21.Правовой режим социальных государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда рф, Фонда социального страхования рф, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В Бюджетном кодексе РФ дано определение государственного внебюджетного фонда как фонда денежных средств, образуемого вне федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, предназначенного для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом; социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Создание подобных внебюджетных фондов денежных средств позволяет аккумулировать значительные денежные ресурсы и направлять их на решение определенных социально-экономических целей и задач. Внебюджетные фонды образуются в соответствии с законодательством Российской Федерации, которое определяет также и порядок их расходования. Средства этих фондов находятся в федеральной собственности.
Правовой основой формирования и использования внебюджетных фондов являются Бюджетный кодекс Российской Федерации и другие нормативные акты.
К государственным внебюджетным фондам Российской Федерации относятся: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Государственные внебюджетные фонды управляются органами государственной власти. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются органами управления указанных фондов. Бюджеты названных фондов рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет: единого социального налога; добровольных взносов физических и юридических лиц; других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Особенностью расходования средств государственных внебюджетных фондов является их целевое использование в соответствии с бюджетами указанных фондов.
Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.
По окончании бюджетного года органом управления фонда составляется отчет о его исполнении и представляется Правительством Российской Федерации на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.
Отчет об исполнении бюджета территориального внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение и утверждение законодательному (представительному) органу субъекта Российской Федерации в форме закона субъекта Российской Федерации.
Наиболее значимым и крупным является Пенсионный фонд, правовой режим которого определен Федеральными законами: от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»1, от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении»2, от 15 декабря 2001г. №2122-1 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»3, Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-14. В соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. Пенсионный фонд РФ (государственное учреждение) является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию. Фонд и его территориальные органы представляют собой единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ.
Средства этого фонда направляются на выплату пенсий и некоторых видов пособий. Пенсионный фонд — это самостоятельный орган управления финансами пенсионного обеспечения, средства которого не входят в состав федерального бюджета. В настоящий момент Пенсионный фонд РФ подчиняется Правительству РФ, перед которым ежегодно отчитывается о результатах своей деятельности.
Пенсионный фонд формируется на федеральном уровне, в республиках, входящих в состав Федерации, краях, областях, что позволяет осуществлять выплаты всем пенсионерам, независимо от места их прежней работы и места жительства.
К основным задачам Пенсионного фонда можно отнести следующие:
целевой сбор средств для выплаты пенсий и пособий на детей, а также организация их финансирования;
участие на долговременной основе в финансовых федеральной и региональных программах по социальной поддержке населения;
К источникам образования Пенсионного фонда относятся:
— единый социальный налог;
— страховые взносы;
— средства федерального бюджета;
— добровольные взносы;
— иные источники, не запрещенные законодательством РФ.
Непосредственное руководство Пенсионным фондом осуществляет Правление и исполнительная дирекция, которая с участием Министерства финансов РФ разрабатывает проект бюджета Пенсионного фонда, утверждаемый Правлением. Затем проект бюджета обсуждается и утверждается Государственной Думой.
В соответствии с Законом РФ от 28 июля 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»1 созданы федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, правовой базой функционирования которых являются соответствующие Положения, утвержденные постановлениями Верховного Совета РФ ог 24 февраля 1993 г. № 4543-12, а также Уставом федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 8573.
Деятельность названных фондов направлена на реализацию государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд создается Правительством РФ, а территориальные фонды создаются соответственно представительными и исполнительными органами власти республик в составе РФ, автономной области, автономного округа, края, области, г. Москвы и Санкт-Петербурга.
Средства, поступающие в данные фонды, являются собственностью государства и не включаются в состав бюджетов.
Основным источником образования федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования являются: единый социальный налог (взнос), бюджетные ассигнования, доходы от использования временно свободных финансовых средств и нормированного страхового запаса, добровольные взносы и иные поступления.
Основными направлениями расходования средств из фондов обязательного медицинского страхования являются: финансирование обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, предоставление кредитов страховщикам, организация подготовки специалистов для системы обязательного медицинского страхования, другие мероприятия.
Особое место среди государственных внебюджетных фондов занимает Фонд социального страхования Российской Федерации, созданный в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 «О фонде социального страхования Российской Федерации»1 с последующими изменениями и дополнениями, для финансирования расходов по социальному страхованию.
Источником образования фонда социального страхования являются: единый социальный налог (взнос), страховые взносы по установленным тарифам согласно закону на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады, ассигнования из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах, добровольные взносы граждан и юридических лиц, прочие доходы.
Аккумулированные таким образом средства направляются на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до полутора лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение, питание; частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев; частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря; частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и иные цели социального страхования.
- 1. Понятие предмета и метода финансового права.
- 2. Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Финансовая система Российской Федерации.
- 3. Источники финансового права.
- 4. Общая характеристика финансово-правовых норм.
- 5. Принципы финансового права.
- 6. Система финансового права.
- 7. Понятие и виды финансовых правоотношений.
- 8. Понятие, принципы, виды и формы финансового контроля.
- 10. Федеральная налоговая служба рф, Федеральная таможенная служба, Департамент экономической безопасности мвд рф как субъекты государственного финансового контроля.
- Основные полномочия
- Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.
- 20. Целевые денежные фонды
- 21.Правовой режим социальных государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда рф, Фонда социального страхования рф, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
- 22.Понятие страхового рынка. Правовое понятие страхования. Функции страхования как института финансовой системы.
- 23.Понятие страхового правоотношения. Виды страхования.
- 25.Правовые основы обязательного пенсионного страхования.
- 27. Правовые основы обязательного медицинского страхования (омс)
- 28. Правовые основы обязательного государственного личного страхования
- 29. Правовое регулирование обязательного страхования вкладов
- 30. Понятие и виды государственных и муниципальных доходов
- 31. Понятие и виды налогов. Соотношение налогов и иных обязательных платежей. Элементы юридического состава налога.
- 2. Соотношение налогов и иных обязательных платежей
- 32. Источники налогового права.
- 33. Понятие и виды субъектов налогового права. Права и обязанности субъектов налогового права.
- 34. Правовой статус органов налогового контроля: Федеральная налоговая служба и Департамент экономической безопасности мвд рф.
- 35.Налоговый контроль: понятие, формы и виды.
- 36. Понятие, исполнение и способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.
- 37.Понятие зачета и возврата излишне уплаченных налогов, сборов и пени. Изменение срока уплаты налога, сбора или пени.
- 38.Понятие государственного (муниципального) кредита. Формы государственного кредита.
- 41.Понятие и виды государственных и муниципальных расходов.
- 42. Формирование расходов бюджета.
- 49. Правовое регулирование денежного обращения в рф
- 50. Правила ведения кассовых операций
- 51. Понятие расчетов и расчетных отношений.
- 52. Формы безналичных расчетов.
- 53. Осуществление расчетов через корреспондентские счета.
- Глава 1. Порядок осуществления расчетов через корреспондентские счета, открытые в других кредитных организациях
- 54. Понятие и виды ценных бумаг.
- 55. Первичный и вторичный рынки ценных бумаг.
- 56. Участники (субъекты) рынка ценных бумаг.
- 57. Способы регулирования рынка ценных бумаг.
- 58. Понятие и структура валютных правоотношений.
- 59. Правовое регулирование валютных операций.
- 60. Правовые основы валютного контроля.