1.2 Социально-экономическая сущность и необходимость акцизов
Налогообложение подакцизных товаров, производимых и реализуемых в Российской Федерации (далее РФ), регламентируется главой 22 НК РФ. В соответствии с этим документом акцизами облагаются: товары, произведенные на территории РФ: все виды спирта, спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, легковые автомобили и мотоциклы мощностью двигателя свыше 112,5 кВт, дизельное топливо, автомобильный бензин, моторные масла, прямогонный бензин (то есть бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, угля и другого сырья) [1].
Согласно статье 179 НК РФ налогоплательщиками признаются организации, индивидуальные предприниматели, лица, которые провозят товары через таможенную границу Российской Федерации [1].
Согласно статье 182 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:
- реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров;
- передача прав собственности на подакцизные товары одним лицом другому на возмездной или безвозмездной основе, а также использование их при натуральной оплате;
- продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов конфискованных или бесхозных подакцизных товаров, подакцизных товаров от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность;
- передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику этого сырья;
- передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства не подакцизных товаров за исключением прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации имеющей свидетельство о регистрации лица совершающего операции с прямогонным бензином, передача денатурированного этилового спирта;
- передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
- ввоз товаров на таможенную территорию РФ;
- передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный капитал организации;
- передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
- получение денатурированного этилового спирта организацией имеющей разрешение на производство не спиртосодержащей продукции;
- получение прямогонного бензина организацией имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.
Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции:
- передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации;
- реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли;
- первичная реализация (передача) конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность, на промышленную переработку под контролем таможенных и (или) налоговых органов либо уничтожение.
Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность [1]. Согласно статье 194 НК РФ устанавливается следующий порядок исчисления акциза:
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.
Сумма акциза по подакцизным товарам исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации подакцизных товаров, дата реализации (передачи) которых относится к соответствующему налоговому периоду, а также с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде. На нефтепродукты установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения, а именно: в рублях за 1 тонну). Уплата акциза при реализации налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров, согласно статье 204 НК РФ, производится из фактической реализации указанных товаров за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем [1, 8]. Акцизами в России всегда облагались некоторые дефицитные товары либо отдельные виды таких товаров, без которых граждане обойтись не могли и потому были вынуждены их покупать, несмотря на взимание акцизов. В разное время это были совершенно разные товары [3]. Необходимость же существования и применения индивидуальных (нетоварных) акцизов в современных условиях связана помимо их использования в качестве дополнительного доходного источника, с потребностью государственного регулирования отдельных экономических и социальных процессов. В частности, в качестве причин подобного вмешательства государства можно выделить следующие:
Прежде всего, это необходимость ограничения потребления товаров, использование которых наносит ущерб здоровью человека и состоянию окружающей среды. По этой причине практически во всех странах существуют сегодня акцизы на алкогольные напитки и табачные изделия. В ряде стран имеется опыт в применении так называемых экологических акцизов. Например, в ФРГ на бензин низкого качества (низкооктановый) для снижения масштабов загрязнения воздуха выхлопными газами устанавливались повышенные акцизы [8, 13].
Итак, Акцизы являются косвенным налогом, включенным в цену товара, и оплачивается покупателем. Индивидуальные акцизы используются в современных налоговых системах практически всех стран мира. Это обусловлено их высоким фискальным эффектом и способностью регулировать потребление отдельных товаров, перераспределять доходы высокооплачиваемых слоев населения и доходы от производства и реализации определенных видов продукции (алкогольные напитки, нефть, природный газ). Акцизы, как налог на добавленную стоимость, введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога с оборота и налога с продаж. Плательщиками акцизов являются все находящиеся на территории Российской Федерации предприятия и организации, включая предприятия с иностранными инвестициями, колхозы, совхозы, а также различные филиалы, обособленные подразделения, производящие и реализующие вышеназванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.
- Введение
- 1. Становление акцизного законодательства: российская и зарубежная практики
- 1.1 История возникновения акцизов
- 1.2 Социально-экономическая сущность и необходимость акцизов
- 1.3 Зарубежный опыт применения акцизов в странах-членах Евросоюза
- 2. Анализ действующего законодательства акцизов в Российской Федерации
- 2.1 Обзор действующего акцизного законодательства России и прогноз на 2015 - 2016 годы
- 2.2 Анализ значимости роли акцизов в Консолидированном бюджете Российской Федерации
- 3. Перспективы совершенствования акцизного налогообложения
- 4.1. Сущность и фискальная роль налога на добавленную стоимость как формы универсального акциза
- 7.1.Акцизы: сущность и значение
- 13. Экономическая сущность акцизов, их роль и значение. Плательщики акцизов.
- 40.Экономическая и социальная сущность акциза
- 4.1.Экономическая сущность акцизов, их роль и значение. Плательщики акцизов.
- 4.Экономическая сущность акцизов, их роль и значение. Плательщики акцизов
- Глава 3. Акциз
- Роль акцизов в формировании бюджетов различных уровней.
- 1.1 Сущность, роль косвенного налогообложения и необходимость анализа его характеристик
- 4. Фискальная политика