Для внутренних займов:
- Рефинансирование – погашение старой задолженности путем выпуска новых займов.
-
Конверсия - изменение доходности займов. Чаще всего государство снижает размер выплачиваемых процентов по займам в целях снижения расходов по управлению государственным долгом.
-
Консолидация - увеличение срока действия уже выпущенных займов путем изменения условий займов, связанных с их сроками. Возможна и обратная операция — уменьшение срока действия государственных займов. Возможно и совмещение консолидации с конверсией.
- Унификация - объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.
-
Для внешних займов:
-
Рефинансирование
-
Аннулирование государственного долга.
-
-
Страхование как институт финансовой защиты
Страхова́ние — особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей и их интересов от различного рода опасностей.
Страхование (страховое дело) в широком смысле — включает различные виды страховой деятельности (собственно страхование, или первичное страхование, перестрахование, сострахование), которые в комплексе обеспечивают страховую защиту.
Страхование в узком смысле представляет собой отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии).
Отношения между страховщиком и страхователем, определяющие, каким именно образом будет формироваться страховой фонд и каким образом он будет расходоваться, представляют собой метод создания страховых продуктов. В процессе исторического развития было выработано три метода создания страховых продуктов — самострахование, взаимное страхование, коммерческое страхование.
Существуют разные подходы к классификации страховой деятельности. В большинстве стран мира выделяют две разновидности страхования: страхование жизни и виды страхования, не связанные со страхованием жизни. Данная классификация применяется при разработке нормативно-правовых документов, анализе страхового рынка и решении других вопросов.
Главой 48 Гражданского кодекса РФ предусмотрены две разновидности (два типа договоров) страхования: имущественное и личное.
В практике работы страховых организаций, анализе страхования, учебных и методических материалах также принято выделять три отрасли страхования: имущественное, личное и ответственности. В основе деления страхования на отрасли лежат отличия в объектах страхования.
В личном страховании объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица. К личному страхованию относятся:
-
Страхование жизни.
-
Страхование от несчастных случаев и болезней.
-
Медицинское страхование.
В имущественном страховании объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом. Имущественное страхование включает:
-
Страхование имущества предприятий и организаций.
-
Страхование имущества граждан.
-
Транспортное страхование (средств транспорта и грузов).
-
Страхование других видов имущества, кроме перечисленных выше.
-
Страхование финансовых рисков.
В страховании ответственности объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда третьему лицу. Страхование ответственности включает:
-
Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
-
Страхование гражданской ответственности перевозчика.
-
Страхование гражданской ответственности предприятий — источников повышенной опасности.
-
Страхование профессиональной ответственности
-
Страхование ответственности за неисполнение обязательств.
-
Страхование иных видов гражданской ответственности.
В основе деления страхования на отрасли лежат принципиальные различия в объектах страхования. Деление страхования на отрасли не позволяет выявить те конкретные страховые интересы физических и юридических лиц, которые дают возможность проводить страхование. Для конкретизации этих интересов выделяют из отраслей страхования подотрасли и виды страхования.
Видом страхования называют страхование конкретных однородных объектов в определенном объеме страховой ответственности по соответствующим тарифным ставкам. Страховые отношения между страховщиком и страхователем осуществляются по видам страхования. Приведем лишь примеры некоторых, наиболее распространенных видов страхования.
-
Общая характеристика внебюджетных фондов
Внебюджетные фонды (ВБФ) – это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования не включенных в бюджет некоторых общественных потребностей, и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности и строго в соответствии с целевым назначением фондов.
Внебюджетные фонды являются частью финансовой системы РФ и обладают рядом особенностей:
-
они запланированы органами власти и управления и имеют строго целевую направленность;
-
денежные средства фондов предназначены для финансирования расходов, не включенных в бюджет;
-
страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу;
-
они формируются за счет специальных отчислений ЮЛ и ФЛ;
-
денежные ресурсы фондов находятся в собственности государства, не входят в состав бюджетов различных уровней, не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
-
расходование средств фондов осуществляется по распоряжению правительства РФ или специально уполномоченных органов (правления фондов);
-
из ВБФ могут предоставляться субвенции для привлечения дополнительных средств на финансирование инвестиционных проектов, программ.
Классификация внебюджетных фондов обычно проводится по двум признакам:
1) целевому назначению (экономическому содержанию) фондов: социальные, экономические, экологические и административно-правовые;
2) уровням управления (правовому статусу): федеральные, региональные, муниципальные, отраслевые и межотраслевые.
Контроль за рациональным и целевым расходованием средств государственных (федеральных) целевых фондов осуществляет Министерство финансов РФ.
-
Пенсионный фонд Российской Федерации. Источники финансирования пенсионного фонда РФЫ
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых внебюджетных фондов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.
Пенсионный фонд осуществляет следующие социально значимые функции:
-
-
назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих.;
-
назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.
-
персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
-
взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов.;
-
выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
-
управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
-
реализация Программы государственного софинансирования пенсии.
Пенсионный фонд Российской Федерации образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый процесс финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства были выведены в самостоятельный бюджетный механизм и стали формироваться за счёт поступления обязательных страховых взносов. Положением о Пенсионном фонде России, утверждённом 27 декабря 1991 года, был определён целевой характер денежных средств Пенсионного фонда, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели.
До 2010 года взносы в ПФ учитывались как составная часть единого социального налога. С 1 января 2010 года — ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда: ПФР, ФОМС и ФСС.
Источники финансирования ПФРФ: страховые платежи работодателей (около 60 % всех доходов), трансферты из федерального бюджета РФ (около 40% всех доходов)
- Финансовая политика государства
- Задачи финансовой политики:
- Финансовый контроль как функция управления финансами
- Финансовая система России, ее сферы и звенья
- Государственные финансы.
- Общая характеристика государственного бюджета.
- Доходы государственного бюджета России
- Расходы государственного бюджета рф
- Бюджетная система рф.
- Бюджетный процесс и его стадии
- Организация казначейского исполнения бюджетов
- Сущность и назначение государственного кредита.
- Государственные ценные бумаги рф:
- Для внутренних займов:
- Фонд социального страхования
- Фонд обязательного медицинского страхования
- Международные финансовые институты
- Портфельные инвестиции
- Концепция эффективности финансового рынка
- Выделяют три формы эффективности рынка:
- Местные финансы и их социально-экономическое значение
- Имущественное страхование в России
- Фондовая и нефондовая формы финансовых отношений