Методические указания по написанию и оформлению курсовых работ
Курсовая работа – один из важнейших видов образовательного процесса, который подразумевает глубокое и объемное исследование избранной темы, предусмотренной учебной программой на заключительном этапе изучения дисциплины; это первая индивидуальная работа студента научного характера, способствующая развитию интереса к творческой и научной деятельности, углубленному изучению предмета и приобретению навыков самостоятельной научной работы.
Курсовая работа является самостоятельным исследованием, ее отличает четкость построения; логическая последовательность изложения материала, убедительность аргументации; краткость и точность формулировок, исключающие возможность субъективного и неоднозначного толкования; конкретность изложения результатов работы.
Этапы подготовки курсовой работы включают в себя:
выбор темы исследования (вместе с научным руководителем);
изучение и анализ учебной, методической и научной литературы в объеме, необходимом для исследования проблемы;
проработка исторического аспекта выбранной темы;
проведение исследования эмпирических данных в рамках целей и задач поставленной проблемы;
обобщение результатов исследования и обоснование выводов в заключительной части работы;
оформление курсовой работы в соответствии с требованиями.
Тема курсовой работы выбирается студентом из перечня, подготовленного и утвержденного на кафедре, по согласованию с научным руководителем, однако тема курсовой работы может быть изменена, если ее написание служит подготовительным этапом к исследованию проблем, выносимых для обсуждения на конференцию. Выбирая тему, следует руководствоваться как личным интересом к исследованию определенных вопросов, так и субъективными возможностями выполнения данной работы. При этом следует учитывать: свои возможности и научные интересы; глубину собственных знаний по выбранной теме; степень ее освещенности в литературе; возможности отыскания необходимых литературных источников, рассматривающих данную проблему; преемственность курсовой работы с будущей дипломной работой (выпускной квалификационной работой). После выбора темы студент вместе с научным руководителем должен разработать план курсовой работы.
Важное значение при написании работы уделяется систематизации и классификации собранного материала, изложению собственных выводов.
Материал в тексте необходимо располагать в хронологической последовательности, раскрывая основное содержание того или иного вопроса. Особый интерес вызывают работы, имеющие острый, проблемный характер, содержащие определенную, четко выраженную позицию, идею автора, которую он проводит последовательно на протяжении всего исследования.
Курсовая работа должна включать следующие составные части:
титульный лист1;
содержание2;
основная часть;
список использованной литературы;
приложения (при наличии).
Объем курсовой работы не должен превышать 25-30 страниц машинописного текста (формат А4), выполненного на компьютере, с учетом приложений. По согласованию с научным руководителем, объем курсовой работы и приложений может быть увеличен.
Общие требования к оформлению текста предусматривают, что работа брошюруется в папку формата А4.
Курсовую работу представляют к защите только в отпечатанном на компьютере виде. Текст располагается на одной стороне белой бумаги формата А4 (210х290 мм) через полтора интервала на компьютере. Абзац печатается с отступом в 5 знаков (10-15 мм), используется шрифт – Times New Roman, размер - 14. Необходимо соблюдать следующие поля: левое - 30 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее - 20 мм. При ссылке на литературные источники поле внизу страницы должно быть выдержано.
Каждая страница курсовой работы должна иметь порядковый номер, который ставится арабскими цифрами посередине страницы в верхней части листа без каких-либо дополнительных знаков. Нумерация страниц носит сквозной характер.
Курсовая работа открывается титульным листом. Титульный лист считается первым, хотя и не нумеруется.
Далее следует содержание курсовой работы (лист с содержанием подлежит нумерации), которое включает в себя наименование ее частей (см. приложение). Против каждой главы курсовой работы в правой стороне листа указывается номер страницы, с которой начинается данная часть работы. Над цифрами слово «страница» или «стр.» не ставится.
Число вопросов в курсовой работе, как правило, равно трем.
Например: 1. Роль и значение местных бюджетов в социально- экономическом развитии территорий.
Каждый вопрос следует начинать с нового листа (страницы). Заголовки не подчеркиваются и не выделяются чернилами другого цвета.
В курсовой работе могут быть использованы таблицы, иллюстрации (схемы, диаграммы, графики) и математические формулы.
