1. Понятие рыночного спроса
Рыночный спрос характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага.
Суммарная рыночная кривая спроса образуется в результате сложения по горизонтали индивидуальных кривых спроса (рис. 12.2).
Зависимость рыночного спроса от рыночной цены определяется посредством суммирования объемов спроса всех потребителей при данной цене.
Графический способ суммирования объемов спроса всех потребителей изображен на рис. 12.2.
Необходимо иметь в виду, что на рынке функционируют сотни и тысячи потребителей и объем спроса каждого из них может быть представлен в виде точки. В таком варианте точка спроса А показывается на кривой DD (рис. 12.2, в).
Кривая спроса у каждого потребителя своя, т. е. она отличается от кривых спроса других потребителей, ибо люди неодинаковы. Некоторые имеют высокий доход, а другие - низкий. Некоторые желают кофе, а другие - чай. Чтобы получить общую рыночную кривую, необходимо рассчитать общую сумму потребления всех потребителей при каждом заданном уровне цены.
Рис. 12.2. Построение рыночной кривой на основе индивидуальных кривых спроса
Кривая рыночного спроса, как правило, имеет меньший наклон в сравнении с кривыми индивидуального спроса, что означает, что при понижении цены блага объем рыночного спроса увеличивается в большей степени, чем объем спроса отдельного потребителя.
Рыночный спрос может быть рассчитан не только графическим способом, но и посредством таблиц и аналитическим методом.
Основными факторами рыночного спроса являются:
доходы потребителей;
предпочтения (вкусы) потребителей;
цена данного блага;
цены товаров-заменителей и дополняющих благ;
количество потребителей данного блага;
численность населения и его возрастная структура;
распределение доходов среди демографических групп населения;
внешние условия потребления;
реклама;
стимулирование сбыта;
размер домашнего хозяйства, зависящий от количества проживающих вместе людей. Например, тенденция к сокращению размеров семьи приведет к увеличению спроса на квартиры в многоквартирных домах и сокращению спроса на отдельные дома.
- Тема 2. Фирма и ее цели. Альтернативные модели поведения фирмы
- 1. Роль фирмы в обществе
- 2. Альтернативные модели поведения фирмы
- 2.1. Модель максимизации прибыли
- 2.2. Модель максимизации продаж
- 2.3. Модель управленческого поведения
- 2.4. Модель максимизации добавленной стоимости (японская модель)
- Тема 3. Анализ спроса
- 1. Понятие рыночного спроса
- 2. Эластичность спроса
- 3. Прогнозирование спроса
- Тема 4. Теория и анализ производства
- Тема 5. Теория и анализ затрат
- Тема 5. Рыночные структуры и анализ ценообразования
- 1. Конкуренция, типы рынков
- Различия между типами конкурентных рынков Характеристика рынков
- Тема 6. Роль государства в экономике
- 1. Функции государства в рыночной экономике.
- 3. Государственно-частное партнерство
- Тема 8. Бюджетная система государства
- 1. Бюджетная система и бюджетное устройство
- 2. Принципы бюджетной системы рф
- 3. Консолидированный бюджет рф
- 4. Межбюджетные отношения
- Тема 9. Эффективность инвестиционных решений
- 1. Сущность экономической эффективности производства. Критерии и показатели экономической эффективности.
- 2.Принципы оценки эффективности инвестиционных проектов.