34. Правовой статус органов налогового контроля: Федеральная налоговая служба и Департамент экономической безопасности мвд рф.
Формирование в России правового и социального государства предполагает создание условий не только для осуществления прав и личных свобод граждан, но и накладывает на них определенные обязанности, в частности по уплате законно установленных налогов и сборов. Для контроля за исполнением гражданами и юридическими лицами указанной конституционной обязанности государство создало специальную систему уполномоченных государственных органов, основной задачей которых является контроль за соблюдением налогового законодательства. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, является Федеральная налоговая служба. Федеральная налоговая служба и ее территориальные органы — управления Службы по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня — действуют как единая централизованная система налоговых органов. Одной из главных задач налоговых органов, в соответствии со ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 (в редакции от 27.07.2006) «О налоговых органах Российской Федерации», является контроль за соблюдением налогового законодательства. Правовое положение Федеральной налоговой службы как органа контроля за соблюдением налогового законодательства определяют конституционные нормы и положения, нормы федеральных законов, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты Министерства финансов РФ. Конституция РФ закрепляет важнейшие принципы налогообложения, устанавливает основы разграничения компетенции между РФ и ее субъектами, устанавливает основы местного самоуправления. К ведению РФ относится определение порядка организации налоговых органов РФ, т.к. в соответствии со ст. 71 Конституции РФ к ведению РФ относится установление порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти. В соответствии со ст. 78 Конституции РФ федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Кроме того, в соответствии со ст. 12 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. На основании этих норм созданы и действуют территориальные налоговые органы. Особая роль в регулировании налоговых правоотношений, прав и обязанностей, закреплении статуса налоговых органов принадлежит первому кодифицированному нормативному акту в области налогообложения — Налоговому кодексу РФ. Так, часть первая Налогового кодекса РФ устанавливает права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, процедуры проведения налогового контроля, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение; и часть вторая НК РФ определяет порядок налогообложения конкретными налогами и сборами. Основным актом, определяющим правовой статус ФНС России, является Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506, которое дает определение ФНС России, закрепляет статус Службы как юридического лица, полномочия ее руководителя, его заместителей, общий порядок деятельности и государственного финансирования налоговых органов. Важная роль в нормативном регулировании правового положения Федеральной налоговой службы принадлежит Закону РФ от 21.03.1991 N 943-1 «О налоговых органах РФ», который является базовым при определении порядка организации и деятельности налоговых органов. Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 впервые определил налоговые органы как «единую систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах». Элементами системы налоговых органов являются структуры Федеральной налоговой службы различного уровня, в совокупности образующие определенную иерархию. Структура Федеральной налоговой службы — внутренняя организация и совокупность управленческих связей между подразделениями налогового органа, обеспечивающая выполнение функций конкретного налогового органа. Как справедливо отмечено в литературе, «функции, их номенклатура, объем, значимость, взаимосвязь — вот что в первую очередь детерминирует структуру аппарата». Становление современной системы налоговых органов фактически начинается с 1990 года, когда 24 января 1990 года Постановлением Совета Министров СССР N 74 в системе Министерства финансов РСФСР была создана единая система государственной налоговой администрации — Государственная налоговая служба РСФСР. Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О Государственной налоговой службе РСФСР» были определены задачи, права, обязанность и ответственность Государственной налоговой службы РСФСР и ее должностных лиц. Указанным Законом было закреплено, что Государственная налоговая служба РСФСР — это единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РСФСР и республик, входящих в состав РСФСР. При этом государственные налоговые инспекции при выполнении возложенных на них функций подчинялись Министерству финансов РСФСР, соответствующим министерствам финансов республик, входящих в состав РСФСР, и вышестоящим государственным налоговым инспекциям. Особая роль в становлении налоговых органов как самостоятельного органа исполнительной власти принадлежит Указу Президента РФ от 31 декабря 1991 N 340 «О Государственной налоговой службе Российской Федерации», которым органы Государственной налоговой службы РФ (далее — Госналогслужба России) были выведены из подчинения финансовых органов. Госналогслужба России стала самостоятельным федеральным органом исполнительной власти, входящим в систему центральных органов государственного управления РФ, с подчинением Президенту РФ и Правительству РФ. Также названным Указом были утверждены положения о Госналогслужбе России, о классных чинах, определены гарантии правовой и социальной защиты сотрудников налоговых органов.
Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. N 248 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации", в структуре центрального аппарата МВД России организовано Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК МВД России).
Основные направления деятельности
Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУЭБиПК МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции:
функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию;
правоприменительные полномочия в области обеспечения экономической безопасности государства;
противодействия преступлениям экономической и коррупционной направленности.
Основные задачи
Организация и участие в формировании основных направлений государственной политики по вопросам деятельности Главного управления.
Обеспечение совершенствования нормативно-правового регулирования по вопросам деятельности Главного управления.
Определение приоритетных направлений по вопросам деятельности Главного управления.
Принятие в пределах своей компетенции мер по реализации государственной политики по вопросам деятельности Главного управления.
Координация деятельности территориальных органов МВД России и подразделений центрального аппарата МВД России по вопросам деятельности Главного управления.
Организация ведомственного и межведомственного взаимодействия по вопросам деятельности Главного управления.
Организационно-методическое обеспечение деятельности подразделений экономической безопасности.
Основные функции и полномочия
Обеспечение экономической безопасности и осуществление борьбы с преступлениями экономической и коррупционной направленности, в том числе совершенными организованными группами, преступными сообществами (преступными организациями), носящими транснациональный или межрегиональный характер, либо вызывающими большой общественный резонанс.
Осуществление мероприятий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, подрыв экономических основ организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), борьбу с преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности и фальшивомонетничеством.
Документирование преступлений экономической и коррупционной направленности.
- 1. Понятие предмета и метода финансового права.
- 2. Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Финансовая система Российской Федерации.
- 3. Источники финансового права.
- 4. Общая характеристика финансово-правовых норм.
- 5. Принципы финансового права.
- 6. Система финансового права.
- 7. Понятие и виды финансовых правоотношений.
- 8. Понятие, принципы, виды и формы финансового контроля.
- 10. Федеральная налоговая служба рф, Федеральная таможенная служба, Департамент экономической безопасности мвд рф как субъекты государственного финансового контроля.
- Основные полномочия
- Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.
- 20. Целевые денежные фонды
- 21.Правовой режим социальных государственных внебюджетных фондов: Пенсионного фонда рф, Фонда социального страхования рф, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
- 22.Понятие страхового рынка. Правовое понятие страхования. Функции страхования как института финансовой системы.
- 23.Понятие страхового правоотношения. Виды страхования.
- 25.Правовые основы обязательного пенсионного страхования.
- 27. Правовые основы обязательного медицинского страхования (омс)
- 28. Правовые основы обязательного государственного личного страхования
- 29. Правовое регулирование обязательного страхования вкладов
- 30. Понятие и виды государственных и муниципальных доходов
- 31. Понятие и виды налогов. Соотношение налогов и иных обязательных платежей. Элементы юридического состава налога.
- 2. Соотношение налогов и иных обязательных платежей
- 32. Источники налогового права.
- 33. Понятие и виды субъектов налогового права. Права и обязанности субъектов налогового права.
- 34. Правовой статус органов налогового контроля: Федеральная налоговая служба и Департамент экономической безопасности мвд рф.
- 35.Налоговый контроль: понятие, формы и виды.
- 36. Понятие, исполнение и способы обеспечения исполнения налоговой обязанности.
- 37.Понятие зачета и возврата излишне уплаченных налогов, сборов и пени. Изменение срока уплаты налога, сбора или пени.
- 38.Понятие государственного (муниципального) кредита. Формы государственного кредита.
- 41.Понятие и виды государственных и муниципальных расходов.
- 42. Формирование расходов бюджета.
- 49. Правовое регулирование денежного обращения в рф
- 50. Правила ведения кассовых операций
- 51. Понятие расчетов и расчетных отношений.
- 52. Формы безналичных расчетов.
- 53. Осуществление расчетов через корреспондентские счета.
- Глава 1. Порядок осуществления расчетов через корреспондентские счета, открытые в других кредитных организациях
- 54. Понятие и виды ценных бумаг.
- 55. Первичный и вторичный рынки ценных бумаг.
- 56. Участники (субъекты) рынка ценных бумаг.
- 57. Способы регулирования рынка ценных бумаг.
- 58. Понятие и структура валютных правоотношений.
- 59. Правовое регулирование валютных операций.
- 60. Правовые основы валютного контроля.