59. Правовое регулирование валютных операций.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом «О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики» от 29 декабря 1998 г. ) к валютным операциям относятся:
- операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
- ввоз, вывоз и пересылка в Российскую Федерацию и из Российской Федерации валютных ценностей;
- осуществление международных денежных переводов;
- расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте Российской Федерации.
Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие и валютные операции, связанные с движением капитала.
Совершение текущих валютных операций связано:
- с переводами в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;
- с получением и предоставлением финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
- с переводами в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
- с переводами неторгового характера в РФ и из РФ, включая переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции.
Под валютными операциями, связанными с движением капитала, понимаются:
- прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
- портфельные инвестиции, т.е. приобретение ценных бумаг;
- переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
- предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);
- предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
- все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации «О банках и банковской деятельности» (в редакции от 3 февраля 1996 г.) для осуществления банковских валютных операций кредитные организации должны получить в Центральном Банке РФ специальные лицензии, которые делятся на следующие виды:
- лицензии на осуществление банковских операций (за исключением привлечения во вклады средств физических лиц) со средствами в рублях и иностранной валюте;
- лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях либо в рублях и иностранной валюте и другие.
Вновь создаваемым банкам при соблюдении требований к капиталу, технических и квалификационных требований Банка России могут быть выданы лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без привлечения во вклады средств физических лиц).
Лицензия, предусматривающая осуществление операций со средствами в иностранной валюте, дает право на установление прямых корреспондентских отношений с неограниченным числом иностранных банков.
Одновременно с лицензией, предусматривающей операции со средствами в иностранной валюте, или после ее получения банку может быть выдана лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Такие банки должны располагать уставным капиталом в размере, эквивалентном 5 млн. ЕВРО.
Действующие банки, ходатайствующие о расширении круга выполняемых ими операций, должны иметь устойчивое финансовое положение, т.е. в течение последних 6 месяцев выполнять обязательные резервные требования Банка России, экономические нормативы, не иметь убытков и задолженности перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами, а также соответствовать следующим требованиям: -для получения лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (за исключением привлечения во вклады средств физических лиц), лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, а также для расширения круга совершаемых операций, располагать капиталом в размере, эквивалентном 5 млн. ЕВРО.
Все валютные операции осуществляются через уполномоченные банки, т.е. банки, имеющие специальную валютную лицензию.
Законодательством предусмотрен широкий круг прав резидентов и нерезидентов на совершение различного рода валютных операций.
В соответствии со ст. 5 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» резиденты могут иметь счета в иностранной в уполномоченных банках, иметь счета в иностранных банках - только с разрешения Банка России на условиях, им устанавливаемых.
В соответствии с п. 28 Инструкции Центрального банка РФ от 29 июня 1992 г. № 7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями и организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» предприятия несут ответственность за несоблюдение порядка зачисления валютной выручки на свои счета в уполномоченных банках Российской Федерации.
За подобные нарушения предприятия подвергаются штрафу, налагаемому налоговыми органами, в размере сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по текущему курсу Банка России.
Нерезиденты вправе иметь валютные счета как в Российской Федерации, так и за, границей.
Нерезиденты могут иметь рублевые счета с разным правовым режимом. Согласно Инструкции ЦБ РФ от 16 июля 1993 г. № 16 «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте Российской Федерации» уполномоченные банки РФ могут открывать нерезидентам три рублевых счетов: счет типа «Т» («текущие»), специальные счета типа «И» (инвестиционные) и счета физических лиц-нерезидентов.
Рублевые счета типа «Т» открываются для следующих категорий нерезидентов:
- предприятиям, учреждениям и организациям, имеющим на территории нашей страны филиалы и представительства;
- банкам и иным кредитным учреждениям, имеющим на территории РФ свои представительства;
- международным организациям, имеющим на территории РФ свои представительства и филиалы;
- иностранным дипломатическим, торговым и иным официальным представительствам.
Названный тип счета открывается только для обслуживания экспортно-импортных операций перечисленных субъектов, а также для обеспечения деятельности их филиалов и представительств.
Нерезиденты, не имеющие на территории России филиалов и представительств, а также физические лица-нерезиденты могут осуществлять текущие платежи в рублях через счета, открытые ими в банках-нерезидентах.
Перечень операций, которые могут осуществляться по рублевому счету типа «Т», дан в Инструкции Центрального банка РФ от 16 июля 1993 г. и является исчерпывающим. К названным операциям относятся, например:
- зачисление на данный счет средств, поступивших от резидентов за поставленные в РФ товары (выполненные работы, оказанные услуги), выручка в рублях от продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ;
- кредиты, полученные в рублях;
- средства, полученные от реализации различных ценных бумаг.
К расчетным операциям относятся: платежи в пользу резидентов за поставленные ими за пределы страны товары, а также за произведенные ими работы (оказанные услуги); переводы средств на депозитные счета; оплата облигаций и иные платежи.
Центральный банк РФ запретил владельцам счетов типа «Т» осуществлять покупку иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России за счет средств, находящихся на указанных счетах, и переводить какие-либо суммы на счета типа «И».
