14. Происхождение и функции денег
Концепции происхождения денег:
1) рационалистическая (Аристотель) – объясняет происхождение денег соглашениями м/у людьми, которые убедились в том, что для передвижения стоимости в меновом обороте необходимы специальные инструменты;
2) эволюционная концепция (К. Маркс) – доказывает происхождение денег помимо воли людей в результате длительного развития обмена, когда из огромного товарного мира выделился особый товар, выполняющий роль денег.
Функции платежных средств. Стоимость товаров выражают деньги. Задачи платежных средств сводятся к следующим пунктам:
Мера стоимости. Основная функция, подтверждающая значение денег в качестве всемирного стоимостного эквивалента, что выражается в цене товаров.
Средство обращения. Отвечает за процесс движения продуктов на рынке согласно схеме: товар-деньги-товар.
Средство платежа. Деньги представляют собой посредника в случае обмена товаров, поскольку в результате сделки расчет не всегда производится наличными. Средство накоплений, инвестиций и сбережений. Мировые деньги служат в качестве международного платежного средства и выражения общественного богатства. №15 Финансовое планирование и прогнозирование социально-экономических процессов. Финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих финансовую политику. Прогнозирование – разработка прогноза, т. е. специальное научное исследование перспектив (прошлых тенденций) развития каких-либо явлений (технических, социально-экономических).
Чаще всего прогнозирование связано со временем. Виды прогнозирования во времени: 1) краткосрочное – до 1 года; 2) среднесрочное – 2-5 лет; 3) долгосрочное – 5-10 лет; 4) сверхдолгосрочное – более 10 лет. Время на которое делается прогноз называют шагом прогнозирования. Шаг прогнозирования – постоянный/переменный.
Цели прогнозирования:– по виду объекта; (технические, экологические, социальные, биологические и др.)– по масштабу объекта; (мега, макро, микро, локальные, глобальные) - по затратам ресурсов;– по времени; (short-term и т.д.)– по числу факторов; (однофакторные, многофакторные)– по применяемым методам;
Особенностью прогнозирования является тот факт, что статистические данные (доступные к моменту времени t) об изучаемых явлениях или процессах используются для предварительного анализа и выдвижения гипотез о характере применяемых методов прогнозирования. №16 Государственные финансы и их роль в российской государственной системе
Государственные финансы - денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта (ВВП) по поводу формирования и использования государственных денежных фондов, предназначенных для финансирования расходов, необходимых для выполнения государством своих функций.
Задачи государственных финансов: - распределение и перераспределение национального дохода между секторами экономики; - организация и осуществление контроля при таком распределении; - финансирование выполнения функций, возложенных на государство. Государственные финансы призваны обеспечивать полноценное финансирование всех программ, связанных с выполнением многочисленных государственных функций. Естественно, это сложная задача, и государственные финансы используются только там, где в этом существует особая необходимость. Государственные финансы являются тем звеном, которое соединяет в себе доходы и расходы всех субъектов экономики и в то же время обеспечивает финансирование программ, важных для развития и нормального существования субъектов. Финансы государства являются денежными отношениями, поскольку призваны финансировать государственные расходы. Таким образом, государственные финансы представляют собой сложный, но необходимый элемент в финансовой цепочке и экономике в целом. В структуру федеральных финансов включены следующие звенья: Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных социальных фондов (ПФ РФ, ФОМС, ФСС); Государственный кредит; Финансы государственных унитарных предприятий и государственных корпораций. 17.Государственный бюджет: сущность, функции и роль в макроэкономическом регулировании Государственный бюджет - денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу распределения и перераспределения НД в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, государственного управления. Функции бюджета: - распределительная (распределении и перераспределении ВВП) - контрольная - регулирующая (с помощью налогов) - стимулирующая (предоставление льгот, снижение налоговых ставок и др.) - фискальная (мобилизация доходов бюджета) - обеспечивающая (обеспечение финансирования задач и функций государства) - воспроизводственная (нацелена на расширенное воспроизводства) - образование бюджетного фонда (доходы бюджета: налоги с доходов хозяйствующих субъектов, займы, доходы от государственной собственности и др.) - распределительная функция ( перераспределение финансовых ресурсов) - контрольная функция (бюджет показывает, какие отрасли народного хозяйства прибыльны, а какие убыточны) Роль в макроэкономическом регулировании - через гос. финансы, в том числе через гос. бюджет перераспределяется до 50% ВВП стран.
- 1Условия возникновения финансов и их признаки
- 2. Финансы, как историческая категория
- Финансы как особая форма стоимостных отношений
- 4.Сущность финансов. Функции финансов
- 5. Характерными черты современных финансов: денежная, распределительная, фондовая
- 6 Финансы и воспроизводственный процесс
- 7. Взаимосвязь финансов с другими стоимостными категориями
- 8. Финансы России в условиях глобализации
- 9. Финансовая система и ее звенья
- 11. Роль кредита в рыночной экономике
- 12.Финансовая политика государства, ее виды и инструменты реализации
- 13. Субъекты и структура органов управления государственными финансами
- 14. Происхождение и функции денег
- 18.Бюджетная система рф
- 20.Бюджетный дефицит и его сущность. Причины и источники финансирования
- 25. Целевые бюджетные и внебюджетные фонды. Источники доходов и направления расходов
- 27. Фонд обязательного медицинского страхования.
- 28. Состав и структура муниципальных (местных) финансов
- 30 Сущность и функции налогов
- 36. Формирование финансовых ресурсов предприятия и направления их использования
- 37. Особенности организации финансов в акционерных обществах
- 39 Сущность и содержание оборотных средств предприятий:проблемы их выполнения
- 43. Финансы некоммерческих организаций
- 44. Экономическая сущность страхования, его необходимость и функции
- 45. Страховые услуги как часть рынка финансовых услуг.
- 46. Денежные доходы и расходы домохозяйств и их структура.
- 47. Сущность и назначение иностранных инвестиций.
- 48. Международные финансы: содержание и принципы организации
- 49 Международные финансовые центры и организации
- 51. Финансовая интеграция Российской Федерации в мировое финансовое сообщество.
- 52. Финансовый капитал и его роль в современной экономике.
- 53. Виртуализация финансовых отношений.
- 54. Финансовая инфраструктура: сущность, виды.