2.2 Анализ значимости роли акцизов в Консолидированном бюджете Российской Федерации
Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации характеризуется высокой долей косвенных налогов -- за последние три года она не опускалась ниже 34 %, а доля акцизов в общей сумме налоговых доходов была выше 11 % .
Стабильность доходов обуславливается высокой собираемостью акцизов, а также введением их на товары, широко используемые либо во внешнеторговом, либо в потребительском обороте внутри страны. Собираемость - как отношение суммы фактически поступивших в консолидированный бюджет акцизов к сумме начисленных -- за последние три года не опускается ниже 74 %.
По данным ФНС России около четверти всех поступлений акцизов в консолидированный бюджет РФ составляют акцизы на алкогольную продукцию, что указано в таблице 1. Основная их часть приходится на группу «спирт питьевой, водка и ликероводочные изделия», доля которых вместе со спиртом этиловым из пищевого сырья в общих налоговых поступлениях в консолидированный бюджет за последние три года составляла не менее 1,8 % [15].
Таблица 1 - Поступление акцизов в Консолидированный бюджет за 2011 - 2013 года в миллиардах рублей
Наименование налогов и платежей |
Динамика по годам |
|||
2011 |
2012 |
2013 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
В процентах к общему объему бюджета |
1,80% |
1,86% |
1,98% |
|
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
119 538,9 |
137 977,4 |
159 283,0 |
|
В том числе: |
||||
- акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья), производимый на территории Российской Федерации |
6 850,4 |
7 726,2 |
8 781,8 |
|
- акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из пищевого сырья, производимый на территории Российской Федерации |
6 216,6 |
6 841,8 |
7 589,0 |
|
- акцизы на спирт этиловый (в том числе этиловый спирт-сырец) из всех видов сырья, за исключением пищевого, производимый на территории Российской Федерации |
633,8 |
884,4 |
1 192,8 |
|
- акцизы на спиртосодержащую продукцию, производимую на территории Российской Федерации |
1 161,4 |
1 184,2 |
1 206,0 |
|
- акцизы на табачную продукцию, производимую на территории Российской Федерации |
58 709,1 |
70 275,0 |
84 032,4 |
|
- акцизы на бензин, производимый на территории Российской Федерации |
38 380,9 |
42 733,9 |
47 518,8 |
|
- акцизы на автомобильный бензин, производимый на территории Российской Федерации |
38 380,9 |
42 464,4 |
46 674,6 |
|
- акцизы на прямогонный бензин, производимый на территории Российской Федерации |
265,8 |
469,5 |
844,2 |
|
- акцизы на автомобили легковые и мотоциклы, производимые на территории Российской Федерации |
1 319,0 |
1 617,8 |
1 931,2 |
|
- акцизы на дизельное топливо, производимое на территории Российской Федерации |
12 234,2 |
13 480,5 |
14 781,3 |
|
- акцизы на моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации |
883,9 |
959,8 |
1 031,5 |
|
- акцизы по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации |
28 564,9 |
32 789,3 |
37 530,5 |
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2012 году поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога) на сумму 6288,3 млрд рублей, что на 20,9% меньше, чем за 2011 год [15]. Из них 327,4 млрд рублей приходится на акцизы по подакциозным товарам, производимым на территории Российской Федерации, что составило 9,96% от общего объема собранных налогов, сборов и иных обязательных платежей.
В декабре 2012 году поступления в консолидированный бюджет составили 635,9 млрд рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 33,4%, что показано в таблице 2.
Таблица 2 - Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в Консолидированный бюджет Российской Федерации по видам налогов в миллиардах рублей
Наименование налогов |
В 2013 году |
В процентах к 2012 году |
|||||
Консолидированный бюджет |
В том числе: |
Консолидированный бюджет |
В том числе: |
||||
Федеральный бюджет |
Консолидированные бюджеты субъектов Российской федерации |
Федеральный бюджет |
Консолидированные бюджеты субъектов Российской федерации |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Всего |
6288,3 |
2502,6 |
3785,7 |
79,1 |
70,1 |
86,5 |
|
Из них: |
|||||||
- налог на прибыль организаций |
1264,4 |
195,4 |
1069,0 |
50,3 |
25,7 |
61,0 |
|
- налог на доходы физических лиц |
1665,0 |
- |
1665,0 |
100,0 |
- |
100,0 |
|
- налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
1176,6 |
1176,6 |
- |
117,9 |
117,9 |
- |
|
- акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
327,4 |
81,7 |
245,7 |
104,0 |
65,2 |
129,7 |
|
- налоги на имущество |
569,7 |
- |
569,7 |
115,5 |
- |
115,5 |
|
- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1080,9 |
1006,3 |
74,7 |
62,0 |
61,5 |
71,1 |
|
- налог на добычу полезных ископаемых |
1053,8 |
981,5 |
72,3 |
61,7 |
61,2 |
70,0 |
|
- поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
2,3 |
0,9 |
1,5 |
62,0 |
98,5 |
51,1 |
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей Консолидированного бюджета в 2013 году обеспечили поступления налога на доходы физических лиц - 26,5%, налога на прибыль организаций - 20,1%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации - 18,7%, налога на добычу полезных ископаемых - 16,8%, что указано на рисунке 1. На акцизы же приходится 5,2% от общего объема [15].
