Динамика расходной части бюджета Республики Татарстан за 2009-2012(план) гг., млрд. Руб. [62, 63, 64]
Расходы | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год (план) |
Общегосударственные вопросы | 3,6 | 4,1 | 6,3 | 15,6 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 4,0 | 4,5 | 4,5 | 0,6 |
Национальная экономика | 37,9 | 53,1 | 57,7 | 24,9 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 2,4 | 4,1 | 6,1 | 3,1 |
Образование | 6,2 | 8,3 | 22,6 | 21,1 |
Культура, кинематография | 2,7 | 5,2 | 3,4 | 2,4 |
Здравоохранение | 17,8 | 16,6 | 17,5 | 23,2 |
Социальная политика | 14,2 | 26,4 | 18,9 | 18,2 |
Межбюджетные трансферты | 34,6 | 37,3 | 10,7 | 4,9 |
Другие расходы | 0,32 | 0,2 | 4,9 | 3,5 |
Всего | 123,72 | 159,8 | 152,6 | 117,5 |
Как видно из таблицы 9, расходная часть бюджета республики в соответствии с бюджетной классификацией начинается с раздела «Общегосударственные вопросы».
Раздел «Общегосударственные вопросы» состоит из тринадцати подразделов и аккумулирует расходы на общегосударственные вопросы, специфика которых не позволяет отнести их на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов, в том числе расходы на обеспечение деятельности главы государства - Президента Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и главы администрации муниципального образования, расходы на обеспечение соответствующих органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, обеспечивающих деятельность указанных должностных лиц и органов.
В расходах раздела «Общегосударственные вопросы» отражаются средства на предоставление отдельных видов межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям (ранее учитывались в разделе «Межбюджетные трансферты»). Расходы по данной статье в 2011 году увеличились по отношению к уровню 2009 года с 3,6 млрд. руб. до 6,3 млрд. руб., рост составил – 75%, на 2012 год запланировано 15,6 млрд. руб.
Раздел «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» состоит из четырнадцати подразделов и аккумулирует расходы на обеспечение деятельности органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внутренних войск, системы исполнения наказаний, а также расходы на защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданскую оборону, миграционную политику, прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, а также другие мероприятия в данной области.
Расходы по данной статье в 2011 году увеличились по отношению к уровню 2009 года с 4,0 млрд. руб. до 4,5 млрд. руб., рост составил – 12,5%, на 2012 год запланировано 0,6 млрд. руб.
Раздел «Национальная экономика» состоит из двенадцати подразделов и аккумулирует расходы, связанные с руководством, управлением, оказанием услуг, а также предоставлением государственной поддержки в целях развития национальной экономики.
Расходы по данной статье в 2011 году увеличились по отношению к уровню 2009 года с 37,9 млрд. руб. до 57,7 млрд. руб., рост составил – 52,2%, на 2012 год запланировано 24,9 млрд. руб.
Раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство» состоит из пяти подразделов и аккумулирует расходы на обеспечение деятельности и поддержание жилищно-коммунальной отрасли экономики. Расходы по данной статье в 2011 году увеличились по отношению к уровню 2009 года с 2,4 млрд. руб. до 6,1 млрд. руб., рост составил – в 2 раза, на 2012 год запланировано 3,1 млрд. руб.
Раздел «Образование» состоит из девяти подразделов и аккумулирует расходы на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Расходы по данной статье в 2011 году увеличились по отношению к уровню 2009 года с 6,2 млрд. руб. до 22,6 млрд. руб., рост составил – 3,6 раза, на 2012 год запланировано 21,1 млрд. руб.
Раздел «Культура, кинематография» состоит из четырех подразделов и аккумулирует расходы на предоставление услуг в этой сфере, обеспечение деятельности учреждений культуры, управление объектами, предназначенными для культурных целей, организацию, проведение или поддержку культурных мероприятий, государственную поддержку и субсидирование производства кинофильмов, а также предоставление грантов, субсидий для поддержки отдельных артистов, писателей, художников, композиторов или организаций, занимающихся культурной деятельностью. Расходы по данной статье в 2011 году увеличились по отношению к уровню 2009 года с 2,7 млрд. руб. до 3,4 млрд. руб., рост составил – 26%, на 2012 год запланировано 2,4 млрд. руб.
Раздел «Здравоохранение» состоит из девяти подразделов и аккумулирует расходы на финансирование здравоохранения. Расходы по данной статье в 2011 году сократились по отношению к уровню 2009 года с 17,8 млрд. руб. до 17,5 млрд. руб., снижение составило – 1,7%, на 2012 год запланировано 23,2 млрд. руб.
Раздел «Социальная политика» состоит из шести подразделов и аккумулирует расходы на пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальное обеспечение населения, охрану семьи и детства. Расходы по данной статье в 2011 году увеличились по отношению к уровню 2009 года с 14,2 млрд. руб. до 18,9 млрд. руб., рост составил – 33%, на 2012 год запланировано 18,2 млрд. руб.
Раздел «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» состоит из трех подразделов и аккумулирует расходы по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, не отнесенных другим разделам и подразделам.
