Сущность и назначение государственного кредита.
Государственный кредит — совокупность экономических отношений между государством юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта. Причем преобладающей является деятельность государства как заемщика средств. Объемы операций в качестве кредитора, т. е. когда государство предоставляет ссуды юридическим и физическим лицам, значительно ниже. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом.
Функции государственного кредита:
фискальная (формирование централизованных денежных фондов государства);
регулирующая (если денежные средства изымаются у населения, то происходит падение платежеспособного спроса. При этом, если они инвестируются в производство, то происходит сокращение наличных денег; если вкладываются в оплату труда бюджетникам, то денежная масса не изменяется. Если денежные средства изымаются у юридических лиц, а направляются на оплату труда бюджетникам, то возрастает количество денег в обращении), т.е. государство может регулировать количество денег в обращении и платежеспособный спрос.
В некоторых источниках выделяют контрольную функцию государственного кредита (органически связана с контрольной функцией финансов с учетом специфических особенностей этой категории).
Функционирование системы государственного кредита в большинстве случаев приводит к образованию государственного долга.
-
Займы и их классификация.
Государственные займы классифицируются по ряду признаков.
1. По субъектам заемных отношений — займы, размещаемые центральными и территориальными органами власти.
2. По месту размещения — внутренние и внешние.
3. По обращению на рынке — рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются. При финансировании бюджетного дефицита являются основными. Нерыночные займы не могут свободно менять своих владельцев и не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они обычно выпускаются государством, чтобы привлечь определенных инвесторов, специфическим интересам которых и отвечают. Нерыночные государственные облигации выпущены в нашей стране для привлечения средств пенсионных фондов или страховых компаний.
4. В зависимости от срока привлечения средств — краткосрочные (со сроком погашения до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и более). Краткосрочные займы используются для финансирования временных разрывов в поступлении доходов и осуществлении расходов. Обычно в этих целях выпускаются векселя.
5. По обеспеченности долговых обязательств — закладные и беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом. Наиболее часто их выпускают местные органы власти. Обеспечением беззакладных облигаций служит все имущество государства или данного муниципалитета. Центральные органы управления обычно выпускают беззакладные облигации. Их надежность исключительно высока, и поэтому инвесторы не нуждаются ни в каких дополнительных гарантиях.
6. По характеру выплачиваемого дохода государственные займы делятся на выигрышные, процентные, с нулевым купоном. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется на основе тиражей выигрышей. Эти облигации не пользуются большим спросом. Инвесторы стремятся получать стабильный доход, а не полагаются на волю случая. Поэтому основной вид — процентные, облигации, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год на основе купонов. Большинство инвесторов отдают предпочтение таким долговым обязательствам.
Краткосрочные заемные инструменты государства не имеют купонов. Они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Весь доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Как и краткосрочные, они продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Такие облигации получили название облигаций с нулевым купоном.
7. По методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом. В одних случаях фиксированная ставка по ценным бумагам является причиной роста расходов государства на выплату процентов, в других же она может отпугнуть инвесторов, ожидающих повышения процента.
8. В зависимости от обязанности заемщика твердо соблюдать сроки погашения займа, установленные при его выпуске, заемные инструменты делятся на обязательства: с правом досрочного погашения и без права досрочного погашения.
9. По методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные. Каждому методу соответствует свой способ реализации. В основном облигации размещаются на добровольной основе, свободно продаются и покупаются банковскими учреждениями.
10. Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Облигационные займы сопровождаются эмиссией ценных бумаг государства. Безоблигационные оформляются подписанием соглашений, договоров, а также путем записей в долговых книгах и выдачей особых свидетельств. В настоящее время безоблигационные займы используются на межправительственном уровне.
- Финансовая политика государства
- Задачи финансовой политики:
- Финансовый контроль как функция управления финансами
- Финансовая система России, ее сферы и звенья
- Государственные финансы.
- Общая характеристика государственного бюджета.
- Доходы государственного бюджета России
- Расходы государственного бюджета рф
- Бюджетная система рф.
- Бюджетный процесс и его стадии
- Организация казначейского исполнения бюджетов
- Сущность и назначение государственного кредита.
- Государственные ценные бумаги рф:
- Для внутренних займов:
- Фонд социального страхования
- Фонд обязательного медицинского страхования
- Международные финансовые институты
- Портфельные инвестиции
- Концепция эффективности финансового рынка
- Выделяют три формы эффективности рынка:
- Местные финансы и их социально-экономическое значение
- Имущественное страхование в России
- Фондовая и нефондовая формы финансовых отношений