Все иллюстрации именуются рисунками, а в тексте они обозначаются «Рис.» Нумерация иллюстрации осуществляется арабскими цифрами и должна быть сквозной. Исключение составляют иллюстрации, приведенные в приложении. Каждая иллюстрация имеет подрисуночную подпись, которая соответствует основному тексту и самой иллюстрации.
Образец оформления рисунка
Рис. 1. Балансовая классификации отраслей страхования3
-----------------------------------------ТЕКСТ--------------------------------------------
Рис. 2. Динамика сбора страховых премий, 2001-2008 гг.4
-----------------------------------------ТЕКСТ--------------------------------------------
Математические формулы. Наиболее важные формулы, а также длинные и громоздкие формулы располагают на отдельных строках. Для экономии места несколько коротких однотипных формул, выделенных из текста можно помещать на одной строке, а не одну под другой. Небольшие и несложные формулы, не имеющие самостоятельного значения, размещают внутри строк текста. Нумеровать следует наиболее важные формулы, на которые имеются ссылки в последующем тексте. Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы.
Таблицы с цифровым и текстовым материалом располагаются после первого упоминания о них в тексте так, чтобы их можно было читать без поворота страницы или с поворотом по часовой стрелке.
Каждая таблица должна иметь заголовок, который не подчеркивается. Таблицы нумеруют последовательно арабскими цифрами в сквозном порядке. В правом верхнем углу таблицы над соответствующим заголовком помещают надпись «Таблица» с указанием ее порядкового номера без значка № перед цифрой и точки после нее.
Графа «Примечание» в таблице допустима в тех случаях, когда она включает примечание к большинству горизонтальных строк. В противном случае «Примечание» оформляется в виде сносок непосредственно над таблицей.
Примечания, относящиеся ко всей таблице рекомендуется помещать не в виде самостоятельной графы, а под таблицей вместе со словом «Примечание».
В таблице должны быть указаны единицы измерения всех показателей. В том случае, если размерность всех показателей, включенных в таблицу одинакова, то она указывается в тематическом заголовке таблицы. Если же общую размерность имеют данные графы по вертикали, то ее указывают в графе таблицы (правило сохраняется соответственно и для строк). Единицы измерения в заголовке таблицы дают без скобок, с предлогом «в» или без предлога с запятой, отделяющей от заголовка.
Не рекомендуется располагать две или несколько таблиц одну за другой; их необходимо разделять текстом. Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы не приводятся, то в ней необходимо ставить прочерк.
К каждой таблице дается сноска на источник цифрового материала.
При переносе части таблицы на следующую страницу не допускается отрыв названия и подлежащего таблицы от ее содержания. При этом не указывается дважды слово «Таблица», оно приводится один раз над первой частью таблицы, как и ее заголовок; над другой ее частью помещаются слова «Продолжение таблицы» с указанием номера.
Во всех случаях обязателен анализ цифрового или текстового материала, помещенного в таблицах, который размещается после таблицы или до нее.
Общепринятые требования к оформлению таблицы можно проследить на следующих примерах:
У каждой таблицы должен быть номер, обозначенный справа и заголовок, расположенный по центру.
Таблица 1
- Министерство образования и науки
- Предисловие
- Цель и задачи изучения учебной дисциплины «финансы» и ее содержание
- Распределение объема часов по специальностям и видам обучения
- Лекционные занятия (72 часов)
- Тема 2. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.
- Раздел 2. Финансовая система и управление финансами.
- Тема 3. Финансовая система России.
- Тема 4. Финансовая политика и финансовый механизм.
- Тема 5. Финансовое планирование и прогнозирование.
- Тема 13. Бюджетный процесс и бюджетное планирование.
- Тема 14. Доходы государственного бюджета.
- Тема 15. Государственный и муниципальный кредит.
- Тема 16. Расходы государственного бюджета.
- Тема 17. Внебюджетные фонды.
- Раздел 5. Страхование.
- Методика проведения семинарских (теоретических) и практических занятий по учебной дисциплине «финансы»
- Самостоятельная работа студентов (индивидуальная и в составе звена, команды, малой группы) в объеме 144 часов.