Расходы по данной статье в 2011 году снизились по отношению к уровню 2009 года с 37,3 млрд. руб. до 10,7 млрд. руб., снижение составило – 72,3%, на 2012 год запланировано 4,9 млрд. руб.
Динамику основных статей расходной части бюджета Республики Татарстан за 2009-2012(план) гг. представим на рис. 7.
Рис. 7. Динамика основных статей расходной части бюджета РТ за 2009-2012(план) гг., млрд. руб. [62, 63, 64]
Как показывает рис. 7, значительное увеличение расходов произошло по таким статьям, как:
- национальная экономика – 52,2%, - рост расходов связан с реализацией дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализацией Стратегии развития лесного хозяйства Республики Татарстан на период до 2018 года по подразделу «Лесное хозяйство» и др.;
- по подразделу ЖКХ – в 2,5 раза, - рост расходов по данному разделу в основном связан с включением трансфертов бюджетам муниципальных образований. По данному разделу закрепляются расходы на реализацию Программы «Государственная поддержка обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан на льготных условиях» на 2009-2011 годы;
- увеличение расходов на образование в четыре раза связаны с реализацией мероприятий с 2011 года «Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Килэчэк». Кроме этого по данному разделу закрепляются расходы на реализацию мероприятий в области образования, связанные с внедрением новой системы оплаты труда, а также на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений;
- расходы на здравоохранение – снизились на 1,7%, тем не менее, бюджетные ассигнования направлены на управление специализированной медицинской помощью, на регулирование в установленном порядке отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи;
- на социальную политику – 33%, - увеличение бюджетных ассигнований по подразделу связано с ростом расходов на обеспечение деятельности домов-интернатов для престарелых и инвалидов, учреждений социального обслуживания населения.
- снижение расходов по подразделу межбюджетных трансфертов связано с тем, что трансферты отражены в «отраслевых» разделах классификации расходов бюджетов.
Структуру основных статей расходной части бюджета Республики Татарстан за 2009-2012(план) гг. представим на рис. 8.
Рис. 8. Структура основных статей расходной части бюджета РТ за 2009-2012(план) гг., % [62, 63, 64]
Как показывает рис. 8, если в 2009 году самыми значимыми статьями расходов были межбюджетные трансферты – 28,8% и подраздел национальная экономика – 30%, то уже в 2011 году значимыми стали такие статьи, как образование – 14,8%, здравоохранение – 11,5%, социальная политика – 12,4%.
Итак, расходы бюджета по отношению к 2009 году увеличились в 2011 году с 123,72 млрд. руб. до 152,6 млрд. руб., или на 23,3%, на 2012 год предусмотрено расходов в сумме – 117,5 млрд. руб.
Расходы бюджета Республики Татарстан направляются также на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, мероприятия в области информационно-коммуникационных и телекоммуникационных технологий для подготовки и проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в Казани, государственную поддержку малого предпринимательства, на федеральные целевые программы «Жилище», «Социальное развитие села до 2012 года», «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» и реализацию дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения.
- Содержание
- Введение
- 1. Теоретические основы оценки финансового состояния бюджета субъекта рф
- 1.1. Экономическая сущность финансовой устойчивости бюджета субъекта рф
- 1.2. Состав и структура доходов и расходов регионального бюджета
- Цели управления расходами бюджетов субъектов рф [19]
- Принципы организации бюджетных расходов [21]
- 1.3. Методы оценки финансового состояния бюджета субъекта рф
- Определение диагностики на основании оценки финансового состояния региона [56]
- 2. Анализ финансового состояния бюджета Республики Татарстан
- 2.1. Анализ обеспеченности доходами бюджета рт
- В 2009-2012 (план) гг., % [62, 63, 64]
- Динамика налоговых доходов бюджета рт за 2009-2012(план) гг., млрд.Руб. [62, 63, 64]
- Динамика неналоговых доходов бюджета рт за 2009-2012(план) гг., млрд.Руб. [62, 63, 64]
- За 2009-2012(план) гг., млрд. Руб. [62, 63, 64]
- Динамика безвозмездных поступлений в бюджет рт за 2009-2012(план) гг., млрд.Руб. [62, 63, 64]
- 2.2. Анализ эффективности расходов бюджета рт
- Динамика расходной части бюджета Республики Татарстан за 2009-2012(план) гг., млрд. Руб. [62, 63, 64]
- 2.3. Оценка сбалансированности и финансового состояния бюджета рт
- Показатели сбалансированности бюджета Республики Татарстан на 2009-2012 (план) гг., млрд. Руб. [62, 63, 64]
- Источники покрытия дефицита бюджета Республики Татарстан на 2009-2012 (план) гг., млрд. Руб., [62, 63, 64]
- 3. Пути улучшения финансового состояния бюджетов субъектов рф
- 3.1. Пути повышения доходов и эффективности расходов бюджета на субфедеральном уровне
- 3.2. Направления обеспечения сбалансированности и повышения устойчивости регионального бюджета
- Выводы и предложения
- Список использованной литературы
- I. Нормативно-правовые материалы:
- II. Специальная литература:
- Показатели финансовой устойчивости регионального бюджета