logo
Акцизы: сущность, необходимость, фискальная роль

2.1 Обзор действующего акцизного законодательства России и прогноз на 2015 - 2016 годы

Основным федеральным законодательным актом, регулирующим проблемы налогообложения юридических и физических лиц является Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ). Он устанавливает принципы построения и функционирования стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы введения региональных и местных налогов и других обязательных платежей.

В соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" глава 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации введена в действие с 1 января 2001 года [1, 2].

Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 18 декабря 2000 г. N БГ-3-03/440 разработаны методические рекомендации по применению главы 22 „Акцизы“ [3].

Ставки акцизов являются едиными, но подразделяются на следующие виды: в процентах к стоимости; твердые (специфические) - в рублях за единицу измерения; ставки авансового платежа в форме приобретения марок акцизного сбора. Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки, исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки (состоящие из твердой (специфической) и адвалорной (в процентах) налоговых ставок), исчисляется как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных как произведение твердой (специфической) налоговой ставки и объема реализованных (переданных, ввозимых) подакцизных товаров в натуральном выражении и как соответствующая адвалорной (в процентах) налоговой ставке процентная доля стоимости (суммы, полученной в результате сложения таможенной стоимости и подлежащей уплате таможенной пошлины) таких товаров [3].

Объект налогообложения акцизами зависит от вида ставки - адвалорной и специфической. В первом случае, как для товаров, произведенных на территории России из собственного или из давальческого сырья, так и для произведенных за границей из давальческого сырья, принадлежащего российским предприятиям, - отпускная цена товаров. При применении адвалорной ставки акцизов к импортным товарам в налогооблагаемую стоимость входят таможенные пошлины и платежи. Во втором случае - объем реализованной продукции в натуральном выражении [10].

Примечательно, что для большинства товаров (табачные изделия, алкогольная продукция, бензин, нефть) применяется специфическая ставка акциза, адвалорная ставка используется лишь в отношении ювелирных изделий и автомобилей с объемом двигателя более 90 лошадиных сил [11].

Акцизы в бюджете - 2002 составляли 11% всех доходов, в бюджете - 2003 их доля снизилась до 9,4%, а в 2004 - до 3,4% (98,5 млрд руб.). Снижение связано с передачей федеральной части акциза на алкогольную продукцию в региональные бюджеты для компенсации выпадающих доходов субъектов РФ в результате отмены налога с продаж. В бюджет-2004 не поступает акциз на газ, взамен увеличена ставка НДПИ - налога на добычу газа горючего природного (с 16,5% до 107 руб. за 1000 м3), а также ставка вывозной таможенной пошлины на природный газ (с 5% до 30%). Поступления от акцизов в бюджете разделяются: по товарам, которые производятся на территории РФ (96% всех акцизов) и которые ввозятся на территорию РФ (4%) [6, 14].

Основные поступления акцизов с продукции, ввезенной на территорию РФ, дают следующие товарные группы: этиловый спирт (5%); табачные изделия (25%); бензин автомобильный (33%); легковые автомобили и мотоциклы (0,4%); природный газ (21%); дизельное топливо (11%).

Собираемость акцизов по спирту этиловому из пищевого сырья в 2004 г. предусматривался в размере 91,7% (уровень 2004 г.), по спирту этиловому из всех видов сырья, кроме пищевого, и спиртосодержащей продукции - 100% (сумма составит 4,5 млрд руб.).

Поступления акцизов на табачные изделия в бюджет-2004 были рассчитаны исходя из объема реализации табачных изделий: 380,25 млрд штук, в том числе сигарет с фильтром - 286,65 млрд штук и сигарет без фильтра и папирос - 93,6 млрд штук. Поскольку кроме твёрдой ставки акциза с единицы изделия установлена также ставка в процентах от цены, отпускные цены по указанным группам табачных изделий были определены исходя из отпускных цен на 2003 г., проиндексированным на прогнозируемый уровень инфляции. Собираемость акцизов по табачным изделиям в 2004 г. предусматривалась на уровне оценки 2003 года в размере 97,2% (23,9 млрд руб.) [6, 14].

Акцизы на легковые автомобили рассчитывались исходя из облагаемого объема производства. Всего было произведено 140 тыс. штук, из них 44 тыс. с мощностью двигателя больше 95 л.с. облагаются по ставке 1330 руб. за автомобиль, и 96 тыс. - с мощностью двигателя меньше 110 л.с. включительно - по ставке 1540 руб. за автомобиль. Собираемость учтена на уровне оценки 2003 г. в размере 100%. При собираемости акцизов на бензин автомобильный, дизельное топливо, масла для дизельных и карбюраторных двигателей на уровне 96% поступления составят соответственно 77,4, 25,2 и 2,5 млрд руб. В федеральный бюджет этих акцизов поступило только 40%, остальное поступило в региональные бюджеты. Поступления акцизов от ГСМ концентрируются в восьми регионах, куда предпочитают платить акциз крупные нефтяные компании: в Москве, Калмыкии, Мордовии, Алтае, Туве, Омской, Томской и Магаданской областях. Остальные регионы не получают ничего. Минфин предлагает распределить доходы от акцизов между регионами, исходя из протяженности дорог и количества автомобилей в каждом субъекте РФ [6, 14].

