм устранения двойного налогообложения.
- 48. Требование об уплате налога. Понятие, значение и содержание.
- 49. Правовая природа и виды способов обеспечения исполнения налоговой обязанности.(см. Ст. 73-77 нк рф)
- 50. Залог имущества, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
- 51. Поручительство, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
- 52. Пеня, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
- 54. Арест имущества, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
- 55. Меры принудительного исполнения (взыскания) налоговой обязанности. Общая характеристика. Значение и виды.
- 56. Принудительное взыскание налога, сбора и пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика. См ст 46 нк рф
- 57. Принудительное взыскание налога, сбора и пени за счет иного имущества налогоплательщика - организации.
- 58. Принудительное взыскание налога, сбора и пени за счет имущества налогоплательщика - физического лица.
- 59. Налоговая декларация: понятие, порядок представления, внесения дополнений и изменений. Ответственность за уклонение и не предоставление декларации.
- 60. Общие условия привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
- 61. Обстоятельства, исключающие привлечение к ответственности и освобождающие от ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
- 62. Обстоятельства, смягчающие, отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.
- 64. Общие условия привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
- 65. Налоговые правонарушения, ответственность за которые установлена нк рф для коммерческих банков.
- 68. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
- 69. Срок давности взыскания налоговой санкции.
- 70. Налоговые санкции.
- 71. Понятие налоговых споров и их классификация.
- 72. Подведомственность и подсудность налоговых споров.
- 73. Административный (внесудебный) порядок рассмотрения налоговых споров.
- 75. Общая характеристика федеральных налогов и сборов.
- 76. Ндфл. Плательщики. Объект налогообложения.
- 77. Ндфл: ставки.
- 78. Ндфл: виды налоговых вычетов.
- 2. Вычет на ребенка (детей)
- 79. Декларирование доходов физическими лицами.
- 80. Акцизы. Плетельщики. Порядок исчисления и сроки уплыты. Перечень подакцизных товаров минерального сырья. Ставки акцизов.
- 82. В настоящее время налог на прибыль регулируется главой 25 нк рф.
- 83. Налог на добычу полезных ископаемых Налог на добычу полезных ископаемых — это федеральный налог, который действует на территории России с 1 января 2002 года.
- 88. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
- 1. Плательщиками государственной пошлины (далее в настоящей главе - плательщики) признаются:
- 1. Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено настоящей главой, в следующие сроки:
- 91. Общая характеристика региональных налогов и сборов.
- 92) Транспортный налог
- 93) Налог на игорный бизнес
- 94) Налог на имущество организаций
- 96) Земельный налог
- 97) Налог на имущество физических лиц
- 98) Налоги на роскошь