1.1. Экономическая сущность финансовой устойчивости бюджета субъекта рф
Бюджет субъекта федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта федерации [25. С. 46].
Региональные бюджеты – главная финансовая база региональных органов власти, составная часть региональных финансов. Они представляют собой систему финансовых отношений между органами власти на местах и субъектами хозяйствования по поводу перераспределения части национального дохода в процессе образования основного в рамках данной территории государственного фонда денежных средств и его использования для удовлетворения объективно существующих территориальных общественных потребностей [22. С.112].
Бюджеты территорий служат центром, соединяющим всех участников воспроизводственного процесса на всех его стадиях, что повышает их роль в интеграции усилий, способствующих количественному и качественному влиянию на решение социально - экономических проблем.
Экономическое значение регионального бюджета проявляется через выравнивание уровней экономического и социального развития внутри субъектных территорий. Следовательно, на практике осуществляется пропорциональное развитие территорий, отраслей национального хозяйства и социальной инфраструктуры. Совокупность этих мероприятий реализуется посредством региональных программ по текущему содержанию и развитию экономики и социальной сферы нуждающихся территорий [11. С. 24].
Значение бюджетов субъектов РФ заключается и в том, что они являются основными инструментами, через которые осуществляется региональная финансовая политика, направленная на стабилизацию производства и обеспечение экономического роста.
Развитие субъекта экономики – это процесс накопления положительных изменений, которые приводят к повышению эффективности его функционирования: изменение его производительных ресурсов, структуры, свойств, показателей и функций [12. С. 22].
В понятие устойчивости закладывается такое состояние бюджета, при котором обеспечиваются нормальное функционирование субъекта публичной власти, реализация всех закрепленных за ним полномочий на основе полного и своевременного финансирования предусмотренных в бюджете расходов, включая погашение и обслуживание внутреннего и внешнего долга. Устойчивость бюджета позволяет судить о прочности финансовой основы деятельности субъекта власти.
В теории финансов и практической финансовой деятельности понятие устойчивости часто отождествляют с понятиями сбалансированности, стабильности, равновесия. Понятие финансовой устойчивости бюджетов было впервые предложено академиком Г. Б. Поляком. По мнению ученого, уровень устойчивости территориального бюджета определяется объемом средств, необходимых для обеспечения минимальных бюджетных расходов. При этом под минимальными бюджетными расходами понимаются средства, предусмотренные в бюджете для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения [24. С. 154].
Под финансовой устойчивостью региона понимают сбалансированность денежных доходов и расходов региона и их пропорциональное изменение под воздействием внешних и внутренних факторов в целях обеспечения полномочий органов власти региона, его социально-экономического и политического развития в текущей и долгосрочной перспективе [26. С. 64].
Условиями финансовой устойчивости бюджетов являются:
– сбалансированность доходов и расходов для развития,
– бюджетная самостоятельность и платежеспособность.
Выполнение данных условий характеризуется способностью органов власти субъектов РФ мобилизовать финансовые ресурсы для выполнения целей социально-экономического развития территорий и удовлетворения потребностей общества. Но в тоже время следует отметить, что бюджет является не только финансовым планом доходов и расходов, предназначенных для реализации задач и функций, возлагаемых на органы власти субъектов РФ по развитию экономики, обеспечению социально-культурных и просветительских мероприятий, но и важнейшим инструментом политического процесса, а, значит, и управления финансами субъектов РФ. Как бы ни складывалась система органов субъектов РФ, условием ее эффективного функционирования является наличие достаточных ресурсов, формирующих стабильную экономическую базу деятельности этих органов управления и необходимый объем бюджетных доходов.
Если считать что бюджетная устойчивость это осуществление деятельности по управлению бюджетом и другими финансовыми потоками региона, органы государственной власти в течение длительного периода времени должны обладать возможностью формировать, распределять и использовать финансовые ресурсы через бюджет для осуществления своих полномочий, в том числе для социально-экономического развития региона.
Финансовую устойчивость региона можно определить [33]:
– состоянием региона и бюджета, которое определяется наличием финансовых ресурсов и денежных средств, необходимых для нормального функционирования органов власти субъекта РФ и проведения в полном объеме всех мероприятий, предусмотренных в бюджете, а также возможностью своевременного и полного покрытия органами власти субъекта РФ расходов за счет средств бюджета;
– движение денежных потоков, позволяющее обеспечить населению уровень жизни, соответствующий общегосударственным социальным стандартам;
– обеспечением хода непрерывного расширенного воспроизводства в регионе;
– возможностью учета и регулирования отклонений фактических денежных потоков бюджета от заранее запланированных;
– способностью противостоять кризисным явлениям в экономике и воздействию внешних факторов;
– деятельностью органов власти по управлению бюджетом и другими финансовыми потоками субъекта РФ, обеспечивающую реализацию полномочий органов власти.
На наш взгляд, финансовая устойчивость бюджета субъектов – это такое состояние его денежных фондов, которое обеспечивает:
– развитие субъекта РФ преимущественно за счет собственной доходной базы;
– возможность дополнительной мобилизации финансовых ресурсов;
– способность субъекта РФ сохранять финансовую достаточность доходной базы бюджета при изменении внутренних и внешних факторов, гарантирующую постоянную платежеспособность и инвестиционную привлекательность региона в целях обеспечения реализации полномочий органами власти субъекта, экономическое, социальное и политическое развитие региона в краткосрочном периоде и долгосрочной перспективе.
