logo
Акцизы при производстве и реализации алкогольной продукции

1.4 Проблемы, пути решения, совершенствование организации акцизного налогообложения алкогольной продукции

По экспертным оценкам, доходы, полученные в России государством за счет ежегодной индексации ставки акциза на крепкую алкогольную продукцию, сопоставимы с величиной затрат на устранение последствий этой индексации: лечение отравившихся суррогатным алкоголем, выплату пособий по инвалидности и дальнейшую реабилитацию инвалидов. Для снижения смертности населения от отравления суррогатным алкоголем, сокращения объемов нелегального производства водки и обеспечения увеличения поступления акциза в бюджетную систему Российской Федерации был принят целый ряд мер по регулированию алкогольного рынка. Усилиями Министерства финансов России, которое занимается вопросами формирования налоговой политики в стране, был подготовлен и принят законопроект, отражающий основные предложения Правительства РФ по реформированию акцизов на алкоголь. Законопроект предусматривал следующие действия:

внести изменения в действующий порядок исчисления и уплаты акциза, предусмотрев авансовую уплату акциза по подакцизным товарам при приобретении спирта;

дифференцировать размеры ставок акциза на этиловый спирт и предоставить возможность освобождения от авансовой уплаты акциза по приобретаемому спирту в случае представления производителями алкогольной и спиртосодержащей продукции банковской гарантии.

Счетная палата проверила эффективность введенного порядка исчисления и уплаты акцизов на спирт и алкогольную продукцию. Проверка, говорится в сообщении контрольного ведомства, показала, что «предыдущие усилия Счетной палаты РФ, бьющей тревогу о ситуации в алкогольной отрасли и собираемости в бюджетную систему России акцизов на этиловый спирт из всех видов сырья и алкогольную продукцию, производимых на территории страны, не пропали даром.»

В главу 22 "Акцизы" Налогового кодекса внесены поправки, меняющие порядок исчисления и уплаты акцизов на спирт этиловый, включая введение с 1 июля 2011 года обязанности уплаты авансовых платежей акцизов организациями, осуществляющими производство алкогольной продукции (с исключениями), а также изменение порядка применения налоговых вычетов по акцизам. Таким образом, исключается ситуация, когда налоговый вычет мог превышать сумму начисленного к уплате акциза.

Коэффициент собираемости в федеральный бюджет акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, производимый на территории страны составил по данным ФНС России: в части спирта из пищевого сырья: за 2012 года 100,9%, за 2011 год - 63,5%, при прогнозе на 2011 годы в размере 75,3%; в части спирта из всех видов сырья, кроме пищевого: 2011 года 78,6%, за 2012 год - 94,7% при прогнозе на 2013 годы в размере 58,7%. Приведённые данные указывают на эффективность введенных Правительством мер.

Материальные предпосылки для развития производства качественного алкоголя вытекают из предпосылок идеологических: государство либо ведет борьбу с алкоголизмом через уничтожение собственной легальной алкогольной промышленности (что Советский Союз уже «проходил» в горбачевскую эпоху), либо развивает национальные традиции виноделия и защищает местных производителей вин, повышая и пропагандируя интерес к культуре потребления вина, переориентируя население с потребления крепких спиртных напитков на потребление более слабых и менее вредных для здоровья.

Практика развитых европейских винодельческих стран показывает, что высокое качество производимого ими вина достигается в результате выполнения многих условий, в том числе наличия протекционистской государственной политики в области виноделия со всеми вытекающими из нее налоговыми льготами и преференциями для локальных производителей винодельческой продукции. Например, законодательство и протекционистская государственная политика в области виноделия и виноградарства в традиционно винодельческих странах ЕС -- Италии, Испании, Германии, Греции и Португалии -- выглядят следующим образом: местные производители освобождены от уплаты акциза на вино, для них существует льготное налогообложение в области виноградарства и налоговое стимулирование экспорта вина. Система государственных дотаций и гибкая политика в предоставлении государственных и коммерческих кредитов для предприятий отрасли, а также высокие таможенные пошлины на импортные вина и крепкие спиртные напитки -- главные рычаги в организации национального виноделия в этих государствах.

Россия обладает уникальным комплексом географических и климатических условий, которые позволяют развивать производство винограда. Но из 400 тыс. гектаров земель, пригодных для выращивания винограда, виноградниками занято около 70 тысяч гектаров, то есть используется всего 20 % площадей. В России производится 250 тыс. тонн винограда и вырабатывается 20 млн декалитров виноматериалов. Однако потребности отечественного рынка удовлетворяются за счет собственного сырья только на 25-30 %. Для удовлетворения потребностей российского рынка необходимо производить более 2 млн тонн винограда, и возможности для этого в стране есть.