Владельцы рублевых счетов типа «Т» могут получать наличные платежные средства в порядке, установленном для резидентов - юридических лиц, только для выполнения ими обязательств по оплате труда своих работников, выплаты командировочных и осуществления мелких срочных текущих платежей.
Юридические лица-нерезиденты могут открывать в уполномоченных банках Российской Федерации специальные рублевые счета типа «И» для осуществления ими инвестиционной деятельности.
Центральный банк РФ запретил зачислять на рублевые счета типа «И» средства, полученные их владельцами в кредит. Не допускается предоставление кредита за счет средств, находящихся на рублевых счетах типа «И». На эти счета не разрешается переводить деньги со счетов типа «Т» и рублевых корреспондентских счетов банков-нерезидентов. Средства, находящиеся на счетах типа «И», не могут быть использованы для покупки депозитных сертификатов банков и различных облигаций (включая государственные), их нельзя переводить на другие рублевые счета типа «И», рублевые корреспондентские счета банков-нерезидентов и счета типа «Т», открытые на имя других лиц.
Рублевые счета физическим лицам-нерезидентам открываются уполномоченными банками для зачисления их личных доходов в рублях и оплаты текущих рублевых расходов во время проживания на территории РФ. С этих счетов не могут оплачиваться расходы, связанные с инвестиционными операциями. Рублевые счета физических лиц-нерезидентов могут быть открыты только в российских уполномоченных банках. Банки-нерезиденты не вправе осуществлять подобные операции.
Банки контролируют соблюдение правового режима данных счетов, в случае необходимости требуют от вкладчиков-нерезидентов представления необходимой документации (договоры, счета и т.п.).
В соответствии с Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. иностранным инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, если эти платежи получены в иностранной валюте.
Ранее отмечалось, что валютные операции с иностранной валютой подразделяются на текущие и валютные операции, связанные с движением капитала. Регулирование деятельности банков по выполнению ими названных операций осуществляется не только внутренним российским законодательством, но и нормами международно-правовых обычаев, разработанных Международной торговой палатой.
Текущие валютные операции осуществляются резидентами без ограничений, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Беспрепятственный ввоз иностранной валюты в Россию возможен при соблюдении правил таможенного контроля. Вывоз иностранной валюты из страны сверх установленного лимита допускается только при наличии соответствующей справки из уполномоченного банка.
- 1. Понятие предмета и метода финансового права.
- 2. Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Финансовая система Российской Федерации.
- 3. Источники финансового права.
- 4. Общая характеристика финансово-правовых норм.
- 5. Принципы финансового права.
- 6. Система финансового права.
- 7. Понятие и виды финансовых правоотношений.
- 8. Понятие, принципы, виды и формы финансового контроля.
- 10. Федеральная налоговая служба рф, Федеральная таможенная служба, Департамент экономической безопасности мвд рф как субъекты государственного финансового контроля.
- Основные полномочия
- Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.
- 20. Целевые денежные фонды
- 21.Правовой режим социальных государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда рф, Фонда социального страхования рф, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
- 22.Понятие страхового рынка. Правовое понятие страхования. Функции страхования как института финансовой системы.
- 23.Понятие страхового правоотношения. Виды страхования.
- 25.Правовые основы обязательного пенсионного страхования.
- 27. Правовые основы обязательного медицинского страхования (омс)
- 28. Правовые основы обязательного государственного личного страхования
- 29. Правовое регулирование обязательного страхования вкладов
- 30. Понятие и виды государственных и муниципальных доходов
- 31. Понятие и виды налогов. Соотношение налогов и иных обязательных платежей. Элементы юридического состава налога.
- 2. Соотношение налогов и иных обязательных платежей
- 32. Источники налогового права.
- 33. Понятие и виды субъектов налогового права. Права и обязанности субъектов налогового права.
- 34. Правовой статус органов налогового контроля: Федеральная налоговая служба и Департамент экономической безопасности мвд рф.
- 35.Налоговый контроль: понятие, формы и виды.
- 36. Понятие, исполнение и способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.
- 37.Понятие зачета и возврата излишне уплаченных налогов, сборов и пени. Изменение срока уплаты налога, сбора или пени.
- 38.Понятие государственного (муниципального) кредита. Формы государственного кредита.
- 41.Понятие и виды государственных и муниципальных расходов.
- 42. Формирование расходов бюджета.
- 49. Правовое регулирование денежного обращения в рф
- 50. Правила ведения кассовых операций
- 51. Понятие расчетов и расчетных отношений.
- 52. Формы безналичных расчетов.
- 53. Осуществление расчетов через корреспондентские счета.
- Глава 1. Порядок осуществления расчетов через корреспондентские счета, открытые в других кредитных организациях
- 54. Понятие и виды ценных бумаг.
- 55. Первичный и вторичный рынки ценных бумаг.
- 56. Участники (субъекты) рынка ценных бумаг.
- 57. Способы регулирования рынка ценных бумаг.
- 58. Понятие и структура валютных правоотношений.
- 59. Правовое регулирование валютных операций.
- 60. Правовые основы валютного контроля.