Тема 13. Правовое регулирование государственного страхования
1. Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы Российской Федерации. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования и собственно страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.
Социальное страхование подразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное социальное страхование и негосударственное социальное страхование. В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации первый из названных видов социального страхования гражданам России гарантируется, второй — поощряется.
Вторая форма страхования — собственно страхование, связанное с непредвиденными чрезвычайными событиями.
Страхование определяется как «обеспечение от возможного ущерба путем периодических взносов специальному учреждению, которое выплачивает денежное возмещение в случае такого ущерба».
В экономическом аспекте страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.
С материальной точки зрения в ходе страхования создаются денежные (материальные) фонды специализированных учреждений — страховщиков, используемые для возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями, несчастными случаями, а также в связи с наступлением определенных событий.
Характерными чертами страхования являются: 1. Не постоянный, а вероятностный характер отношений. При страховании нельзя заранее предусмотреть ни время наступления страхового случая (определенного события, с которым связано возмещение потерь страхователю), ни размер причиненных убытков. 2. Возвратность средств. Страховые платежи после объединения их в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов за услуги страховой компании) выплате самим же страхователям. Размер выплат конкретному страхователю при данной форме страхования (в отличие от социального) может зависеть не только от величины потерь, но и от условий конкретного страхового договора, например от размера страховых платежей, срока договора и т.д. Возврат средств, согласно среднестатистическим данным, осуществляется, как правило, по истечении пяти — десяти лет после их внесения. 3. Строго очерченный (замкнутый) характер перераспределительных отношений. Перераспределительные отношения при страховании заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая, распределяется между всеми участниками этих отношений. 4. Целевое использование создаваемого фонда.
Предупредительная функция страхования заключается в том, что страховые компании вправе использовать временно свободные средства страхователей на проведение широкой системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытков страхователей. Восстановительная (защитная) функция страхования проявляется в том, что в случае наступления страхового случая и выплаты определенной, обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение (восстановление) потерь, понесенных юридическими или физическими лицами. Страхование может выполнять и сберегательную функцию. Это происходит тогда, когда оно используется как средство обеспечения защиты не только личных и имущественных потерь, но и самих денежных средств, вложенных в качестве страховых платежей. Контрольная функция как основная функция финансов присуща и страхованию. Она проявляется в том, что страховые платежи аккумулируются в страховой фонд на строго определенные цели, используются в строго определенных случаях и строго определенным кругом субъектов.
3. В России существуют различные виды страхования. При классификации страхования могут быть использованы разнообразные критерии.
Если в основу классификации положен организационный признак, то страхование в условиях создания страхового рынка подразделяется на: внутреннее (ограниченное), внешнее и смешанное. По основаниям возникновения страховых отношений страхование можно подразделить на обязательное (в силу закона) и добровольное (в силу соглашения).
Обязательное страхование может осуществляться как за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации (обязательное государственное страхование), так и за счет страхователей.
При классификации страхования в литературе используют и такой критерий, как объект страхования. В соответствии с этим критерием страховые отношения подразделяются на:
— имущественное страхование (страхование материальных ценностей),
— личное страхование (жизнь, здоровье, трудоспособность);
— страхование ответственности а страхование предпринимательского
риска.
Имущественное страхование, в свою очередь, подразделяют по роду
опасности на следующие виды:
— страхование от огня и других стихийных бедствий таких объектов, как строения, сооружения, оборудование, домашнее имущество и т. П.;
— страхование сельскохозяйственных культур от засухи и других стихийных бедствий;
— страхование на случай падежа или вынужденного забоя животных;
— страхование от аварий, угона и других опасностей средств транспорта. Добровольное страхование возникает на основании договора имущественного или личного страхования, заключаемого гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). Гражданский кодекс РФ в ст. 929 закрепляет легальное определение договора имущественного страхования, а в ст. 934 — определение договора личного страхования.
- Содержание:
- Тема 1. Финансовое право. Предмет и метод
- Тема 2. Финансовая система государства, система финансового права, институты финансового права
- Тема 3. Финансовый контроль в Российской Федерации
- Тема 4. Бюджетное законодательство, бюджетное устройство. Особенности бюджетного процесса в Российской Федерации
- Тема 5. Правовой режим формирования и использования внебюджетных фондов в Российской Федерации
- Тема 6. Правовые основы налоговой системы. Структура, принципы налогообложения, система налогообложения в Российской Федерации
- Тема 7. Доходы физических лиц как объекты налогообложения
- Тема 8. Порядок взимания акцизов на территории Российской Федерации
- Тема 9. Налоговая служба Российской Федерации
- Тема 10. Ответственность в налоговых отношениях. Порядок привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства
- Тема 11. Правовое регулирование государственного кредита
- Тема 12. Правовое регулирование государственных доходов и государственных расходов
- Тема 13. Правовое регулирование государственного страхования
- Тема 14. Банковско-кредитная деятельность
- Тема 15. Правовые основы денежного обращении в Российской Федерации
- Тема 16. Валютное регулирование и валютный контроль. Валютные операции
- Список использованной литературы: