logo
ГосЭкз_Финансы_отв_ФМ_2014

Сущность и назначение государственного кредита.

Государственный кредит — совокупность экономичес­ких отношений между государством юридическими и физичес­кими лицами, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Причем преобладающей является деятельность го­сударства как заемщика средств. Объемы операций в каче­стве кредитора, т. е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взя­тых физическими и юридическими лицами, оно является га­рантом.

Функции государственного кредита:

фискальная (формирование централизованных денежных фондов государства);

регу­лирующая (если денежные средства изымаются у населения, то происходит падение платежеспособного спроса. При этом, если они инвестируются в производство, то происходит сокращение наличных денег; если вкладываются в оплату труда бюджетникам, то денежная масса не изменяется. Если денежные средства изымаются у юридических лиц, а направляются на оплату труда бюджетникам, то возрастает количество денег в обращении), т.е. государство может регулировать количество денег в обращении и платежеспособный спрос.

В некоторых источниках выделяют контрольную функцию государственного кредита (орга­нически связана с контрольной функцией финансов с учетом специфических особенностей этой категории).

Функционирование системы государственного кредита в большинстве случаев приводит к образованию государственного долга.

  1. Займы и их классификация.

Государственные займы классифицируются по ряду при­знаков.

1. По субъектам заемных отношений — займы, размещае­мые центральными и территориальными органами власти.

2. По месту размещения — внутренние и внешние.

3. По обращению на рынке — рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита являются основными. Нерыночные займы не могут свободно менять своих владель­цев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь опреде­ленных инвесторов, специфическим интересам которых и от­вечают. Нерыночные государственные облигации выпущены в нашей стране для привлечения средств пенсионных фондов или страховых компаний.

4. В зависимости от срока привлечения средств — крат­косрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и более). Кратко­срочные займы используются для финансирования времен­ных разрывов в поступлении доходов и осуществлении рас­ходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя.

5. По обеспеченности долговых обязательств — закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обес­печением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока, и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.

6. По характеру выплачиваемого дохода государствен­ные займы делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осу­ществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся полу­чать стабильный доход, а не полагаются на волю случая. По­этому основной вид — процентные, облигации, доход по ко­торым выплачивается один, два или четыре раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдают предпочте­ние таким долговым обязательствам.

Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а вы­купаются по номиналу. Не имеют также купонов и некото­рые долгосрочные долговые обязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и крат­косрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупа­ются по номиналу. Такие облигации получили название об­лигаций с нулевым купоном.

7. По методу определения дохода долговые обязатель­ства государства бывают с твердым или плавающим доходом. В одних случаях фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других же она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения процента.

8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблю­дать сроки погашения займа, установленные при его выпус­ке, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного пога­шения.

9. По методам размещения займы подразделяются на доб­ровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Каждому методу соответствует свой способ реализации. В ос­новном облигации размещаются на добровольной основе, сво­бодно продаются и покупаются банковскими учреждениями.

10. Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождают­ся эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свиде­тельств. В настоящее время безоблигационные займы исполь­зуются на межправительственном уровне.