Методика проведения итогового экзамена (зачета) и оценки знаний по учебной дисциплине «финансы»
Методика проведения итогового экзамена (зачета) и оценки знаний по учебной дисциплине «Финансы»основана на системе текущего контроля за выполнением требований учебного плана (например, для специальности 080501 «Финансы и кредит»: лекции – 72 часов, семинарские и практические занятия – 72 часов, самостоятельная работа студента – 144 часа).
В этой связи итоговая оценка, выставляемая в зачетную книжку и экзаменационную ведомость, является результатом суммирования двух составляющих – оценки (в баллах) за внутрисеместровую учебную работу (аудиторную и самостоятельную) и оценки (в баллах), выставляемой за ответы на вопросы экзаменационного теста (в письменной форме).
Максимальное количество баллов, которое может «заработать» студент по каждой из составляющих – 60; при этом методика подсчета баллов и определение дифференцированной оценки осуществляется по следующей схеме.
Первоначально устанавливается контрольное количество баллов – 60 баллов (семестр – 18 недель, если на каждом занятии студент будет «зарабатывать» по 3 балла, то за семестр сумма баллов составит 54, дополнительно можно «заработать» за активную работу в целом – 6 баллов). Это минимальная планка, означающая допуск к экзамену (зачету). Если число баллов меньше минимально допустимого (60 баллов), то студент не допускается к экзамену (зачету), т.е. предусматривается дополнительные формы самостоятельной работы по согласованию с преподавателем.
Можно заработать не только положительные, но и отрицательные баллы, например, за отсутствие на занятиях минус 3 балла (в случае отсутствия аргументации неявки). Отрицательный балл студент получает за отказ от ответа, за неудовлетворительное выполнение экспресс-контрольной и даже за пассивное присутствие на семинаре (минус 2 балла). Отрицательный балл (по согласованию с группой) распространяется в случае некорректного или недисциплинированного поведения студента.
Практические занятия в форме разбора деловых ситуаций и решения задач предусматривают экспресс-опрос по текущей теме, оценка ответов которого идет по системе « + 1 балл» и « - 1 балл» (плюс – есть ответ на вопрос; минус – нет ответа, затруднения в ответе), блиц-опрос – схема «да», «нет». Экспресс – опросом охватывается вся группа, причем принцип добровольного ответа применяется только в порядке дополнения, уточнения и обобщения предыдущих ответов студентов.
Пропуск учебного занятия сопровождается фиксированием текущей задолженности, которая должна быть ликвидирована, что и оценивается дополнительно.
На первом семинарском занятии по учебной дисциплине «Финансы» преподаватель сообщает студентам, какие виды заданий игрового практикума запланированы к выполнению в течение семестра и как они будут оцениваться.
Подсчет баллов осуществляется следующим образом:
за выполненное индивидуальное задание
«отлично» - 2 балла
«хорошо» - 1 балл
«удовлетворительно» - 0,5 балла
за выполненную экспресс - контрольную
«отлично» - 2 балла
«хорошо» - 1 балл
«удовлетворительно» - 0,5 балла
публичная защита реферата – 1 балл;
интересные вопросы, подготовленные в ходе защиты реферата, критических рецензий – 0,5 балла;
представленный доклад на научно-исследовательскую конференцию, на внешний конкурс – 10 баллов;
представленные тезисы в сборник научных трудов – 5 баллов и т.д.
В период зачетной недели студенты попадают в сложную ситуацию, когда они не могут качественно подготовиться сразу к нескольким видам контроля или выполнить задания по нескольким дисциплинам одновременно, что, следовательно, сказывается на итоговой оценке.
Рейтинговая оценка знаний позволяет обеспечить ритмичную работу студента.
За основу внутрисеместрового контроля знаний принята так называемая «рейтинговая» оценка. Для определения ее количественной величины используется балльная система оценки текущей успеваемости, тестирования, самостоятельного индивидуального занятия и др., которые в сумме и определяют рейтинговую оценку, составляющую 60% итоговой оценки. При таком соотношении итоговой и рейтинговой оценок ни один студент не сможет получить «удовлетворительно», если он не занимался в течение семестра.
Рейтинговая оценка (120 баллов) позволяет автоматически аттестовать студента по учебной дисциплине в течение семестра с последующим освобождением их от сдачи зачета (экзамена – 240 баллов).
Итоговая экзаменационная оценка определяется с учетом следующих критерий:
Оценка «отлично» выставляется, если в ответе продемонстрированы всесторонние, систематические и глубокие знания содержания учебной дисциплины «Финансы»; знание как основной, так и дополнительной литературы, рекомендованной программой. При этом студент видит, понимает, умеет показать взаимосвязь основных понятий дисциплины; проявляет творческие способности в понимании и изложении материала.
Оценка «хорошо» выставляется за ответ, в котором обнаруживается полное и системное знание содержания учебной дисциплины «Финансы»; усвоение основной литературы, рекомендованной программой дисциплины.
Оценка «удовлетворительно» выставляется при демонстрации в ответе знаний основного материала, предусмотренного программой учебной дисциплины «Финансы», в объеме, необходимом для дальнейшей учебы в ВУЗе и для практической работы в финансово-кредитной сфере; при ответе, показывающем знакомство с основной литературой, рекомендованной программой, но содержащем незначительные погрешности.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется за ответ, свидетельствующий о проблемах в знаниях основного содержания учебной дисциплины «Финансы», содержащий принципиальные ошибки.
Итоговая оценка «неудовлетворительно» ставится студенту, который по уровню своих знаний не может продолжать обучение в ВУЗе, т.к. вызывает опасение, что он не сможет работать по специальности в финансово-кредитных учреждениях без дополнительных занятий по данной и смежным дисциплинам, предусмотренным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 080105 «Финансы и кредит».
