6. Выпуск акций и их размещение. Дивидендная политика
Для многих владельцев малого бизнеса преобразование предприятия в акционерное общество и выход его акций на фондовый рынок - голубая мечта. Что же происходит при ее осуществлении? В первичном размещении акций малое предприятие теряет, а не выигрывает! Это ловушка!
Действительно, в первичном размещении акции стоят меньше, чем при последующем обращении. Разница составляет упущенную выгоду предприятия. Вот свидетельство Е. Бригхэма. Удачливое малое предприятие выходит на рынок ценных бумаг со своими акциями, которые в первичном размещении стоят 12 долларов минус 8-процентная комиссия. Итого - 11 долларов. Если во вторичном обращении курс акции поднимается до 15 долларов, то выходит, что само предприятие или его акционеры-учредители недополучили по четыре доллара на каждой акции. Известны случаи, когда во вторичном обращении акции котировались вдвое выше цены первичного размещения.
Следует отметить, что вторичный рынок столь высоко оценивает акции предприятия не потому, что ему удалось между первичным и вторичным размещением достичь каких-либо замечательных успехов. Это типичный технический феномен торговли фондовыми ценностями - «феномен первого дня торговли», когда рынок слишком высоко (и чаще всего неадекватно высоко) оценивает акции предприятия. Их действительно трудно оценить. Ведь когда не выплачивается дивиденд, то к оценке акции невозможно применить классическую формулу «курс акций прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален процентной ставке по альтернативным вложениям», например, по депозиту, по другим ценным бумагам и т. д. Скажем в этой связи пару слов о дивидендной политике.
Выплата дивидендов имеет оборотной стороной медали отвлечение средств от развития предприятия. На первых стадиях его жизни, при бурном наращивании темпов выручки дефицит ликвидности просто снимает с повестки дня вопрос о дивидендах. По мере перехода к зрелости темпы роста выручки несколько снижаются, соответственно, относительно снижаются и финансово-эксплуатационные потребности. Тогда предприятие и начинает выплачивать дивиденды. Инвесторы воспринимают это как свидетельство повышение рыночной стоимости предприятия...
Внимание! Инвесторы могут высоко оценить стоимость начинающего предприятия даже и без выплаты дивидендов. («Шикарный проект, сулящий высочайшую рентабельность».) Но, если уже зрелое предприятие отказывает инвесторам в дивидендах, репутация и стоимость фирмы резко падают.
- ВвеДение
- 1. Основные финансовые параметры предприятия малого бизнеса на различных этапах его жизненного цикла
- 2. Особенности финансового менеджмента малого бизнеса
- 3. Управление формированием финансовых ресурсов, основного и оборотного капитала малых предприятий
- 4. Особенности инвестиционного анализа для малого предприятия
- 5. Рыночная оценка взносов в уставный капитал малого предприятия. Оценка стоимости малого бизнеса
- 6. Выпуск акций и их размещение. Дивидендная политика
- 7. Налогообложение доходов малых предприятий
- 8. Прогнозирование основных показателей малых предприятий
- 9. Финансовое планирование на малых предприятиях
- 10. Финансовая стратегия малого предприятия
- 11. Государственная финансовая поддержка развития малых предприятий
- 12. Методы измерения рисков в малом бизнесе в условиях неопределенности
- Литература