Методика проведения семинарских (теоретических) и практических занятий по учебной дисциплине «финансы»
В связи со сложностью и новизной задач по подготовке высококвалифицированных специалистов для финансово-кредитной системы представляется вполне оправданным и многообещающим использование в учебном процессе разнообразных форм семинарских занятий и их дальнейшее развитие. Некоторые из них приведены ниже:
№№ пп | Виды учебных занятий | Форма проведения учебного занятия |
1 | 2 | 3 |
I. | Семинарские (теоретические) занятия |
|
Методика проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Финансы» исходит из задач и общей направленности таких занятий, которые призваны способствовать более полному изучению содержания курса и вместе с тем активизировать участие студентов в проведении семинарских занятий, направлена на развитие их умения самостоятельно анализировать рассматриваемые вопросы, определить подходы к решению проблем.
Выбор конкретной методики и формы проведения занятий по учебной дисциплине «Финансы» определяется:
общими задачами проведения семинарских занятий;
содержанием разделов, отдельных тем;
особенностью задач, которые ставятся перед отдельными семинарскими занятиями
Семинарские (теоретические) занятия, проводимые в форме диспута1 или дискуссии2, являются одной из активных форм учебных занятий, которая побуждает студентов к сознательному и творческому изучению тем курса «Финансы» и современных проблем финансовой науки и практики. Темы диспута или дискуссии определяются по каждому из шести разделов программы учебной дисциплины «Финансы».
Сценарий подготовки и проведения семинарского занятия в форме диспута или дискуссии:
лекции по соответствующему разделу программы учебной дисциплины «Финансы»;
выбор темы или постановка проблемы и обоснование их актуальности;
распределение ролей между студентами;
самостоятельная работа студентов над проблемой во внеаудиторное время;
взаимодействие участников с помощью дискуссии;
критерии оценки участвующих и выступающих;
консультации преподавателя;
выводы и предложения.
Игровой режим семинарского занятия в форме делового совещания («круглый стол») предполагает обсуждение практических аспектов проблем организации финансовых отношений в современных условиях. Например, используя законодательный материал, проанализировать основные направления бюджетной политики; обсудить основные показатели финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта и др.
Сценарий подготовки и проведения семинарского занятия в форме делового совещания («круглый стол»):
моделирование конкретной ситуации;
выбор «руководства» или экспертной группы;
распределение специальных индивидуальных заданий и заданий малым группам студентов;
взаимодействие участников совещания с «руководством», членами экспертной группы;
оценка выполненных заданий;
оглашение решения «руководства» и оценка выступающих игровых команд, аргументация выбора;
выводы и предложения.
Проведение семинара в форме делового совещания («круглого стола»), несомненно, позволит глубже изучить отдельные темы, студенты смогут приобрести практические навыки обмена мнениями, поиска конкретных и оптимальных решений. Объективная самооценка знаний дает толчок дальнейшему развитию активности студентов в учебном процессе, учебный материал изучается комплексно во взаимосвязи теории и практических ситуаций.
Публичная защита рефератов, рецензий на статьи, публикуемые в экономической печати на заданные темы, вырабатывает у студента критический подход к различным экономическим идеям и учит аргументировано излагать свои мысли.
- Министерство образования и науки
- Предисловие
- Цель и задачи изучения учебной дисциплины «финансы» и ее содержание
- Распределение объема часов по специальностям и видам обучения
- Лекционные занятия (72 часов)
- Тема 2. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.
- Раздел 2. Финансовая система и управление финансами.
- Тема 3. Финансовая система России.
- Тема 4. Финансовая политика и финансовый механизм.
- Тема 5. Финансовое планирование и прогнозирование.
- Тема 13. Бюджетный процесс и бюджетное планирование.
- Тема 14. Доходы государственного бюджета.
- Тема 15. Государственный и муниципальный кредит.
- Тема 16. Расходы государственного бюджета.
- Тема 17. Внебюджетные фонды.
- Раздел 5. Страхование.
- Методика проведения семинарских (теоретических) и практических занятий по учебной дисциплине «финансы»
- Самостоятельная работа студентов (индивидуальная и в составе звена, команды, малой группы) в объеме 144 часов.
- Организация контроля и методика оценки знаний студентов по учебной дисциплине «финансы»
- Методика проведения итогового экзамена (зачета) и оценки знаний по учебной дисциплине «финансы»
- Тематика курсовых работ и научных докладов
- Методические указания по написанию и оформлению курсовых работ
- Направления реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», млн. Рублей
- Направления реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», млн. Рублей
- Приложение 1
- Тема 2. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.
- Индивидуальная работа к разделу 1.
- Тесты по разделу 1 «Понятие о финансах, их роль и значение в общественном воспроизводстве»
- Раздел 2. Финансовая система и управление финансами.
- Тема 3. Финансовая система России. Семинар 9.
- Тема 4. Финансовая политика и финансовый механизм.
- Тема 5. Финансовое планирование и прогнозирование.
- Тема 6. Управление финансами.
- Тема 7. Финансовый контроль.
- Индивидуальная работа к разделу 2.
- Тесты по разделу 2 «Финансовая система и управление финансами»
- Раздел 3. Финансы хозяйствующих субъектов.
- Тема 8. Содержание финансов хозяйствующих субъектов.
- Тема 9. Финансовый механизм учреждений и организаций нерыночного сектора экономики.
- Индивидуальная работа к разделу 3.
- Тесты по разделу 3 «Финансы хозяйствующих субъектов»
- Раздел 4. Государственные и муниципальные финансы. Тема 11. Содержание государственных и муниципальных финансов. Тема 12. Бюджет государства.
- Тема 13. Бюджетная система и бюджетное устройство.
- Тема 14. Бюджетный процесс и бюджетное планирование.
- Тема 15. Доходы государственного бюджета.
- Тема 16. Государственный и муниципальный кредит.
- Тема 17. Расходы государственного бюджета.
- Тема 18. Внебюджетные фонды.
- Индивидуальная работа к разделу 4.
- Тесты по разделу 4 «Государственные и муниципальные финансы»
- Раздел 5. Страхование.
- Тема 19. Сущность и значение страхования.
- Индивидуальная работа к разделу 5.
- 2. Заполните таблицу, отразив функции, цели, задачи Федеральной службы страхового надзора рф:
- Тесты по разделу 5 «Страхование»
- Раздел 6. Роль финансов в развитии общества.
- Тема 20. Воздействие финансов на экономику.
- Индивидуальная работа к разделу 6.
- Тесты по разделу 6 «Роль финансов в развитии общества».
- Для заметок
- Вопросы к итоговому экзамену по курсу «финансы»
- Раздел I. Теория финансов
- Раздел II. Финансы хозяйствующих субъектов
- Раздел III. Государственные и муниципальные финансы
- Раздел IV. Доходы бюджета
- Раздел V. Расходы бюджета
- Раздел VI. Страхование
- Глоссарий а
- Структурно-логические схемы Вспомогательные блок-схемы к теме: «Сущность и функции финансов»
- Финансовых отношений
- Вспомогательные блок-схемы к теме «Финансовый контроль»
- Дифференциация подходов к определению «государственный финансовый контроль»
- Функции государственного финансового контроля
- Контрольные полномочия Счетной палаты рф
- Задачи Счетной Палаты рф в сфере финансового контроля
- Права Федеральной налоговой службы в сфере финансового контроля19
- Направления и объекты надзорной деятельности Росфинмониторинга
- Принципы стандартизации государственного финансового контроля
- Вспомогательные блок – схемы к теме «Бюджет государства»
- Сравнительный анализ Концепций реформирования межбюджетных отношений
- Вспомогательные блок – схемы к теме «Доходы государственного бюджета»
- Принципы налогового контроля
- Виды камеральной проверки
- Типичные нарушения, отражаемые в акте камеральной налоговой проверки
- Вспомогательные блок – схемы к теме «Внебюджетные фонды»
- Вспомогательные блок – схемы к теме «Государственный и муниципальный кредит»
- Специфические признаки государственного кредита
- Для заметок
- Приложения финансы
- 344002, Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, 69.
- 346780, Г. Азов, ул. Привокзальная, 6а, тел.: (86342) 5-37-57