logo
Фролова - Финансовое состояние бюджета субъекта

Источники покрытия дефицита бюджета Республики Татарстан на 2009-2012 (план) гг., млрд. Руб., [62, 63, 64]

Источники

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год (план)

Источники внутреннего финансирования дефицита бюджетов

-6,62

-8,9

-17,6

-3,8

Получение кредитов от кредитных организаций бюджетом РТ в валюте РФ

1,3

1,7

3,4

0,7

Получение бюджетом РТ кредитов от других бюджетов бюджетной системы РФ в валюте РФ

3,5

4,6

9,2

2,0

Погашение бюджетом РТ кредитов от других бюджетов бюджетной системы РФ

-0,2

-0,3

-0,5

-0,1

Средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РТ

0,6

0,8

1,5

0,3

Возврат бюджетных кредитов, предоставленных внутри страны в валюте РФ

0,3

0,4

0,8

0,2

Исполнение государственных гарантий РТ в валюте РФ

-

-

-

-

Прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов

3,7

5,0

9,9

2,1

Изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджета

-2,6

-3,5

-6,9

-1,5

Курсовая разница

-

0,1

0,1

-

Источники внешнего финансирования дефицита бюджетов

-

-

-

-

Исполнение государственных гарантий РТ в иностранной валюте

-

-

-

-

ВСЕГО

6,62

8,9

17,6

3,8

Основные источники покрытия дефицита бюджета республики являются получение кредитов от кредитных организаций бюджетом РТ в валюте РФ, получение бюджетом РТ кредитов от других бюджетов бюджетной системы РФ в валюте РФ, а также средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РТ и возврат бюджетных кредитов, предоставленных внутри страны в валюте РФ.

Финансовая устойчивость регионального бюджета – это обусловленное внутренними и внешними факторами состояние бюджета региона, характеризующееся независимостью от внешних источников и обеспечивающее стабильные возможности для финансирования расходов. Анализ состояния бюджета РТ производится в целях:

- выявления резервов при составлении бюджета;

- разработки предложений по увеличению доходов данного бюджета и обеспечению своевременного и полного финансирования расходов;

- оценки финансового состояния федерального бюджета.

Коэффициент автономии - один из основных бюджетных показателей характеризующий состояние собственной доходной базы бюджета субъекта РФ. Данный показатель определяет долю собственных доходов без учета финансовой помощи от федерального центра в общей сумме доходов бюджета субъекта РФ. Характеризует степень независимости региона от федерального центра.

Доля налоговых доходов в общей сумме доходов бюджета РТ (Ка):

2009 – 64,8 / 117,1 = 0,553

2010 – 82,04 / 150,9 = 0,544

2011 – 103,4 / 163,3 = 0,633

Из данного коэффициента вытекает, что доля налоговых доходов в 2009-2010 гг. составляла 55,3% и 54,4% соответственно, но в 2011 году повысилась до 63,3%.

Коэффициент налоговой результативности бюджета РТ (Кбр):

2009 – 64,8 / 3,77 млн.чел. = 17,18

2010 – 82,04 / 3,78 млн.чел. = 21,70

2011 – 103,4 / 3,78 млн.чел. = 27,35

Этот коэффициент показывает, сколько налоговых доходов приходится на каждого проживающего.

Благодаря тому, что в 2010 г. налоговые доходы бюджета республики увеличиваются, то, соответственно, сумма, приходящихся налоговых доходов увеличивается с 17,18 в 2009 г. до 27,35 в 2011 г. Если учесть то, что данная численность включает в себя не только работающее население, тогда получается, что лишь на работающую численность налоговых доходов приходится где-то в 2 раза больше.

Рассчитаем коэффициент зависимости бюджета РТ от налоговых доходов, т.к. превышение доли налоговых доходов над неналоговыми при формировании бюджетов в значительной степени делают их зависимыми от межбюджетной политики, проводимой регионами, и если налоговые доходы превышают неналоговые, то зависимость высокая (Кннд):

2009 – 64,8 / 3,2 = 20,25

2010 – 82,04 / 7,1 = 11,55

2011 – 103,4 / 7,4 = 13,97

Данный коэффициент показывает, на сколько неналоговые доходы зависят от налоговых. В бюджете республики налоговые доходы значительно превышают неналоговые, и их коэффициент с каждым годом повышается, т.е. зависимость очень высока.

Коэффициент соотношения государственного долга к собственным доходам бюджета характеризует долю заемных средств в собственных доходах бюджета, показывает долговую нагрузку на бюджет и определяет возможность органов власти субъекта РФ отвечать по своим долговым обязательствам.