В ходе расширенного выездного заседания Комитета Совета Федерации по бюджету в Краснодарском крае на тему: «Проблемы акцизного налогообложения алкогольной продукции», состоявшегося в апреле 2010 года, были высказаны многочисленные предложения по реформированию законодательного регулирования налогообложения алкогольной продукции в России. В частности, была подчеркнута необходимость долгосрочной государственной программы до 2020 года по возрождению виноградарства и виноделия в России. Основная цель программы -- это достижение максимальных объемов выработки собственной продукции, обеспечивающей минимизацию зависимости от импорта. Это позволит создать дополнительные рабочие места в зонах традиционного виноградарства и виноделия и решать социальные вопросы.

В России на федеральном уровне профильного законодательного акта в области винодельческого виноградарства, производства и оборота винодельческой продукции в настоящее время нет. Закон Российской Империи "Закон о виноградном вине" от 1914 г. утратил свою силу после октября 1917 года. Затем Всероссийским центральным исполнительным комитетом в 1921 году издан Декрет о вине. И в последующем в советское время принимались документы, регламентировавшие производства вина, однако требования были намеренно смягчены, что не отвечало общемировым подходам.

Вопрос о необходимости принятия федерального закона о производстве винограда и вина и о возможном его содержании был поднят в нашей стране уже достаточно давно, но пока остается на уровне дискуссий.

Вместе с тем, следует отметить, что сегодня в двух субъектах РФ (Краснодарском крае и Республике Дагестан) приняты региональные законы о вине и виноделии, однако их нормы характеризуются рядом недостатков, основным из которых является то, что они не имеют общеобязательной юридической силы. В этой связи одной из главных задач в области законодательства является подготовка и принятие федерального профильного закона, который бы системно обеспечивал правовые условия для полноценного и комплексного возрождения, устойчивого функционирования и развития национальной винодельческой индустрии и национального рынка винодельческой продукции в России, а также способствовал формированию в российском обществе культуры умеренного употребления винодельческой продукции.

Еще одна важная задача - это создание в России необходимых правовых условий для цивилизованного винодельческого виноградарства и производства винодельческой продукции, соответствующей европейским и общемировым стандартам.

В настоящее время имеют место противоречия между законом 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", техническими регламентами и директивами ЕС, как в части терминов и определений, так и по критериям качества винодельческой продукции. Отсутствует должная координация между министерствами и ведомствами, федеральным центром и регионами в вопросах государственной политики в области производства, оборота и контроля качества алкогольной продукции. Все это создает возможности для свободного поступления на алкогольный рынок России низкокачественной и фальсифицированной продукции.

Что касается критериев качества сырья для виноделия, то в странах ЕС есть ограничение по использованию отдельных гибридных сортов винограда для промышленного производства и оборота вин. В эту группу сортов входят: Изабелла, Ноа, Отелло, Жакез, Клинтон и др. гибриды. В России до 1990 года также не производились вина из изабельных сортов винограда, но в последние годы производство и особенно импорт таких вин увеличились, причем большая часть этих вин фальсифицированы с использованием синтетических ароматизаторов. Это явление наносит большой вред здоровью потребителя и тормозит развитие качественного виноделия в России.

Таким образом, не обеспечивается выполнение Федеральных законов "О качестве и безопасности пищевых продуктов" и "О защите прав потребителей" по причине отсутствия должной законодательной и нормативной базы для организации эффективной системы контроля качества продукции. Очевидно, что контроль за качеством алкогольной продукции должен быть усилен. Международный опыт показывает, что проблема контроля качества пищевой продукции, в том числе алкогольной, должна решаться путем четкой координации федеральных и региональных органов власти на законодательной основе. Сегодня нет работающего закона, регламентирующего систему контроля качества пищевой продукции, в т.ч. винодельческой. По общему мнению большинства специалистов, настало время на законодательном уровне определить позицию России по виноградарству и виноделию с учетом зарубежного опыта и российских традиций.

В связи с этим особое значение приобретает принятие технического регламента на винодельческую продукцию. Данный законопроект внесен в Государственную Думу в марте 2010 года и пока не принят. Принятие Федерального закона "Технический регламент на винодельческую продукцию" позволит установить единые минимальные требования к безопасности винодельческой продукции и предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей этой продукции.

Как уже было отмечено, винодельческая отрасль вынуждена импортировать до 80% виноматериалов. При этом возникает проблема таможенного декларирования и классификации виноматериалов. При импорте алкогольной продукции наиболее актуальной является проблема идентификации вин. В Налоговом Кодексе РФ отсутствует определение "натуральной" алкогольной продукции для целей налогообложения. А раз нет единых критериев отнесения вин к категории натуральных, у недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности появляется возможность заявлять недостоверные сведения о товаре с целью занижения таможенных платежей. В результате подавляющее большинство виноградных вин, ввозимых в Российскую Федерацию, декларируются как натуральные и облагаются акцизом по минимальной ставке.

