logo
Конспект ФМ в МБ

11. Государственная финансовая поддержка развития малых предприятий

Во время изучения данной темы необходимо обратить внимание на то, что малые предприятия ориентированы преимущественно на массового потребителя, наиболее зависимы от влияния конкуренции и склонны к банкротству. Такая тенденция должна учитываться государством.

В период становления малых предприятий, конечно, необходима государственная финансовая поддержка, рассчитанная на стимулирование деловой активности, расширения объемов производства.

Поддержка развития малого бизнеса со стороны государства осуществляется двумя путями: 1) финансовая помощь в формировании первоначального капитала для создания малых предприятий; 2) обеспечение благоприятных условий для развития действующих малых предприятий.

Финансовую поддержку малого предпринимательства в Украине можно разделить на два основных направления: прямая и непрямая.

Прямая финансовая поддержка осуществляется через такие формы: предоставление субсидий, субвенций, формирования государственных фондов, создания специализированных финансовых учреждений.

Субсидии — это финансовая помощь государства за счет средств бюджета на финансирование капитальных расходов, которые необходимы для развития экономики государства, но не выгодны для предприятия.

Субвенции — финансовая помощь государства местным органам власти для финансирования конкретных объектов. Подлежит возвращению в случае ее нецелевого использования.

Финансовое обеспечение программ поддержки малого предпринимательства осуществляется за счет средств государственного и местных бюджетов, внебюджетных средств, в том числе средств полученных от приватизации государственного имущества и других источников финансирования, частных и иностранных инвестиций.

Объем ежегодных ассигнований на государственную поддержку малого предпринимательства определяется в расходной части Государственного бюджета Украины. Распорядителем этих средств является Государственный комитет Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства. Предусматривается, что органы государственной власти и местного самоуправления могут выделять для поддержки малого предпринимательства средства в размере не меньше 0,5 % годовых доходов соответствующих бюджетов.

Другое направление государственной финансовой поддержки развития предпринимательства имеет непрямой характер. Он постепенно вытесняет рычаги прямого административного влияния. К основным формам государственной финансовой поддержки предпринимательство принадлежит: налоговые скидки (или полное освобождение от налогов); налоговые льготы; ускоренная амортизация; скидки на научно-исследовательские работы; скидки на расходы, связанные с подготовкой кадров для предпринимательской деятельности и др.

Отмеченные формы государственной поддержки в той или иной степени используются в Украине и зарекомендовали себя как эффективные и гибкие рычаги государственной помощи, которые имеют по большей части недискриминационный характер.

Доступным источником финансирования малого предприятия является предоставление правительством гарантий возвращения ссуд в случае неплатежеспособности малых предприятий. Это уменьшает риск для заимодателя и устраняет главное препятствие на пути предоставления ссуд малым предприятиям.

Но для функционирования такой системы финансирования необходима соответствующая банковская система с определенным капиталом. К сожалению, кредитных источников для малого предпринимательства в Украине практически нет. Главная причина этого — неудовлетворительное состояние экономики: спад производства, инфляция, нестабильность в регулировании финансовой и банковской деятельности.

Таким образом, банки в Украине не являются источником кредитования малых предприятий и удовлетворяют лишь незначительную часть действующих предприятий.

В то же время в Украине существует три потенциально доступных источника получения финансовых ресурсов для малого предпринимательства:

Основными заданиями фонда поддержки предпринимательства являются:

  1. Содействие реализации государственной политики развития предпринимательства путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов на возвратной и безвозвратной основе, финансирования целевых программ и проектов, частичной уплаты процентов за предоставленные предпринимателям кредиты учреждениями банков.

  2. Сотрудничество с международными иностранными и украинскими финансовыми учреждениями по вопросам развития предпринимательства.

  3. Участие в реализации международных договоров в части финансового обеспечения развития предпринимательства в Украине.

Для реализации основных заданий фонда используются средства, предусмотренные Государственным бюджетом Украины на финансовую поддержку предпринимательства.