Рисунок 1 - Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в Консолидированный бюджет Российской Федерации по видам налогов в 2013 году в процентах к итогу
В 2013 году в Консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 327,4 млрд рублей, что на 4,0% больше по сравнению с 2012 годом. Основную часть поступлений (85,4%) обеспечили акцизы на автомобильный бензин, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), табачную продукцию, дизельное топливо. При этом доля поступлений по акцизам на табачную продукцию и автомобильный бензин увеличилась по сравнению с 2008г. соответственно на 3,6 и 0,5 процентного пункта, на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и акцизам на дизельное топливо - снизилась соответственно на 2,8 и 0,6 процентного пункта. В декабре 2013 году поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 29,9 млрд рублей, что на 8,0% больше по сравнению с предыдущим месяцем, что показано в таблице 3.
Таблица 3 - Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации
Наименование налогов |
2013 год |
Справочно 2012 год |
|||||||
Консолидированный бюджет |
В том числе: |
Консолидированный бюджет |
В том числе: |
||||||
В млрд рублей |
В процентах к итогу |
Федеральный бюджет |
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
В млрд рублей |
В процентах к итогу |
Федеральный бюджет |
Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
Всего: |
327,4 |
100 |
81,7 |
245,7 |
314,7 |
100 |
125,2 |
189,4 |
|
Из них на: |
|||||||||
- спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) |
4,4 |
1,3 |
2,2 |
2,1 |
6,0 |
1,9 |
3,0 |
2,9 |
|
- табачную продукцию |
78,3 |
23,9 |
78,3 |
- |
63,8 |
20,3 |
63,8 |
- |
|
- автомобильный бензин |
109,8 |
33,5 |
- |
109,8 |
103,9 |
33,0 |
41,6 |
62,4 |
|
- легковые автомобили и мотоциклы |
2,1 |
0,6 |
2,1 |
- |
3,3 |
1,0 |
3,3 |
- |
|
- дизельное топливо |
32,3 |
9,9 |
- |
32,3 |
32,9 |
10,5 |
13,2 |
19,7 |
|
- моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей |
1,3 |
0,4 |
- |
1,3 |
1,5 |
0,5 |
0,6 |
0,9 |
|
- вина |
4,6 |
1,4 |
- |
4,6 |
4,7 |
1,5 |
- |
4,7 |
|
- пиво |
30,3 |
9,2 |
- |
30,3 |
29,0 |
9,2 |
- |
29,0 |
|
- алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) |
59,0 |
18,0 |
- |
59,0 |
65,4 |
20,8 |
- |
65,4 |
|
- алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% до 25% включительно (за исключением вин) |
1,2 |
0,4 |
- |
1,2 |
1,3 |
0,4 |
- |
1,3 |
|
- алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением вин) |
3,0 |
0,9 |
- |
3,0 |
3,2 |
1,0 |
- |
3,2 |
Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что доля акцизов в Консолидированном бюджете в целом и по всем видам отдельно за последние два года увеличилась.
Таким образом, мы видим, что акцизы всегда имели «львиную долю» в совокупных налоговых поступлениях. Акцизы являются не только важнейшей строкой доходов федерального бюджета, но это и эффективным способом воздействия на цену определенных видов товаров. Изменяя акцизы, государство может воздействовать на уровень потребления социально вредных товаров или ограничить импорт определенного товара. Так, особое место в системе косвенного налогообложения занимают акцизы, взимаемые на таможне (особый порядок обложения ввозимых товаров, услуг в страны дальнего и ближнего зарубежья).
- Введение
- 1. Становление акцизного законодательства: российская и зарубежная практики
- 1.1 История возникновения акцизов
- 1.2 Социально-экономическая сущность и необходимость акцизов
- 1.3 Зарубежный опыт применения акцизов в странах-членах Евросоюза
- 2. Анализ действующего законодательства акцизов в Российской Федерации
- 2.1 Обзор действующего акцизного законодательства России и прогноз на 2015 - 2016 годы
- 2.2 Анализ значимости роли акцизов в Консолидированном бюджете Российской Федерации
- 3. Перспективы совершенствования акцизного налогообложения
- 4.1. Сущность и фискальная роль налога на добавленную стоимость как формы универсального акциза
- 7.1.Акцизы: сущность и значение
- 13. Экономическая сущность акцизов, их роль и значение. Плательщики акцизов.
- 40.Экономическая и социальная сущность акциза
- 4.1.Экономическая сущность акцизов, их роль и значение. Плательщики акцизов.
- 4.Экономическая сущность акцизов, их роль и значение. Плательщики акцизов
- Глава 3. Акциз
- Роль акцизов в формировании бюджетов различных уровней.
- 1.1 Сущность, роль косвенного налогообложения и необходимость анализа его характеристик
- 4. Фискальная политика