2.2 Проблема сбалансированности как ключевая проблема регионального бюджета
Даже в условиях бюджетного дефицита равенство может быть достигнуто посредством равенства суммарного объема поступлений в государственный бюджет за счет групп доходов и источников финансирования дефицита, объему осуществляемых расходов. При превышении расходами поступлений в бюджет, он по своей сути не может быть исполнен, является изначально не соответствующим реалиям экономики и фиктивным. С другой стороны профицитный бюджет так же носит негативный характер, поскольку иллюстрирует не эффективность использования средств государственного бюджета и неадекватно завышенную нагрузку на экономику. Это подтверждает понимание сбалансированности государственного бюджета как обязательного требования, предъявляемого к нему, поскольку только в сбалансированном виде бюджет обеспечит эффективное функционирование всех уровней государственной власти.
Учитывая это, а также отечественную специфику в части нехватки ресурсов бюджета вследствие кризисных явлений в экономике на базе проведения реформ, вопрос сбалансированности бюджета особенно важен для страны.
Среди причин бюджетного дефицита можно выделить раздутые некоторым образом государственные социальные программы, общий спад производства, массовый выпуск необеспеченных денег, рост оборотов в «теневом» секторе, рост затрат на финансирование военно-промышленного комплекса, что не позволяет оказывать поддержку субъектам и многие другие Поварова А.И. Региональные бюджеты: пути стабилизации // Проблемы развития территории. - 2013. - № 6 (68). - С. 46.
Рост бюджетного дефицита региональных бюджетов по большей части обусловлен несколькими факторами Чернявский А.В. Проблемы сбалансированности региональных бюджетов // Финансы и бюджет. - 2014. - № 8. - С. 22:
1) сокращение объемов доходов от налога на прибыль;
2) изменение структуры трансфертов;
3) сокращение налоговых поступлений в целом;
4) прирост расходов в части образования, причем темпами выше, чем общие расходы.
На достижение сбалансированности на всех уровнях бюджетной системы направлены следующие меры:
1) с 2014 года расходы по обеспечению бесплатного образования переданы на региональный уровень с муниципального с помощью субвенций Об образовании в Российской Федерации[Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 г., № 273-ФЗ;
2) на 10 процентов был увеличен процент, отчисляемый региональному бюджету от налога на доходы физических лиц;
3) направлений дополнительно полученных доходов бюджетов всех уровней на сокращение бюджетного дефицита, а не на то, чтобы расширить бюджетные обязательства;
4) в рамках оказания социальной поддержки использование принципа «нуждаемости».
На основе рассмотренной информации можно сделать вывод об основных государственных задачах, которые направлены на то, чтобы стабилизировать и сократить государственный долг. Так, среди них можно выделить необходимость Поварова А.И. Региональный бюджет 2015-2017: бездефицитность или отказ от развития? // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2015. - № 1 (37). - С. 151:
1) сохранить объемы и структуру государственного долга, которые гарантируют выполнение обязательств государства по его обслуживанию и погашению, и рефинансировать его вне зависимости от состояния бюджета;
2) изменить общую структуру государственного долга посредством сокращения удельного веса внешнего долга в пользу внутреннего;
3) пересмотреть структуру доходов и расходов государственного бюджета в целях недопущения роста государственного долга.
Для достижения сбалансированности бюджетов всех уровней необходимо, оптимизировав расходы, также работать над доходной частью, причем работа должна проводиться не в части наращивания доходов за счет введения новых налогов и роста налоговой нагрузки, а в части борьбы с теневой экономикой. В этих рамках прежде всего необходимо обеспечить такую ситуацию, когда граждане будут требовать от работодателей легализации заработка, чем будет решена проблема уравнивания 2 категорий граждан: которые уклоняются от уплаты взносов, налогов и иных формирующих бюджет выплат и которые их уплачивают. Если этот относительно небольшой ряд мер будет введен, сложится ситуация, когда гражданин будет требовать легализации заработка, чем будет решена проблема уравнивания 2 категорий граждан: которые уклоняются от уплаты взносов, налогов и иных формирующих пенсионную базу выплат и которые их уплачивают.
Изучая потенциал роста доходов бюджета, можно сказать, что возможности такового посредством повышения налогового бремени исчерпаны, из чего следует, что прирост может быть получен в результате совершенствования бюджетных процедур, снижения налоговых льгот и посредством роста собираемости доходов, связанных с алкоголем, таможенными платежами, с ростом участия в этом процессе региональных бюджетов. Одновременно в налоговой реформе приоритетным является не только рост бюджетных доходов, но и обеспечение деловой и предпринимательской активности в целях оживления производства.
Стабилизация бюджета возможна при проведении налоговой реформы, включающей Поляк Г.Б. Бюджетная система РФ: учебник для бакалавров. - М.: Проспект, 2014. - С. 74:
1) привлечение инвестиций;
2) пересмотр либо частичную отмену налоговых льгот
3) объединение налогов, которые имеют схожую налоговую базу;
4) совершенствование норм, которыми регламентируется работа налоговых органов и деятельность налогоплательщиков, нивелирование противоречий в гражданском и налоговом законодательствах;
5) формирование системы оперативного контроля в рамках правильности проведения экономических операций, ужесточение наказания граждан за уклонение от уплаты налогов.
В рамках рассмотрения такого направления, как реструктуризация бюджетных расходов, в первую очередь, следует отметить предстоящее сокращение получателей бюджетных средств из областного бюджета, поскольку это один из основных элементов, который делает бюджет трудноисполнимым.
Более эффективная ведомственная расходная структура подразумевает максимальное распределение средств бюджета по профильным ведомствам и министерствам, что позволит четко определять лиц, отвечающих за эффективное исполнение бюджета.
Учитывая, что бюджетные ресурсы ограничены, особую важность приобретает определение приоритетности расходования средств бюджета для сокращения в будущем непервоочередных его статей.
Ключевыми являются расходы на социальную политику, поскольку Конституция позиционирует Россию как социально-ориентированное государство. Они составляет основную долю всех расходов Соколова А.А. Роль региональных бюджетов в реализации социальной политики государства // Мир науки, культуры и образования. - 2014. - № 6. - С. 35 и являются основной проблемой региональных бюджетов, поскольку нагрузка в части финансирования и исполнения социальных обязательств возложена на региональные бюджеты без адекватного перераспределения доходов Ильин В.А. Бюджетный кризис регионов - угроза безопасности России // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2015. - № 6 (24). - С. 36.
- Введение
- 1. Теоретические основы формирования государственного бюджета
- 1.1 Бюджетная система России и принципы её построения
- 1.2 Структура бюджетных доходов и расходов
- 2. Особенности формирования регионального бюджета в России
- 2.1 Анализ доходов и расходов регионального бюджета на примере Новосибирской области
- 2.2 Проблема сбалансированности как ключевая проблема регионального бюджета
- Заключение
- Доходы и расходы региональных бюджетов.
- 3. Доходы и расходы региональных бюджетов
- 2.2. Доходы и расходы региональных бюджетов
- 5. Доходы и расходы региональных и местных бюджетов
- Доходы региональных бюджетов
- Расходы региональных бюджетов
- 10.7 Доходы и расходы региональных бюджетов
- 1.2. Состав и структура доходов и расходов регионального бюджета