Вопрос 16. Эластичность спроса.
Эластичность спроса - степень чувствительности спроса к изменению цены товара. Мерой такого изменения служит коэффициент эластичности спроса. Он определяется как отношение изменения объема спроса (количества приобретаемого товара) к изменению его цены. Выражается в процентах, обозначается буквой Е.
E=% роста или снижения объема спроса/% снижения или роста цены товара
Эластичность спроса характеризует степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен. Когда снижение цены вызывает такое увеличение покупок товара, что общая выручка возрастает, то говорят об эластичном спросе (эластичность больше единицы). Когда же снижение цены компенсируется объемом продаж, так, что общая выручка остается неизменной, говорят о единичной эластичности (эластичность равна единице).
Наконец, когда снижение цены товара вызывает незначительный рост спроса, а общая выручка уменьшается, следует говорить о неэластичном спросе (эластичность меньше единицы).
Эластичность спроса зависит от многих факторов: 1) наличие товаров-заменителей. Одним из самых неэластичных товаров является соль, т. к. ее нельзя ничем заменить; 2) удельный вес стоимости товара в бюджете потребителя; 3) размеры дохода покупателей. При этом цена может не меняться, изменяется платежеспособность. Чем дороже товар, тем эластичнее спрос на него; 4) качество товара. Чем выше качество, чем менее эластичен спрос; 5) степень необходимости товара. На продукты питания спрос менее эластичен, а на предметы роскоши - более эластичен; 6) размеры запасов товара; 7) потребительские ожидания.
Виды эластичности:
Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу.
Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1%. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:
· Наличие товаров конкурентов или товаров заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, т.е. выше эластичность);
· Незаметное для покупателя изменение уровня цен;
· Консерватизм покупателей во вкусах;
· Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание - тем выше эластичность);
· Удельный вес товара в доходах потребителя (чем больше доля цены товара в доходах потребителя, тем выше эластичность).
В зависимости от этих показателей различают:
· Неэластичный спрос (Ep(D) < 1) – рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает незначительное изменение объема (QD).
· Эластичный спрос (Ep(D) > 1) – рыночная ситуация, при которой изменение P на 1 % (Dp=1 %) вызывает значительное изменение QD.
· Спрос единичной эластичности (Ep(D) = 1) – это рыночная ситуация, при которой изменение цены на 1 % вызывает 1-процентное изменение QD.
· Абсолютно неэластичный спрос, означающий абсолютную нечувствительность объема спроса к изменению цены (Ep(D) = 0): изменение P на 1 % и более не влияет на изменение QD.
спроса по доходу
Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1%. Она зависит от следующих факторов:
· Значимость товара для бюджета семьи.
· Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.
· Консерватизм во вкусах.
Если ej < 0, товар является низкокачественным, увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар.
Если e I > 0, товар называется нормальным, с ростом дохода увеличивается и спрос на этот товар.
Среди нормальных товаров можно выделить три группы. Товары первой необходимости, спрос.на которые растет медленнее роста доходов (0 < e I < 1) и потому имеет предел насыщения. Предметы роскоши, спрос на которые опережает рост доходов ( e I > 1) и потому не имеет предела насыщения. Товары, спрос на которые растет в меру роста доходов ( e I = 1), называют товарами ⌠второй необходимости". Эта классификация не совпадает с часто встречающейся классификацией потребностей по их очередности, так как потребности существуют и удовлетворяются комплексно и никакой очередности не имеют. Заметим, что для лиц с разным уровнем дохода (или для одного и того же человека при изменяющемся уровне дохода) одни и те же блага могут оказаться либо предметами роскоши, либо товарами первой необходимости.[1]Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных. Основная масса потребляемых товаров относится к категории нормальных. С ростом доходов мы больше покупаем одежды, обуви, высококачественных продуктов питания, товаров длительного пользования. Есть товары, спрос на которые обратно пропорциональны доходам потребителей. К ним относятся: вся продукция секонд-хенд и некоторые виды продовольствия(дешевая колбаса, приправа).перекрёстная эластичность спросаЭто отношение процентного изменения спроса на один товар к процентному изменению цены на какой-либо другой товар. Положительное значение величины означает, что эти товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), отрицательное значение показывает, что они взаимодополняющие (комплементы)
- 1 Вопрос. Предмет экономической науки и ее функции
- 2 Вопрос. Методология экономической науки.
- 4 Вопрос. Процесс труда и его простые моменты
- Вопрос 5.Экономическая эффективность, её измерение и факторы повышения.
- Вопрос 6. Собственность: юридический и экономический аспект.
- Вопрос 7. Собственность и экономическая система.
- 8 Вопрос. Основные типы экономических систем
- Вопрос 9. Основы товарного производства.
- 10 Вопрос. Товар и его свойства
- 11 Вопрос. Стоимость товара. Основные теории стоимости.
- Трудовая теория стоимости
- Теория предельной полезности
- Субъективная теория стоимости
- Теории издержек
- 12 Вопрос. Деньги и их функции. Эволюция денег.
- 14 Вопрос. Понятие рынка. Модель свободного рынка и его признаки.
- 15 Вопрос. Спрос и его факторы. Кривая спроса. Закон спроса.
- Вопрос 16. Эластичность спроса.
- 17 Вопрос конкуренция и ее виды
- 18 Вопрос. Монополия и причины ее возникновения
- Вопрос 19. Инфраструктура рыночного хозяйства и ее роль в экономике.
- 20 Вопрос. Предпринимательство и проблемы его развития в рф
- 21 Вопрос. Организационно-правовые формы предприятий в рф.
- Вопрос 22. Капитал предприятия, его кругооборот и оборот.
- Вопрос 23. Понятие издержек, виды издержек.
- 24 Вопрос. Правило минимизации издержек
- 25 Вопрос. Прибыль предприятия.
- 26 Вопрос. Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата.
- Факторы, влияющие на спрос и предложение на рынке труда
- 27 Вопрос. Рынок капитала и его структура.
- 28 Вопрос. Финансовый рынок и его роль в экономике
- 29. Рынок земли
- 30.Процент как равновесная цена капитала.Номинальный и реальный процент
- 31. Национальный объем производства и методы его измерения
- 32 Вопрос. Индекс цен и его определение. Номинальный и реальный внп.
- 33. Совокупный спрос и факторы его определяющие
- 34. Совокупное предложение и факторы его определяющие
- 35.Макроэкономическое равновесие
- 36 Вопрос. Экономический рост и его факторы.
- 37 Вопрос. Роль государства в обеспечении устойчивого экономического роста.
- 38. Экономический цикл и его фазы. Экономические кризисы.
- Фазы циклов.
- Виды циклов по продолжительности лет:
- 39.Причины цикличности экономического роста.
- 40.Инфляция и ее типы.
- Причины инфляции
- [Править]Виды инфляции
- 41.Последствия инфляции.
- 42.Антиинфляционная политика. Кривая Филлипса.
- 43 Вопрос. Финансы и их функции
- Функции финансов
- 44. Государственный бюджет
- 45. Государственный долг
- 46 Вопрос. Налоги и их виды. Налоговая политика государства
- 47. Основные проблемы организации налично-денежного и безналичного оборота
- 48. Денежно-кредитная политика
- 49. Международная торговля: роль, объём, структура, особенности
- 50. Сущность валютных отношений
- Субъекты валютных отношений
- Платежный баланс