Большое влияние на население оказывает употребление пива, в соответствии с законом N 218-ФЗ, вступившим в силу с 1 июля 2012 года, пиво было признано алкогольным напитком. Это означает, что теперь возможно подвести его производство и оборот под нормы Закона N 171-ФЗ и передать в компетенцию Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирования).

Кроме того, в связи с тем, что питьевой этиловый спирт исключается из видов алкогольной продукции, вводится запрет на его розничную продажу.

Нововведения коснулись и области лицензирования перевозок этилового спирта. Требования к перевозчикам данного продукта теперь утверждаются Росалкогольрегулированием. Кроме того теперь требуется подтверждение уведомлением всех перевозок с учетом объемов транспортировки с помощью автоматических средств измерения.

Были введены жесткие лицензионные нормативы для торгующих предприятий. Так, торговые площади для реализации алкогольной продукции, за исключением пива, должны быть не менее 50 кв. м в городе и 25 кв. м на селе. Чтобы получить разрешение на продажу пива, организация должна иметь стационарное помещение и контрольно-кассовую технику.

Новые условия заставят исчезнуть с улиц городов нестационарные торговые точки, пресловутые палатки и ларьки, существующие только за счет реализации алкоголя. Для формирования цивилизованной торговли и деалкоголизации общества эти меры более чем необходимы.

Данные изменения должны лишить организации каких-либо лазеек в уходе от налогообложения и сделают их бухгалтерию абсолютно прозрачной.

В полной мере контроль производства пива и пивных напитков начнется с января 2013 года, так как основное технологическое оборудование для производства данного напитка должно быть оборудовано автоматическими средствами измерения и учета объема готовой продукции.

Особый порядок вводится для контроля работы обособленных подразделений. Будет запрещено производство алкогольной продукции обособленным подразделением организации, использующим основное технологическое оборудование для производства этилового спирта. В то же время вводится запрет на производство этилового спирта обособленным подразделением организации, осуществляющим производство алкогольной продукции. То есть одновременно производить этиловый спирт и алкогольную продукцию в одном обособленном подразделении организация не сможет.

Новая организационная модель работы производителей сделает их работу прозрачнее, позволит пресекать махинации с неучтенными объемами спирта и алкогольной продукции. Росалкогольрегулирование и Федеральная налоговая служба усилят оперативный контроль за производителями алкогольной продукции. Этому будут способствовать многочисленные информационно-учетные программы и системы уведомлений и декларирования.

Однако закон не дает четкого определения понятия "обособленное подразделение": это филиал или отдельно стоящий производственный участок?

Ситуацию исправляет норма Закона N 218-ФЗ, в которой четко обозначено, что в лицензии должны быть указаны все места нахождения обособленных подразделений организации, осуществляющих лицензируемые виды деятельности. При этом не имеет значения отражение их создания в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации.

Согласно данному порядку запрет на одновременное производство этилового спирта и алкогольной продукции придется соблюдать, так как указываемые в соответствующих лицензиях адреса обособленных подразделений, осуществляющих производство этилового спирта и алкогольной продукции, не будут одинаковыми. Таким образом, для соблюдения запрета достаточно, чтобы были разными их адреса.

Такая правовая позиция создает условия для обязательного учета и декларирования перемещения продукции между разными адресами одной организации, а следовательно, главная цель законодателей будет достигнута.

Вышеназванные меры являются лишь частью в широком спектре мер, реализация которых позволит позитивно повлиять на процессы, протекающие на алкогольном рынке.

Таким образом, в современных условиях реформирование алкогольного законодательства приобретает новое содержание и направленность. Оно рассматривается в качестве одного из механизмов обеспечения экономической безопасности государства.

В РФ существенной является проблема развития механизмов контроля производства и оборота алкогольной продукции в целях борьбы с нелегальной продукцией. В качестве основных направлений реформирования можно назвать следующие:

совершенствование существующей Единой государственной автоматизированной информационной системы, предназначенной для автоматизации государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ЕГАИС);

расширение полномочий субъектов Российской Федерации и некоммерческих саморегулируемых общественных организаций (ассоциаций) производителей винограда и вина.

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. В рамках реализации данных направлений акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% будут расти опережающими темпами по сравнению с темпами ставок в отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9%, пива и натуральных вин. Это согласуется с целями Правительства РФ по снижению употребления населением крепкой алкогольной продукции.