- Организация контроля и методика оценки знаний студентов по учебной дисциплине «финансы»
- Методика проведения итогового экзамена (зачета) и оценки знаний по учебной дисциплине «финансы»
- Тематика курсовых работ и научных докладов
- Методические указания по написанию и оформлению курсовых работ
- Направления реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», млн. Рублей
- Направления реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», млн. Рублей
- Приложение 1
- Тема 2. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.
- Индивидуальная работа к разделу 1.
- Тесты по разделу 1 «Понятие о финансах, их роль и значение в общественном воспроизводстве»
- Раздел 2. Финансовая система и управление финансами.
- Тема 3. Финансовая система России. Семинар 9.
- Тема 4. Финансовая политика и финансовый механизм.
- Тема 5. Финансовое планирование и прогнозирование.
- Тема 6. Управление финансами.
- Тема 7. Финансовый контроль.
- Индивидуальная работа к разделу 2.
- Тесты по разделу 2 «Финансовая система и управление финансами»
- Раздел 3. Финансы хозяйствующих субъектов.
- Тема 8. Содержание финансов хозяйствующих субъектов.
- Тема 9. Финансовый механизм учреждений и организаций нерыночного сектора экономики.
- Индивидуальная работа к разделу 3.
- Тесты по разделу 3 «Финансы хозяйствующих субъектов»
- Раздел 4. Государственные и муниципальные финансы. Тема 11. Содержание государственных и муниципальных финансов. Тема 12. Бюджет государства.
- Тема 13. Бюджетная система и бюджетное устройство.
- Тема 14. Бюджетный процесс и бюджетное планирование.
- Тема 15. Доходы государственного бюджета.
- Тема 16. Государственный и муниципальный кредит.
- Тема 17. Расходы государственного бюджета.
- Тема 18. Внебюджетные фонды.
- Индивидуальная работа к разделу 4.
- Тесты по разделу 4 «Государственные и муниципальные финансы»
- Раздел 5. Страхование.
- Тема 19. Сущность и значение страхования.
- Индивидуальная работа к разделу 5.
- 2. Заполните таблицу, отразив функции, цели, задачи Федеральной службы страхового надзора рф:
- Тесты по разделу 5 «Страхование»
- Раздел 6. Роль финансов в развитии общества.
- Тема 20. Воздействие финансов на экономику.
- Индивидуальная работа к разделу 6.
- Тесты по разделу 6 «Роль финансов в развитии общества».
- Для заметок
- Вопросы к итоговому экзамену по курсу «финансы»
- Раздел I. Теория финансов
- Раздел II. Финансы хозяйствующих субъектов
- Раздел III. Государственные и муниципальные финансы
- Раздел IV. Доходы бюджета
- Раздел V. Расходы бюджета
- Раздел VI. Страхование
- Глоссарий а
- Структурно-логические схемы Вспомогательные блок-схемы к теме: «Сущность и функции финансов»
- Финансовых отношений
- Вспомогательные блок-схемы к теме «Финансовый контроль»
- Дифференциация подходов к определению «государственный финансовый контроль»
- Функции государственного финансового контроля
- Контрольные полномочия Счетной палаты рф
- Задачи Счетной Палаты рф в сфере финансового контроля
- Права Федеральной налоговой службы в сфере финансового контроля19
- Направления и объекты надзорной деятельности Росфинмониторинга
- Принципы стандартизации государственного финансового контроля
- Вспомогательные блок – схемы к теме «Бюджет государства»
- Сравнительный анализ Концепций реформирования межбюджетных отношений
- Вспомогательные блок – схемы к теме «Доходы государственного бюджета»
- Принципы налогового контроля
- Виды камеральной проверки
- Типичные нарушения, отражаемые в акте камеральной налоговой проверки
- Вспомогательные блок – схемы к теме «Внебюджетные фонды»
- Вспомогательные блок – схемы к теме «Государственный и муниципальный кредит»
- Специфические признаки государственного кредита
- Для заметок
- Приложения финансы
- 344002, Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, 69.
- 346780, Г. Азов, ул. Привокзальная, 6а, тел.: (86342) 5-37-57