Учитывая незначительный размер средств, которые были в распоряжении фонда, он не стал действенным инструментом в политике финансовой государственной поддержки предпринимательства и развития конкуренции.

С целью активизации предпринимательской деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, в частности путем создания ними предприятий по заготовке, переработке, хранению, реализации сельскохозяйственной продукции, производству строительных материалов и развитию других рыночных структур агросервиса, распоряжением Кабинета Министров Украины был образован Украинский государственный фонд поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств. Основная цель деятельности этого фонда — обеспечение реализации государственной политики поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, создание стабильных финансовых условий для становления и развития конкурентного частного крестьянского сектора экономики в Украине. Средства фонда пополняются ежегодно через Государственный бюджет и направляются на разработку проектов отведения земельных участков, возмещения части расходов, связанных с уплатой процентов за пользование займами банков и на другие потребности, предусмотренные уставом фонда.

Другим источником финансовой государственной поддержки малого предприятия является Государственный инновационный фонд Украины. Средства Госиннофонда формируются за счет бюджетных ассигнований, обязательных отчислений предприятий, а также добровольных взносов юридических и физических лиц.

Получение предприятием льготного займа на 1—1,5 года по инновационному проекту дает возможность предприятию обновить основные средства, провести технологическую переоснастку производства для выпуска наукоемкой продукции, для замены импортной продукции.

Важной формой государственной финансовой поддержки малого предпринимательства является льготное налогообложение. Сокращение налоговых льгот значительно ослабило деловую активность в сфере малого предпринимательства, повлекло значительное уменьшение количества новообразованных и действующих малых предприятий.

Общепризнанно, что основным регулятором экономики любого государства является налоговая система, которая может или стимулировать развитие производства и привлекать инвестиции, или сдерживать деловую активность.

Налоговая система сегодня неадекватна условиям переходной экономики и не обеспечивает эффективного решения проблем развития экономических реформ.

Внесенные в последнее время некоторые изменения к налоговой системе несколько ослабляют налоговое давление на товаропроизводителей, расширяют их возможности для увеличения внутренних накоплений и оплаты труда. Однако существенных сдвигов в формировании налоговой системы в направлении стимулирования предпринимательской деятельности еще нет. Анализ процесса рыночных превращений в Украине свидетельствует, что несовершенная система налогообложения и отсутствие целеустремленной последовательной финансовой поддержки предпринимательства — основные преграды на пути формирования рыночной среды государства, развития малого предпринимательства. Это вызывает необходимость разработки и реализации действенной политики государственной финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства.

С целью усовершенствования государственной финансовой поддержки предпринимательской деятельности необходимо предусмотреть такие мероприятия:

  1. Усовершенствование кредитной политики, а именно организация государственных кредитных учреждений с целью льготного кредитования предпринимательской деятельности.

  2. Усовершенствование налоговой политики, то есть создание благоприятного налогового климата для субъектов малого предпринимательства, в частности для тех, которые осуществляют деятельность в приоритетных направлениях.

  3. Последующее совершенствование прямой финансовой поддержки со стороны государства, а именно: финансирование за счет бюджетных средств государственных, отраслевых и основных региональных программ поддержки малого предпринимательства; привлечение средств местных бюджетов для финансирования региональных программ развития предпринимательства, целевых проектов; обеспечение условий для создания и деятельности негосударственных фондов поддержки предпринимательства; поощрение общественных объединений, финансовых организаций к предоставлению средств в поддержку развития малого предпринимательства по приоритетным направлениями и тому подобное.

Таким образом, налоговая система и финансово-кредитная политика должны быть направлены на стимулирование развития малого предпринимательства, реально помогать в создании новых фирм, открытии бизнеса гражданами-предпринимателями. Реальная финансовая помощь малому предпринимательству будет способствовать не только его становлению, то есть появлению новых субъектов ведения хозяйства, но и будет направлена также на обеспечение его финансовой самостоятельности, на создание благоприятных условий развития на национальном и мировом рынке.

