17 Вопрос конкуренция и ее виды
Повышение экономической эффективности рыночной системы стимулируется существованием конкуренции между различными предприятиями и организациями, а также предпринимателями. Это один из важнейших факторов постоянного возбуждения деятельности экономических субъектов. Желание и упорство обойти соперника, конкурента образовывает мощный толчок экономического прогресса, конкуренцию принято характеризовать цивилизованной формой борьбы за экономическое существование.
Конкуренция представляет собой столкновение интересов, соперничество за наилучшие условия производственной деятельности, покупки и продажи товаров, возникающее между участниками на рынке. Иначе говоря, соперничество за право лучшего использования экономических ресурсов, которые имеются в наличии, за получение эффективного хозяйствования и получения максимального дохода, образуют конкурирующие отношения между теми, кто продает, теми, то приобретает.
Виды конкуренции зависят от следующей классификации критериев.
1. Экономическое поведение производителя (продавца):
1) олигополистическая конкуренция, т. е. соперничество с несколькими конкурентами одновременно;
2) полиполическая конкуренция, т. е. соперничество между всеми участниками на рынке.
2. Степень свободы нахождения конкуренции в каждой отдельной отрасли:
1) открытая;
2) закрытая конкуренция.
3. Степень дифференциации продукции:
1) без дифференциации продукции: однородная, или гомогенная, конкуренция;
2) с дифференциацией продукции: разнородная, или гетерогенная, конкуренция.
4. Степень использующихся действий:
1) ценовая конкуренция;
2) неценовая конкуренция;
3) эффективная конкуренция.
Выделяют два вида конкуренции:
1) совершенную;
2) несовершенную.
Совершенная конкуренция осуществляется на рынке, где большое количество предприятий реализует стандартную продукцию. Отдельно каждое предприятие поставляет на рынок совершенной конкуренции небольшую долю предложения продукции из совокупного общего объема, таким способом, оно не имеет возможности воздействовать на уровень стоимости данной продукции. При совершенной конкуренции наблюдается свободный вход для новых предприятий в любую отрасль, а также и свободный выход из нее. Иначе говоря, исключаются законодательные и технологические преграды с целью свободного вращения капитала. Для данной конкуренции не характерно применение методов неценовой конкуренции. На рынке, где действуют конкурентные отношения, товары покупаются многими самостоятельными, независимыми покупателями, данное обстоятельство характеризует то, что объем продукции, который необходим, приобретатель должен покупать по стоимости, утвердившейся на рынке, и тем самым он не может воздействовать на определение уровня стоимости товара.
На рынке, на котором отсутствует соблюдение характерных черт совершенной конкуренции, возникает несовершенная конкуренция. Одним из видов этой конкуренции является чистая монополия. Существование чистой, или абсолютной, монополии определяется функционированием одного крупнейшего предприятия, которое считается единственным производителем товара, не имеющего аналога, т. е. предприятие полностью представляет какую—либо отрасль производства. Монополист, определяющий стоимость, контролирует ее, у него отсутствуют соперники, т. к. их появлению препятствуют экономические и технические преграды, т. е. свободный вход в отрасль других предприятий закрыт. Монополист не имеет возможности определить любую цену на свой товар, т. к. с целью большей продажи товара ему необходимо снижать стоимость. Регулируя соотношение стоимость – объем реализации, он получит максимальный доход.
- 1 Вопрос. Предмет экономической науки и ее функции
- 2 Вопрос. Методология экономической науки.
- 4 Вопрос. Процесс труда и его простые моменты
- Вопрос 5.Экономическая эффективность, её измерение и факторы повышения.
- Вопрос 6. Собственность: юридический и экономический аспект.
- Вопрос 7. Собственность и экономическая система.
- 8 Вопрос. Основные типы экономических систем
- Вопрос 9. Основы товарного производства.
- 10 Вопрос. Товар и его свойства
- 11 Вопрос. Стоимость товара. Основные теории стоимости.
- Трудовая теория стоимости
- Теория предельной полезности
- Субъективная теория стоимости
- Теории издержек
- 12 Вопрос. Деньги и их функции. Эволюция денег.
- 14 Вопрос. Понятие рынка. Модель свободного рынка и его признаки.
- 15 Вопрос. Спрос и его факторы. Кривая спроса. Закон спроса.
- Вопрос 16. Эластичность спроса.
- 17 Вопрос конкуренция и ее виды
- 18 Вопрос. Монополия и причины ее возникновения
- Вопрос 19. Инфраструктура рыночного хозяйства и ее роль в экономике.
- 20 Вопрос. Предпринимательство и проблемы его развития в рф
- 21 Вопрос. Организационно-правовые формы предприятий в рф.
- Вопрос 22. Капитал предприятия, его кругооборот и оборот.
- Вопрос 23. Понятие издержек, виды издержек.
- 24 Вопрос. Правило минимизации издержек
- 25 Вопрос. Прибыль предприятия.
- 26 Вопрос. Спрос и предложение на рынке труда. Заработная плата.
- Факторы, влияющие на спрос и предложение на рынке труда
- 27 Вопрос. Рынок капитала и его структура.
- 28 Вопрос. Финансовый рынок и его роль в экономике
- 29. Рынок земли
- 30.Процент как равновесная цена капитала.Номинальный и реальный процент
- 31. Национальный объем производства и методы его измерения
- 32 Вопрос. Индекс цен и его определение. Номинальный и реальный внп.
- 33. Совокупный спрос и факторы его определяющие
- 34. Совокупное предложение и факторы его определяющие
- 35.Макроэкономическое равновесие
- 36 Вопрос. Экономический рост и его факторы.
- 37 Вопрос. Роль государства в обеспечении устойчивого экономического роста.
- 38. Экономический цикл и его фазы. Экономические кризисы.
- Фазы циклов.
- Виды циклов по продолжительности лет:
- 39.Причины цикличности экономического роста.
- 40.Инфляция и ее типы.
- Причины инфляции
- [Править]Виды инфляции
- 41.Последствия инфляции.
- 42.Антиинфляционная политика. Кривая Филлипса.
- 43 Вопрос. Финансы и их функции
- Функции финансов
- 44. Государственный бюджет
- 45. Государственный долг
- 46 Вопрос. Налоги и их виды. Налоговая политика государства
- 47. Основные проблемы организации налично-денежного и безналичного оборота
- 48. Денежно-кредитная политика
- 49. Международная торговля: роль, объём, структура, особенности
- 50. Сущность валютных отношений
- Субъекты валютных отношений
- Платежный баланс