Отношение объема долга к объему доходов бюджета РТ (П1):

2009 – 36,6 / 117,1 = 0,313

2010 – 48,4 / 150,9 = 0,32

2011 – 86,2 / 163,3 = 0,528

Из данного показателя видно, что финансовое состояние бюджета ухудшается, но остается на приемлемом уровне, так как значение показателя должно быть меньше 1, чем меньше значение, тем финансовое состояние бюджета лучше.

Коэффициент результативности бюджета РТ (Кр):

2009 – 117,1 / 3,77 = 31,06

2010 – 150,9 / 3,78 = 39,92

2011 – 163,3 / 3,78 = 43,20

Данные суммы показывают, сколько доходов приходится на каждого проживающего в разные годы, таким образом, на одного проживающего в 2009 году приходится – 31,06 тысячи рублей, в 2010 – 39,92тысяч рублей, в 2011 – 43,2 тысяч рублей.

Коэффициент покрытия расходов бюджета налоговыми доходами характеризует способность органов власти субъекта РФ с помощью всех налоговых доходов своевременно и в полном объеме отвечать по обязательствам, предусмотренным законодательством на обеспечение текущих и капитальных расходов бюджета. Между значением данного показателя и уровнем финансовой устойчивости - прямая тесная взаимосвязь, что можно объяснить ведущей ролей налоговых платежей в собственных доходах бюджета.

Доля налоговых доходов в расходах бюджета (Кбп):

2009 – 64,8 / 123,72 = 0,52

2010 – 82,04 / 159,8 = 0,513

2011 – 103,4 / 152,6 = 0,677

Далее проведен расчет, сколько расходов бюджета РТ приходится на каждого гражданина, проживающего в РТ (Кбо):

2009 – 123,72 / 3,77 = 32,82

2010 – 159,8 / 3,78 = 42,28

2011 – 152,6 / 3,78 = 40,37

Коэффициент показывает, какая сумма расходов была потрачена на каждого человека, проживающего в РТ, в данном случае расходы на каждого жителя республики с каждым годом повышаются, а значит, растет социальная направленность бюджета республики.

С помощью данных инструментов достигается объективизация в оценке состояния бюджета РТ, выявляются факторы, влияющие на это состояние. В свою очередь знание этих факторов и меры их влияния на бюджет позволяют определить причины негативных явлений в бюджетной сфере и более качественно готовить мероприятия по их устранению. Анализ обоснованности и эффективности отдельных видов расходов позволяет выявить резервы для повышения эффективности управления бюджетными расходами.

Таким образом, рассчитав данные коэффициенты видно, что, финансовое состояние бюджета РТ улучшается, это говорит об эффективности проводимой бюджетной и налоговой политики государственной власти в республике, и благодаря данным показателям (коэффициентам) можно определить финансовое состояние бюджета субъекта Российской Федерации за определенные годы и сравнить их между собой.

Подводя итоги второй главы, можно сделать следующий вывод.

Доходная часть бюджета республики, сформированная налоговыми и неналоговыми доходами и безвозмездными поступлениями. Из налоговых доходов основным источником поступлений бюджета Республики Татарстан является налог на прибыль организаций, его доля в 2011 году составила – 50,8%, НДФЛ составляет – 35,1%, налог на имущество – 14,4%, акцизы – 13,0%.

Неналоговые доходы в доходах бюджета республики составляют незначительную долю: в 2009 году они составляли 3,2% всех доходов бюджета республики, в 2011 году выросли до 3,3%, в 2012 году запланировано – 2,3%. Самая высокая доля безвозмездных поступлений приходится на субсидии из федерального бюджета РФ, около 70% всех поступлений.

Анализ структуры бюджетных расходов республики показал, что расходы бюджета из года в год повышались, и в общей структуре расходов самая высокая доля расходов приходится на такие статьи, как национальная экономика – 37%, образование – 14,8%, здравоохранение – 11,5%, социальная политика – 12,4%.

Говоря о сбалансированности бюджета, видно, что с 2009 года бюджет республики был исполнен с дефицитом, т.е. расходы бюджета республики, превышали доходы, так в 2009 году дефицит бюджета составил – 6,62 млрд. руб., в 2010 году – 8,9 млрд. руб., в 2011 году по всем предварительным оценкам, впервые за последние годы, бюджет республики исполнен с профицитом в сумме – 10,7 млрд. руб.

Таким образом, только при комплексном, оперативном, действенном анализе бюджетных показателей можно добиться реальных, качественно новых изменений, как в структуре финансовых ресурсов региона, так и в порядке их формирования и использования, выработки приоритетов эффективности управления централизованными финансовыми ресурсами органов самоуправления.

Несмотря на некоторые тенденции укрепления устойчивости бюджета республики за рассматриваемый период, в целом оценка финансовой устойчивости бюджета является неудовлетворительной, сохраняется тенденция роста финансовой помощи, а, следовательно, и финансовой зависимости. Поэтому стратегической целью преобразований должно стать формирование саморазвивающейся региональной экономической системы.