Неэффективность в настоящее время действующей системы государственной финансовой поддержки развития малого предпринимательства заключается в том, что мероприятия в сфере государственной политики развития малого предпринимательства разрабатываются и утверждаются на уровне Кабинета Министров Украины и не имеют правовой и юридической силы, поскольку правовые принципы и гарантии предпринимательства, основные обязанности гражданина, в том числе и предпринимателя как физического лица определяются исключительно законами Украины.

Кроме того, неэффективность государственной поддержки развития малого предпринимательства предопределена несовершенством, незавершенностью организационного построения комплексной действенной системы, направленной, прежде всего на финансовое и ресурсное обеспечение развития малого предпринимательства. В отдельных случаях механизм функционирования системы государственной поддержки малого предпринимательства неадекватен реальному состоянию внутренней и внешней среды малого предпринимательства. Для устранения отмеченных недостатков необходимо, чтобы система государственной поддержки малого предпринимательства отвечала тем заданиям, которые должно решать государство, поднять ее на качественно новые концептуально-программные параметры и утверждаться на законодательном уровне.

Следует заметить, что субъектам малого предпринимательства предоставляется льготный кредит за счет кредитов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). Для получения льготного кредита субъекты малого предпринимательства предоставляют специальной комиссии коммерческого банка, которому разрешено кредитование за счет средств ЕБРР, расчеты относительно использования кредита и размер прибыли от его использования.

Предоставленные расчеты должны отвечать таким требованиям:

  1. Соблюдение оптимального соотношения между собственными и заимствованными средствами. Как правило, собственных средств малое предприятие должно иметь не меньше 30 % общей потребности в финансовых ресурсах.

  2. Малое предприятие должно быть кредитоспособным. С этой целью определяются соответствующие финансовые коэффициенты, которые характеризуют финансовое состояние малого предприятия.

  3. Обеспеченность кредита.

  4. Малое предприятие обязательно должно быть частным предприятием.

  5. Наличие кредитного договора, заключенного между малым предприятием и коммерческим банком.

Коммерческий банк, которому разрешено осуществлять кредитование за счет средств Европейского банка реконструкции и развития проводит анализ хозяйственной деятельности малого предприятия, обращая внимание на кредитоспособность этого предприятия, поскольку коммерческий банк берет на себя риск невозвращения выданного кредита.

В соответствии с договоренностью с Европейским банком реконструкции и развития коммерческий банк, который предоставляет кредит субъекту малого предпринимательства, должен отвечать таким требованиям:

  1. Коммерческий банк обязательно должен быть частным.

  2. Иметь лицензию Национального банка Украины на проведение операций с иностранной валютой.

  3. Четко придерживаться требований, которые предусмотрены соглашением, которое заключается между коммерческим банком и Национальным банком Украины; предоставлять финансовые отчеты для проверки международным аудиторам.

  4. Поддерживать соотношение между внесенным капиталом и активами коммерческого банка (4 % в начале получения кредита и 8 % на период возвращения кредита).

Причинами отказа в предоставлении кредита субъекту малого предпринимательства могут быть:

  1. неудовлетворительное текущее финансовое состояние субъекта малого предпринимательства;

  2. неудовлетворительное управление малым предприятием;

  3. отсутствие надлежащего контроля за использованием кредитных ресурсов;

  4. непригодная технология и организация производства.

Полученный субъектом малого предпринимательства кредит должен быть целевым, а именно: использоваться на долгосрочное финансирование средств производства и оборотного капитала; финансирование экспертных контрактов, импортных технологий; кредитование аренды основных средств.

В то же время кредит не предоставляется на такие мероприятия: покрытие обязательств малого предприятия коммерческому банку; финансирование жилищных программ; инвестиции в ценные бумаги.

Минимальный размер кредита составляет 50 тыс. долларов, максимальный — 2,5 млн. долларов.

Срок возвращения кредита зависит от того, на какие мероприятия используется кредит. В частности, в случае использования кредита на финансирование экспортно-импортных поставок срок возвращения кредита установлен в пределах 6—12 месяцев; при условии кредитования средств производства срок возвращения кредита — 5 лет.

Проценты за пользование кредитом устанавливаются на уровне маржи коммерческого банка, который предоставляет кредит.

Изучая вопрос зарубежного опыта относительно государственной финансовой поддержки развития малого бизнеса, следует обратить внимание, что во многих государствах мира существуют специальные государственные органы управления и поддержки малого бизнеса. В частности, в США — Администрация малого бизнеса; в Японии — Национальная администрация малого бизнеса; в Канаде — Министерство по делам малого бизнеса; в России — Государственный комитет Российской Федерации по поддержке развития малого предпринимательства.

Для осуществления государственной поддержки в отмеченных государствах действует специальное законодательство, которое регулирует комплекс вопросов поддержки малого предпринимательства.

В США, например, государственная поддержка развития малого предпринимательства реализуется, главным образом, в виде дотаций, прямых ссуд и гарантий (как правило, гарантий правительства), то есть гарантируется компенсация почти всей суммы долга в случае неплатежеспособности малого предприятия (до 90 % суммы кредита). Государственное гарантирование кредитов осуществляется при участии средств бюджета (в первую очередь в случае банкротства малого предприятия), а также средств частных финансовых учреждений.

Негосударственное гарантирование кредитов осуществляется по двум вариантам: первый — в гарантировании принимают участие частные финансовые учреждения, а гарантируют коммерческие банки или страховые компании. Во втором случае гарантия предоставляется обществом взаимного страхования.

В Германии цель государственной поддержки малого и среднего предпринимательства — повышение эффективности и конкурентоспособности этого сектора экономики.

Финансовая помощь малым и средним предприятиям предоставляется по таким направлениям:

Малые и средние компании финансируются в Германии тремя банками: «Кредитный банк возрождения», «Дойче-банк», «Берлинер индустрибанк». В Германии ограничиваются абсолютные размеры ссуд, которые предоставляются малым фирмам. Для мелких производителей их граница составляет — 600 тыс. марок; в розничной торговле —700  тыс. марок; в оптовой торговле — 900 тыс. марок; в промышленности — 1  млн марок.

При этом государство гарантирует кредитному учреждению возвращение 80% предоставленной ссуды. Получение одного вида финансовой помощи не исключает получения других.

В России государственная поддержка малого предпринимательства направлена на обеспечение таких условий, в которых субъекты предпринимательской деятельности имеют возможность развернуть свою деятельность как полноправные участники рыночной экономики.

Закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который определяет общие положения относительно государственной поддержки и развития этого сектора экономики, устанавливает формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Для каждой из отмеченных стран характерны общие черты поддержки и развития малого предпринимательства, а именно:

  1. Наличие специальных правовых актов, которые определяют цель государственной политики и регулируют комплекс вопросов государственной поддержки предпринимательской деятельности.

  2. Развита система специализированных правительственных заведений и организаций с государственным или смешанным капиталом, которые обеспечивают координированное выполнение комплекса заданий относительно поддержки предпринимательства, в частности малого.

  3. Разработка и реализация системы государственных программ финансового, технологического, информационного, консультационного, внешнеэкономического, кадрового содействия малому предпринимательству.

  4. Ассигнование программ поддержки малого предпринимательства из бюджетов разных уровней, создание стимулирующих налоговых инструментов, использование разнообразных форм и методов финансирования, создание специализированных финансовых, кредитных, страховых и инвестиционных инструментов, привлечение частных кредитов и инвестиций в сферу малого предпринимательства путем государственных гарантий, страхования и тому подобное.

  5. Ориентация на непрямые формы поддержки малого предпринимательства, которые не тормозят влияние рыночных механизмов.