logo
Фролова - Финансовое состояние бюджета субъекта

Динамика расходной части бюджета Республики Татарстан за 2009-2012(план) гг., млрд. Руб. [62, 63, 64]

Расходы

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год (план)

Общегосударственные вопросы

3,6

4,1

6,3

15,6

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

4,0

4,5

4,5

0,6

Национальная экономика

37,9

53,1

57,7

24,9

Жилищно-коммунальное хозяйство

2,4

4,1

6,1

3,1

Образование

6,2

8,3

22,6

21,1

Культура, кинематография

2,7

5,2

3,4

2,4

Здравоохранение

17,8

16,6

17,5

23,2

Социальная политика

14,2

26,4

18,9

18,2

Межбюджетные трансферты

34,6

37,3

10,7

4,9

Другие расходы

0,32

0,2

4,9

3,5

Всего

123,72

159,8

152,6

117,5

Как видно из таблицы 9, расходная часть бюджета республики в соответствии с бюджетной классификацией начинается с раздела «Общегосударственные вопросы».

Раздел «Общегосударственные вопросы» состоит из тринадцати подразделов и аккумулирует расходы на общегосударственные вопросы, специфика которых не позволяет отнести их на соответствующие разделы и подразделы классификации расходов, в том числе расходы на обеспечение деятельности главы государства - Президента Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и главы администрации муниципального образования, расходы на обеспечение соответствующих органов государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, обеспечивающих деятельность указанных должностных лиц и органов.

В расходах раздела «Общегосударственные вопросы» отражаются средства на предоставление отдельных видов межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям (ранее учитывались в разделе «Межбюджетные трансферты»). Расходы по данной статье в 2011 году увеличились по отношению к уровню 2009 года с 3,6 млрд. руб. до 6,3 млрд. руб., рост составил – 75%, на 2012 год запланировано 15,6 млрд. руб.

Раздел «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» состоит из четырнадцати подразделов и аккумулирует расходы на обеспечение деятельности органов прокуратуры, юстиции, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, внутренних войск, системы исполнения наказаний, а также расходы на защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданскую оборону, миграционную политику, прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности, а также другие мероприятия в данной области.

Расходы по данной статье в 2011 году увеличились по отношению к уровню 2009 года с 4,0 млрд. руб. до 4,5 млрд. руб., рост составил – 12,5%, на 2012 год запланировано 0,6 млрд. руб.

Раздел «Национальная экономика» состоит из двенадцати подразделов и аккумулирует расходы, связанные с руководством, управлением, оказанием услуг, а также предоставлением государственной поддержки в целях развития национальной экономики.

Расходы по данной статье в 2011 году увеличились по отношению к уровню 2009 года с 37,9 млрд. руб. до 57,7 млрд. руб., рост составил – 52,2%, на 2012 год запланировано 24,9 млрд. руб.

Раздел «Жилищно-коммунальное хозяйство» состоит из пяти подразделов и аккумулирует расходы на обеспечение деятельности и поддержание жилищно-коммунальной отрасли экономики. Расходы по данной статье в 2011 году увеличились по отношению к уровню 2009 года с 2,4 млрд. руб. до 6,1 млрд. руб., рост составил – в 2 раза, на 2012 год запланировано 3,1 млрд. руб.

Раздел «Образование» состоит из девяти подразделов и аккумулирует расходы на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Расходы по данной статье в 2011 году увеличились по отношению к уровню 2009 года с 6,2 млрд. руб. до 22,6 млрд. руб., рост составил – 3,6 раза, на 2012 год запланировано 21,1 млрд. руб.

Раздел «Культура, кинематография» состоит из четырех подразделов и аккумулирует расходы на предоставление услуг в этой сфере, обеспечение деятельности учреждений культуры, управление объектами, предназначенными для культурных целей, организацию, проведение или поддержку культурных мероприятий, государственную поддержку и субсидирование производства кинофильмов, а также предоставление грантов, субсидий для поддержки отдельных артистов, писателей, художников, композиторов или организаций, занимающихся культурной деятельностью. Расходы по данной статье в 2011 году увеличились по отношению к уровню 2009 года с 2,7 млрд. руб. до 3,4 млрд. руб., рост составил – 26%, на 2012 год запланировано 2,4 млрд. руб.

Раздел «Здравоохранение» состоит из девяти подразделов и аккумулирует расходы на финансирование здравоохранения. Расходы по данной статье в 2011 году сократились по отношению к уровню 2009 года с 17,8 млрд. руб. до 17,5 млрд. руб., снижение составило – 1,7%, на 2012 год запланировано 23,2 млрд. руб.

Раздел «Социальная политика» состоит из шести подразделов и аккумулирует расходы на пенсионное обеспечение, социальное обслуживание и социальное обеспечение населения, охрану семьи и детства. Расходы по данной статье в 2011 году увеличились по отношению к уровню 2009 года с 14,2 млрд. руб. до 18,9 млрд. руб., рост составил – 33%, на 2012 год запланировано 18,2 млрд. руб.

Раздел «Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» состоит из трех подразделов и аккумулирует расходы по предоставлению межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, не отнесенных другим разделам и подразделам.

Расходы по данной статье в 2011 году снизились по отношению к уровню 2009 года с 37,3 млрд. руб. до 10,7 млрд. руб., снижение составило – 72,3%, на 2012 год запланировано 4,9 млрд. руб.

Динамику основных статей расходной части бюджета Республики Татарстан за 2009-2012(план) гг. представим на рис. 7.

Рис. 7. Динамика основных статей расходной части бюджета РТ за 2009-2012(план) гг., млрд. руб. [62, 63, 64]

Как показывает рис. 7, значительное увеличение расходов произошло по таким статьям, как:

- национальная экономика – 52,2%, - рост расходов связан с реализацией дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализацией Стратегии развития лесного хозяйства Республики Татарстан на период до 2018 года по подразделу «Лесное хозяйство» и др.;

- по подразделу ЖКХ – в 2,5 раза, - рост расходов по данному разделу в основном связан с включением трансфертов бюджетам муниципальных образований. По данному разделу закрепляются расходы на реализацию Программы «Государственная поддержка обеспечения жильем граждан в Республике Татарстан на льготных условиях» на 2009-2011 годы;

- увеличение расходов на образование в четыре раза связаны с реализацией мероприятий с 2011 года «Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Килэчэк». Кроме этого по данному разделу закрепляются расходы на реализацию мероприятий в области образования, связанные с внедрением новой системы оплаты труда, а также на проведение противоаварийных мероприятий в зданиях государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений;

- расходы на здравоохранение – снизились на 1,7%, тем не менее, бюджетные ассигнования направлены на управление специализированной медицинской помощью, на регулирование в установленном порядке отношений, возникающих в сфере обращения лекарственных средств, на осуществление денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи;

- на социальную политику – 33%, - увеличение бюджетных ассигнований по подразделу связано с ростом расходов на обеспечение деятельности домов-интернатов для престарелых и инвалидов, учреждений социального обслуживания населения.

- снижение расходов по подразделу межбюджетных трансфертов связано с тем, что трансферты отражены в «отраслевых» разделах классификации расходов бюджетов.

Структуру основных статей расходной части бюджета Республики Татарстан за 2009-2012(план) гг. представим на рис. 8.

Рис. 8. Структура основных статей расходной части бюджета РТ за 2009-2012(план) гг., % [62, 63, 64]

Как показывает рис. 8, если в 2009 году самыми значимыми статьями расходов были межбюджетные трансферты – 28,8% и подраздел национальная экономика – 30%, то уже в 2011 году значимыми стали такие статьи, как образование – 14,8%, здравоохранение – 11,5%, социальная политика – 12,4%.

Итак, расходы бюджета по отношению к 2009 году увеличились в 2011 году с 123,72 млрд. руб. до 152,6 млрд. руб., или на 23,3%, на 2012 год предусмотрено расходов в сумме – 117,5 млрд. руб.

Расходы бюджета Республики Татарстан направляются также на государственную поддержку сельскохозяйственного производства, обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, мероприятия в области информационно-коммуникационных и телекоммуникационных технологий для подготовки и проведения XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в Казани, государственную поддержку малого предпринимательства, на федеральные целевые программы «Жилище», «Социальное развитие села до 2012 года», «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» и реализацию дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения.