3. Прогнозирование спроса
Прогнозирование спроса - это научно обоснованное предсказание развития рынка во времени на основе изучения причинно-следственных связей, тенденций и закономерностей.
Прогнозирование спроса в торговом предприятии — это прогноз будущих продаж, определение потребности в товарах и необходимых объемов закупок, составление заказов на поставку товаров.
В зависимости от времени различают следующие виды прогнозирования спроса:
оперативное — до 1 месяца;
конъюнктурное — от 3 до 6 месяцев;
краткосрочное — от 1 года до 2 лет;
среднесрочное — от 2 до 5 лет;
долгосрочное — от 5 до 10 лет;
перспективное — свыше 10 лет.
Методы прогнозирования спроса
Прогнозирование спроса осуществляется с помощью различных методов, которые подразделяют на:
эвристические, в которых преобладают субъективные начала:
социологические — основаны на опросах конечных покупателей, выявлении их мнений и намерений;
экспертные методы — основаны на подборе и формировании группы достаточно компетентных специалистов, которые высказывают свое мнение на основе знаний, опыта, интуиции, и оно рассматривается как экспертная оценка (метод Дельфи, метод мозгового штурма);
экономико-математические, где преобладают объективные начала:
статистические методы — моделирование (строится прогнозная модель, которая характеризует зависимость изучаемого параметра от ряда факторов), расчет коэффициента эластичности спроса, экстраполяция (базируется на прошлом опыте, который пролонгируется на будущее);
специальные методы (трендовые модели в графическом или математическом виде). Тренд — временной фактор, который характеризует основную тенденцию изменения показателей — учитывают особенности спроса на различные товары (товары длительного пользования — тестирование рынка, панельные опросы; товары единовременного пользования — метод пробных покупок, повторных покупок).
- Тема 2. Фирма и ее цели. Альтернативные модели поведения фирмы
- 1. Роль фирмы в обществе
- 2. Альтернативные модели поведения фирмы
- 2.1. Модель максимизации прибыли
- 2.2. Модель максимизации продаж
- 2.3. Модель управленческого поведения
- 2.4. Модель максимизации добавленной стоимости (японская модель)
- Тема 3. Анализ спроса
- 1. Понятие рыночного спроса
- 2. Эластичность спроса
- 3. Прогнозирование спроса
- Тема 4. Теория и анализ производства
- Тема 5. Теория и анализ затрат
- Тема 5. Рыночные структуры и анализ ценообразования
- 1. Конкуренция, типы рынков
- Различия между типами конкурентных рынков Характеристика рынков
- Тема 6. Роль государства в экономике
- 1. Функции государства в рыночной экономике.
- 3. Государственно-частное партнерство
- Тема 8. Бюджетная система государства
- 1. Бюджетная система и бюджетное устройство
- 2. Принципы бюджетной системы рф
- 3. Консолидированный бюджет рф
- 4. Межбюджетные отношения
- Тема 9. Эффективность инвестиционных решений
- 1. Сущность экономической эффективности производства. Критерии и показатели экономической эффективности.
- 2.Принципы оценки эффективности инвестиционных проектов.