1.2. Состав и структура доходов и расходов регионального бюджета
Региональный бюджет как сущность более сложного порядка дальше стоит от поверхности бюджетных явлений, чем категории доходов и расходов бюджета. Финансовая сущность доходов и расходов проявляется во многих видах, при этом каждый вид имеет качественную и количественную характеристику. Качественная характеристика устанавливает назначение расходов, источник получения доходов, количественная - их величину.
Доходы и расходы территориального бюджета характеризуют его финансовое содержание; последнее представлено совокупностью разных групп бюджетных отношений, отличающихся специфическими признаками.
Анализ структуры и динамики доходов и расходов включает в себя [43. С. 66]:
– определение состава и основных статей доходной части, профицита или дефицита бюджета субъекта РФ;
– расчет изменения динамики доходной части и общих сумм расходной части бюджета субъекта РФ в относительном выражении; выявление темпов роста или сокращения доходов, расходов и дефицита бюджета;
– оценку структуры и изменение структуры доходов бюджета субъекта РФ.
Доходы региональных бюджетов - это финансовые ресурсы, сформированные при реализации определенных нормами права финансово- экономических отношений между органами власти субъектов РФ, предприятиями, организациями и гражданами относительно поступления денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания финансовой базы для выполнения функций и задач [31. С. 42].
В действующей редакции БК РФ понятие собственных доходов трактуется расширено. К собственным доходам бюджетов относятся:
– налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах;
– неналоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с законодательством РФ;
– доходы, полученные бюджетами в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений, за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций и (или) региональных фондов компенсаций.
В бюджеты субъектов федерации зачисляются доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются федеральным налоговым законодательством, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта федерации на очередной финансовый год.
В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов [37. С. 52]:
– налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов;
– налога на игорный бизнес - по нормативу 100 процентов;
– транспортного налога - по нормативу 100 процентов.
Сами субъекты РФ имеют право расщеплять и свои налоги.
В бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов, что представлено в таблице 1.
Таблица 1
Налоговые доходы бюджетов субъектов РФ [37]
Налоги | Нормативы |
Региональные |
|
Налог на имущество организаций | 100 |
Налог на игорный бизнес | 100 |
Транспортный налог | 100 |
Федеральные налоги и налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами |
|
Налог на прибыль организаций по ставке 17,5% ° | 100 |
Налог на доходы физических лиц | 70 |
Акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья | 50 |
Акцизы на спиртосодержащую продукцию | 50 |
Акцизы на алкогольную продукцию | 100 |
Акцизы на автомобильный бензин | 60 |
Акцизы на пиво | 100 |
Налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых | 10 |
Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов | 30 |
Сборы за пользование объектами животного мира | 100 |
Единый налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения | 90 |
Единый сельскохозяйственный налог | 30 |
Государственная пошлина | 100 |
Налоговая форма поступления доходов имеет ряд преимуществ перед неналоговой, обладает наибольшей стабильностью, устойчивостью и предсказуемостью. В то же время неналоговые источники доходов могут стать своеобразным «резервом устойчивости» доходной базы регионального бюджета, так как их объем полностью зависит от активности и предприимчивости региональных органов власти.
Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 БК РФ, а нормативы их отчислений, представлены в таблице 2.
Таблица 2
Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ [38]
Неналоговые доходы | Нормативы |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ, за исключением имущества автономных учреждений субъектов РФ, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов РФ, в том числе казенных | 100 |
Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов РФ, части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет | в порядке, установленном законами субъектов РФ |
Платы за негативное воздействие на окружающую среду | 40 |
Платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений | 100 |
Декларационные платежи | 100 |
Сборы за выдачу лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых органами исполнительной власти субъектов РФ | 100 |
Доходы от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средств от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков | 20 |
Доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов | 20 |
Доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий РФ по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов РФ | не более 50 процентов |
Платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ | 100 |
Разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), по участкам недр, содержащих месторождения природных алмазов | 100 |
К безвозмездным поступлениям относятся [39. С. 88]:
– дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ;
– субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);
– субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;
– иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы РФ;
– безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Средства, получаемые субъектами РФ в виде безвозмездной помощи, связаны, прежде всего, с выравниванием бюджетной обеспеченности. Кроме того, в эти средства также включаются субсидии и субвенции, связанные с целевыми расходами, а также средства, выделяемые на финансирование федеральных целевых программ в регионах.
Расходы бюджета субъекта РФ представляют собой часть бюджетных отношений, связанных с распределением и использованием фондов денежных средств, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов самоуправления [20. С. 61].
Расходы бюджетов субъектов РФ активно используются для государственного воздействия на социально-экономические процессы. Степень их влияния определяется не только объемами, но и направлениями, пропорциями распределения и формами использования вовлеченных в экономику бюджетных средств.
Управление расходами бюджета служит реализации социально-экономической политики государства, поскольку ее приоритеты оказывают существенное влияние на структуру расходов бюджета, особенности их финансирования, причем цели управления расходами бюджетов субъектов РФ подчинены целям государственной социально-экономической политики и могут быть разделены по уровням: стратегические и соответствующие им тактические цели, а также оперативная цель управления.
Цели управления расходами бюджетов субъектов РФ представлены в таблице 3.
Таблица 3
- Содержание
- Введение
- 1. Теоретические основы оценки финансового состояния бюджета субъекта рф
- 1.1. Экономическая сущность финансовой устойчивости бюджета субъекта рф
- 1.2. Состав и структура доходов и расходов регионального бюджета
- Цели управления расходами бюджетов субъектов рф [19]
- Принципы организации бюджетных расходов [21]
- 1.3. Методы оценки финансового состояния бюджета субъекта рф
- Определение диагностики на основании оценки финансового состояния региона [56]
- 2. Анализ финансового состояния бюджета Республики Татарстан
- 2.1. Анализ обеспеченности доходами бюджета рт
- В 2009-2012 (план) гг., % [62, 63, 64]
- Динамика налоговых доходов бюджета рт за 2009-2012(план) гг., млрд.Руб. [62, 63, 64]
- Динамика неналоговых доходов бюджета рт за 2009-2012(план) гг., млрд.Руб. [62, 63, 64]
- За 2009-2012(план) гг., млрд. Руб. [62, 63, 64]
- Динамика безвозмездных поступлений в бюджет рт за 2009-2012(план) гг., млрд.Руб. [62, 63, 64]
- 2.2. Анализ эффективности расходов бюджета рт
- Динамика расходной части бюджета Республики Татарстан за 2009-2012(план) гг., млрд. Руб. [62, 63, 64]
- 2.3. Оценка сбалансированности и финансового состояния бюджета рт
- Показатели сбалансированности бюджета Республики Татарстан на 2009-2012 (план) гг., млрд. Руб. [62, 63, 64]
- Источники покрытия дефицита бюджета Республики Татарстан на 2009-2012 (план) гг., млрд. Руб., [62, 63, 64]
- 3. Пути улучшения финансового состояния бюджетов субъектов рф
- 3.1. Пути повышения доходов и эффективности расходов бюджета на субфедеральном уровне
- 3.2. Направления обеспечения сбалансированности и повышения устойчивости регионального бюджета
- Выводы и предложения
- Список использованной литературы
- I. Нормативно-правовые материалы:
- II. Специальная литература:
- Показатели финансовой устойчивости регионального бюджета