При возникновении спорного или неопределенного положения при определении оценки на итоговом экзамене студент вызывается на собеседование, в ходе которого и выводится итоговая оценка. Однако приглашение на собеседование должно быть редким исключением из правил.
Таким образом, структура итоговой оценки по теоретической дисциплине оптимально может быть следующей: 60 баллов – текущая оценка, 60 баллов – экзаменационная оценка.
- Министерство образования и науки
- Предисловие
- Цель и задачи изучения учебной дисциплины «финансы» и ее содержание
- Распределение объема часов по специальностям и видам обучения
- Лекционные занятия (72 часов)
- Тема 2. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.
- Раздел 2. Финансовая система и управление финансами.
- Тема 3. Финансовая система России.
- Тема 4. Финансовая политика и финансовый механизм.
- Тема 5. Финансовое планирование и прогнозирование.
- Тема 13. Бюджетный процесс и бюджетное планирование.
- Тема 14. Доходы государственного бюджета.
- Тема 15. Государственный и муниципальный кредит.
- Тема 16. Расходы государственного бюджета.
- Тема 17. Внебюджетные фонды.
- Раздел 5. Страхование.
- Методика проведения семинарских (теоретических) и практических занятий по учебной дисциплине «финансы»
- Самостоятельная работа студентов (индивидуальная и в составе звена, команды, малой группы) в объеме 144 часов.
- Организация контроля и методика оценки знаний студентов по учебной дисциплине «финансы»
- Методика проведения итогового экзамена (зачета) и оценки знаний по учебной дисциплине «финансы»
- Тематика курсовых работ и научных докладов
- Методические указания по написанию и оформлению курсовых работ
- Направления реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», млн. Рублей
- Направления реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», млн. Рублей
- Приложение 1
- Тема 2. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве.
- Индивидуальная работа к разделу 1.
- Тесты по разделу 1 «Понятие о финансах, их роль и значение в общественном воспроизводстве»
- Раздел 2. Финансовая система и управление финансами.
- Тема 3. Финансовая система России. Семинар 9.
- Тема 4. Финансовая политика и финансовый механизм.
- Тема 5. Финансовое планирование и прогнозирование.
- Тема 6. Управление финансами.
- Тема 7. Финансовый контроль.
- Индивидуальная работа к разделу 2.
- Тесты по разделу 2 «Финансовая система и управление финансами»
- Раздел 3. Финансы хозяйствующих субъектов.
- Тема 8. Содержание финансов хозяйствующих субъектов.
- Тема 9. Финансовый механизм учреждений и организаций нерыночного сектора экономики.
- Индивидуальная работа к разделу 3.
- Тесты по разделу 3 «Финансы хозяйствующих субъектов»
- Раздел 4. Государственные и муниципальные финансы. Тема 11. Содержание государственных и муниципальных финансов. Тема 12. Бюджет государства.
- Тема 13. Бюджетная система и бюджетное устройство.
- Тема 14. Бюджетный процесс и бюджетное планирование.
- Тема 15. Доходы государственного бюджета.
- Тема 16. Государственный и муниципальный кредит.
- Тема 17. Расходы государственного бюджета.
- Тема 18. Внебюджетные фонды.
- Индивидуальная работа к разделу 4.
- Тесты по разделу 4 «Государственные и муниципальные финансы»
- Раздел 5. Страхование.
- Тема 19. Сущность и значение страхования.
- Индивидуальная работа к разделу 5.
- 2. Заполните таблицу, отразив функции, цели, задачи Федеральной службы страхового надзора рф:
- Тесты по разделу 5 «Страхование»
- Раздел 6. Роль финансов в развитии общества.
- Тема 20. Воздействие финансов на экономику.
- Индивидуальная работа к разделу 6.
- Тесты по разделу 6 «Роль финансов в развитии общества».
- Для заметок
- Вопросы к итоговому экзамену по курсу «финансы»
- Раздел I. Теория финансов
- Раздел II. Финансы хозяйствующих субъектов
- Раздел III. Государственные и муниципальные финансы
- Раздел IV. Доходы бюджета
- Раздел V. Расходы бюджета
- Раздел VI. Страхование
- Глоссарий а
- Структурно-логические схемы Вспомогательные блок-схемы к теме: «Сущность и функции финансов»
- Финансовых отношений
- Вспомогательные блок-схемы к теме «Финансовый контроль»
- Дифференциация подходов к определению «государственный финансовый контроль»
- Функции государственного финансового контроля
- Контрольные полномочия Счетной палаты рф
- Задачи Счетной Палаты рф в сфере финансового контроля
- Права Федеральной налоговой службы в сфере финансового контроля19
- Направления и объекты надзорной деятельности Росфинмониторинга
- Принципы стандартизации государственного финансового контроля
- Вспомогательные блок – схемы к теме «Бюджет государства»
- Сравнительный анализ Концепций реформирования межбюджетных отношений
- Вспомогательные блок – схемы к теме «Доходы государственного бюджета»
- Принципы налогового контроля
- Виды камеральной проверки
- Типичные нарушения, отражаемые в акте камеральной налоговой проверки
- Вспомогательные блок – схемы к теме «Внебюджетные фонды»
- Вспомогательные блок – схемы к теме «Государственный и муниципальный кредит»
- Специфические признаки государственного кредита
- Для заметок
- Приложения финансы
- 344002, Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, 69.
- 346780, Г. Азов, ул. Привокзальная, 6а, тел.: (86342) 5-37-57