Сумма акцизов по товарам, ввозимым на территорию РФ, в бюджете-2004 составил 4,2 млрд. руб. Расчет сделан на основании объемов импорта подакцизных товаров народного потребления; сложившейся в 2002 г. товарной структуры, собираемости акцизов в размере 85% и данного курса рубля по отношению к доллару США. Индексация ставок акцизов в меру роста инфляции, а также индексация специфической составляющей ставок табачных изделий на 20%, сверх сумм, связанных с инфляцией, и минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, увеличила налоговые доходы бюджета-2004 на 14,9 млрд руб. (0,1% к ВВП) [6, 14].

С 2003 г. внесены поправки в Налоговый Кодекс РФ, согласно которым акциз на бензин платят владельцы АЗС, в результате бюджет-2003 получил от АЗС 22 млрд. руб., а региональные - 55 млрд руб. Целью изменений является попытка не только равномерно распределить акцизы между регионами, но и упорядочить сбор налогов с многочисленных продавцов топлива, а также вытеснить с рынка теневой бизнес [2].

В соответствии с Федеральным Законом № 117-ФЗ от 07.07.2003 г. с 1 января 2004 г. из-под налогообложения акцизами выведен природный газ, повышены ставки акцизов по большинству подакцизных товаров в среднем на 8%, изменился порядок уплаты акцизов по алкогольной продукции и винам [12].

Начиная с 2005 по 2010 года особых изменений в акцизах не было.

В 2014-2016 годах планируется небольшие изменения по ставкам акцизов. Так в 2014-2015 годах ежегодное дополнительное повышение ставок акциза на автомобильный бензин 4-го класса составит 5% (до 9,916 тысячи и 10,858 тысячи рублей за тонну соответственно), в 2016 году ставка акциза на бензин этого класса сохраняется на уровне 2015 года [5, 16].

На 2016 год указанные ставки акцизов сохраняются в размере, установленном на 2015 год, за исключением дизельного топлива 5-го класса, ставка акциза на которое повышается на 14% к уровню предыдущего года (составит 4,767 тысячи рублей за тонну в 2014 году, 5,244 тысячи рублей в 2015 году и 5,97 тысячи рублей в 2016 году).

Ставки акцизов на спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9%, а также алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% на 2016 год будут проиндексированы на 10% к уровню 2015 года. Акцизы на алкогольную продукцию с содержанием спирта выше 9% составят 500 рублей за литр спирта в 2014 году, 600 рублей в 2015 году и 660 рублей в 2016 году, на алкогольную продукцию с содержанием спирта ниже 9% -- 400 рублей за литр спирта в 2014 году, 500 рублей в 2015 году и 550 рублей в 2016 году.

Ставка акциза на сигареты в 2014 году будет проиндексирована до 800 рублей за тысячу штук плюс 8,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1,04 тысячи рублей за тысячу штук, в 2015 году -- на 20%, до 960 рублей за тысячу штук плюс 9% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1,25 тысячи рублей за тысячу штук, и в 2016 году -- на 28% к предыдущему году, до 1,2 тысячи рублей за тысячу штук плюс 9,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1,6 тысячи рублей за тысячу штук [5, 16].

На легковые автомобили с мощностью двигателя до 90 лошадиных сил на 2014-2016 годы предусмотрена нулевая ставка акциза. На автомобили с мощностью двигателя от 90 до 150 лошадиных сил включительно в 2014 году предусмотрен акциз 34 рубля за 1 лошадиную силу, в 2015 году -- 37 рублей, в 2016 году -- 41 рубль. На автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 лошадиных сил на 2014, 2015 и 2016 годы вводится акциз 332, 365 и 402 рубля соответственно.

Благодаря предлагаемым нововведениям, консолидированный бюджет государства в 2014 году пополнится на 17 миллиардов рублей, в 2015 году - примерно на 23,8 миллиарда. Увеличение ставок акцизов в 2016 году по сравнению с утвержденными ставками на 2015 год приведет к росту доходов консолидированного бюджета РФ до 311,4 миллиарда рублей.

Рассматривается возможность введения акциза на разницу от повышения тарифов на услуги естественных монополий. Данный акциз повысил бы эффективность энергосбережения и конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей.