logo
karpilovskii_dmitrii_bitkoin_blokchein_i_kak_zarabotat_na_kr / Bitkoin-blokcheyn

Этапы ico

Как проходит ICO? Как токены попадают на рынок?

Идея. Команда решает воплотить инновационную идею по применению блокчейн.

Исследования. Для выяснения ряда вопросов команда нанимает специалистов. Данные вопросы, как правило, касаются:

• технологий (т. е. что нужно для технической инфраструктуры нового решения для блокчейна);

• общих бизнес-данных (рынок, целевая аудитория, спрос);

• потенциала команды;

• требований ICO по запуску.

На основании этих данных специалисты и команда принимают решение о стратегии запуска ICO.

White paper. Команда приступает к разработке White paper, который представляет собой подробный документ, описывающий проект. По завершении разработки White paper предлагается инвесторам для ознакомления (подробнее об этом см. ниже).

Маркетинг. ICO предлагается определенной целевой аудитории: инвесторам, трейдерам, консультантам. Они дают обратную связь, анализируя проект. Затем команда выходит на более широкую аудиторию рынка.

Предварительная продажа (pre-ICO). Токены могут продаваться некоторым инвесторам в частном порядке.

Основная работа и планирование. Корректировка планов по развитию технологий, адаптация бизнес-плана и многое другое.

Предложение. Команда предлагает ICO широкой аудитории. Проект продвигается на социальных площадках (Facebook, Reddit, Telegram, Slack, Medium), команда проводит презентации продукта, участвует в конкурсах и конференциях и т. д.

Продажа токенов. На веб-платформах размещаются токены для продажи инвесторам проекта.

Реструктуризация. Команда собирает первые доходы, затем адаптирует финансовый план и продолжает вносить коррективы в остальные аспекты деятельности.

Запуск проекта. Проект запускается и интегрируется в рынок.

Отметим, что ICO – достаточно рисковый инструмент инвестиций: инвестор не может быть полностью уверенным, что проект «выстрелит» и его вложения окупятся. В этой ситуации путеводной нитью инвестора станет White paper – ключевой документ, который позволяет инвестору составить целостное представление о перспективности стартапа.

White paper

White paper является основным официальным документом в любом ICO и содержит ключевую информацию об инвестиционном предложении. Это подробный документ, в котором описывается весь ICO-проект: продукт, рынок, бизнес-план, команда, необходимые инвестиции и их распределение, доли и т. д.

Как правило, White paper содержит следующие разделы:

– проблема;

– решение;

– описание продукта или услуги;

– способы реализации токена;

– команда;

– выпуск токенов и перспективы.

Проблема. White paper содержит формулировку проблемы криптоэкономики или определенных секторов традиционной экономики, которую стремится решить проект. Как правило, она касается узкого сегмента рынка или даже конкретной ниши. Соответственно, инвестор сможет понять, какую конкретно цель преследует проект.

Решение. В данном разделе рассказывается о способе решения проблемы, т. е. о принципах функционирования разрабатываемой технологии, которая может изменить определенный аспект экономических отношений.

Описание продукта или услуги. Техническое описание проекта и его разработки в перспективе называется Road Map («дорожная карта»). Команда демонстрирует продуманный план на ближайшее время, где в числе прочего – первые пользователи, начальная клиентская база, прототип и бета-запуск. Большим преимуществом White Paper будут уже закрытые цели дорожной карты, что поспособствует доверию инвесторов.

Способы реализации токенов. В данном разделе указываются планы использования активов, однако некоторые стартапы при ICO нечетко представляют данный пункт, что приводит к определенного рода подозрениям у инвесторов и, как следствие, к отказу в финансировании. При этом растут опасения, что команда будет играть на разнице в цене токена при начале свободной торговли. Этот риск важно учитывать при принятии решения об инвестировании в ICO.

Команда. Если в составе команды есть сильные специалисты, добившиеся определенного успеха в прошлом, а также имеющие опыт в блокчейн-технологиях, это является важным конкурентным преимуществом. Таким образом, даже с не самой выдающейся идеей отличная команда может успешно запустить проект.

Выпуск токенов и перспективы. В этом разделе мы расскажем о начале продажи токенов, о платформах, на которых будет происходить продажа, а также об ожиданиях роста проекта на рынке, об увеличении стоимости токенов и об иных перспективах, которые важно принять во внимание инвестору. Этот пункт является крайне важным, поэтому инвестору желательно также получить исчерпывающую информацию по следующим аспектам:

• распределение токенов. Для инвестора запланированное распределение токенов – это четкий показатель того, что бизнес-модель компании и финансовый план были хорошо проработаны. Потенциальным инвесторам желательно понимать затратную часть компании и ее структуру. Это помогает оценить, насколько устойчива финансовая модель проекта (например, Х токенов пойдет на рекламные затраты, Y токенов – доля советников и т. д.);

• противодействие крупным игрокам. Существует риск, что проектом будут манипулировать слишком крупные инвесторы, вложившие в него значительные средства. Поэтому для других инвесторов желательно наличие в проекте политики, препятствующей появлению крупных игроков рынка;

• доля токенов у создателей проекта. Оптимальный формат доли токенов у создателей проекта для инвестора – это 10–20 %. Если у создателей проекта больше 20 % токенов, то они становятся большим стейкхолдером (заинтересованная сторона, имеющая право доли). И возникают некоторые факторы риска: манипуляции на рынке, инсайдерские сделки и проч.