Устойчивость бюджета в современных условиях имеет огромное значение. Нужно правильно оценить финансово-экономическое (в том числе бюджетное) положение конкретных территориальных образований и на этой основе выстроить обоснованную бюджетную политику. Анализ устойчивости бюджета позволяет инвесторам реально оценить риск вложения капитала в те или иные территориальные образования.
Риски в обеспечении финансовой устойчивости бюджетной системы субъекта федерации представляют собой возможности наступления необеспеченного финансовыми ресурсами состояния, которое не позволяет выполнять региональным органам власти и органам местного самоуправления собственные функции [35. С. 88].
Изучение различных подходов к исследованию финансовой устойчивости позволило систематизировать имеющиеся системы классификации факторов, влияющие на ее уровень. Наиболее распространенной и точной является классификация по характеру воздействия внешние факторы и внутренние факторы (рис. 1) [41. С. 26].
Факторы, влияющие на формирование финансовой устойчивости бюджета региона Внешние факторы
Рис. 1. Факторы, влияющие на формирование и развитие финансовой устойчивости бюджета региона
Основополагающую роль в формировании и обеспечении финансовой устойчивости бюджета субъекта РФ играют внешние факторы, однако принятие решения о возможности повышения финансовой устойчивости требует оценки влияния всего количества внутренних факторов.
Таким образом, факторов, влияющих на финансовую устойчивость регионов, много. Само понятие и механизм обеспечения финансовой устойчивости многоаспектны.
Наиболее пристальное внимание необходимо уделять оценке влияния негативных факторов, так как это может привести к потере устойчивости бюджета субъекта.
Обеспечение финансовой устойчивости бюджетной системы субъекта федерации невозможно без создания долгосрочных институциональных стимулов реформирования управления региональными финансами в целях снижения неблагоприятного воздействия внутренних факторов на финансовую устойчивость региональной бюджетной системы.
Реальное укрепление финансовой устойчивости регионов-субъектов РФ осуществляется посредством разработки и реализации следующих видов региональных программ [42. С. 16]:
1. Программы подъема регионального производства и повышения его эффективности на основе применения эффективных ресурсосберегающих технологий.
2. Социально-экономические программы решения наиболее настоятельных и серьезных социальных региональных проблем борьбы с бедностью, повышения уровня и качества жизни.
3. Программы повышения финансовой устойчивости и финансовой стабилизации регионов.
Одним из путей укрепления собственной доходной базы на современном этапе развития федеративных отношений является наращивание налогового потенциала субъектов федерации, увеличение собираемости налоговых и неналоговых платежей.
Итак, финансовая устойчивость бюджета субъекта РФ – это обусловленное внутренними и внешними факторами состояние бюджета региона, характеризующееся независимостью от внешних источников и обеспечивающее стабильные возможности для финансирования расходов.
- Содержание
- Введение
- 1. Теоретические основы оценки финансового состояния бюджета субъекта рф
- 1.1. Экономическая сущность финансовой устойчивости бюджета субъекта рф
- 1.2. Состав и структура доходов и расходов регионального бюджета
- Цели управления расходами бюджетов субъектов рф [19]
- Принципы организации бюджетных расходов [21]
- 1.3. Методы оценки финансового состояния бюджета субъекта рф
- Определение диагностики на основании оценки финансового состояния региона [56]
- 2. Анализ финансового состояния бюджета Республики Татарстан
- 2.1. Анализ обеспеченности доходами бюджета рт
- В 2009-2012 (план) гг., % [62, 63, 64]
- Динамика налоговых доходов бюджета рт за 2009-2012(план) гг., млрд.Руб. [62, 63, 64]
- Динамика неналоговых доходов бюджета рт за 2009-2012(план) гг., млрд.Руб. [62, 63, 64]
- За 2009-2012(план) гг., млрд. Руб. [62, 63, 64]
- Динамика безвозмездных поступлений в бюджет рт за 2009-2012(план) гг., млрд.Руб. [62, 63, 64]
- 2.2. Анализ эффективности расходов бюджета рт
- Динамика расходной части бюджета Республики Татарстан за 2009-2012(план) гг., млрд. Руб. [62, 63, 64]
- 2.3. Оценка сбалансированности и финансового состояния бюджета рт
- Показатели сбалансированности бюджета Республики Татарстан на 2009-2012 (план) гг., млрд. Руб. [62, 63, 64]
- Источники покрытия дефицита бюджета Республики Татарстан на 2009-2012 (план) гг., млрд. Руб., [62, 63, 64]
- 3. Пути улучшения финансового состояния бюджетов субъектов рф
- 3.1. Пути повышения доходов и эффективности расходов бюджета на субфедеральном уровне
- 3.2. Направления обеспечения сбалансированности и повышения устойчивости регионального бюджета
- Выводы и предложения
- Список использованной литературы
- I. Нормативно-правовые материалы:
- II. Специальная литература:
- Показатели финансовой устойчивости регионального бюджета