logo
ответы 15-18,36-38

36. Метод учета и калькулирования полной себестоимости

С точки зрения полноты включения затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) различают методы калькулирования полной и неполной (ограниченной, «усеченной») себестоимости.

В зависимости от состава затрат различают:

Полная себестоимость (коммерческая) - выраженная в денежной форме совокупность всех затрат предприятия на производство и реализацию продукции.

Стратегический управленческий учет предпочитает пользоваться данными полной себестоимости, так как постоянные затраты в длительном периоде времени принимают характер переменных. Кроме того, и в краткосрочном периоде расчет полной себестоимости необходим для оценки запасов и измерения прибыли организации, а в ряде случаев и при принятии решений по ценам.

Метод калькулирования полной себестоимости предполагает разделение всех текущих издержек производства на две катего­рии: прямые и косвенные. Прямые издержки непосредственно относятся к объекту калькулирования. В их число принято включать следующие статьи прямых затрат: сырье и основные мате­риалы; покупные изделия и полуфабрикаты; заработную плату производственных рабочих; силовую электроэнергию. Косвенные издержки - это затраты, связанные с производством нескольких видов продукции. Эти затраты относятся на каждый вид продук­ции согласно принятой базе (например, пропорционально трудо­емкости изделий, пропорционально затратам электроэнергии, времени работы машин и др.). Основными статьями косвенных затрат являются: общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы.

При методе полной себестоимости классификация затрат на затраты на продукт и затраты на период (периодические) может использоваться только в отношении управленческих расходов в случае специальной оговорки в учетной политике. В данном случае расходы отчетного периода списываются на счет 90.

При методе полной себестоимости в качестве промежуточного показателя прибыли (дохода) используется показатель «Валовая прибыль», который равен разнице между объемом продаж и цеховой себестоимостью (или производственной себестоимостью).

Формирование прибыли от реализации в данном случае производится по схеме:

Выручка

Вычитаются производственные затраты на проданную продукцию (включая постоянные производственные расходы)

Валовая прибыль

Вычитаются управленческие расходы

Вычитаются коммерческие расходы

Прибыль от реализации

Проводки:

Для начала находится производственная себестоимость (реализ. продукции)

Д20 К10,70,69,25 (и постоянные и переменные)

Д43 К20

Находится валовая прибыль = Выручка-производственная себестоимость продукции (реализ. продукции)

Списываются коммерческие и управленческие расходы

Д90.2 К44 (постоянные и переменные)

Д90.2 К26

Находится прибыль от реализации = Валовая прибыль – коммерческие –управленческие

Одной из важнейших задач управленческого учета является калькулирование себестоимости продукции. Себестоимость продукции -это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции (работ, услуг) предприятия складывается из затрат, связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Себестоимость продукции является качественным показателем, в котором концентрированно отражаются результаты хозяйственной деятельности организации, ее достижения и имеющиеся резервы. Чем ниже себестоимость продукции, тем больше экономится труд, лучше используются основные фонды, материалы, топливо, тем дешевле производство продукции обходится как предприятию, так и всему обществу.

В себестоимость продукции, в частности, включаются:

1) затраты труда, средств и предметов труда на производство продукции на предприятии. К ним относятся: затраты на подготовку и освоение производства; затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы по контролю производственных процессов и качества выпускаемой продукции; расходы, связанные с изобретательством и рационализацией; расходы по обслуживанию производственного процесса, обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности; расходы, связанные с набором рабочей силы, подготовкой и переподготовкой кадров; отчисления на государственное социальное и обязательное медицинское страхование; расходы по управлению производством и др.;

2) расходы, связанные со сбытом продукции: упаковкой, хранением, погрузкой и транспортировкой (кроме тех случаев, когда они возмещаются покупателем сверх цены на продукцию); оплатой услуг транспортно-экспедиционных и посреднических организаций, комиссионными сборами и вознаграждениями, уплачиваемыми сбытовым и внешнеторговым организациям; расходы на рекламу, включая участие в выставках, ярмарках и др.;

3) расходы, непосредственно не связанные с производством и реализацией продукции на данном предприятии, но их возмещение путем; включения в себестоимость продукции отдельных предприятий необходимо в интересах обеспечения простого воспроизводства (отчисления на покрытие затрат по геологоразведочным и геолого-поисковым работам, на рекультивацию земель; плата за древесину, отпускаемую на корню, а также плата за воду).

Кроме того, в себестоимости продукции (работ, услуг) отражаются, также потери от брака, от простоев по внутрипроизводственным причинам, недостачи материальных ценностей в производстве и на складах в пределах норм естественной убыли, выплата пособий в результате потери трудоспособности из-за производственных травм (на основании судебных решений).

Следует отметить, что в системах финансового и управленческого учета подходы к формированию себестоимости различны.

В управленческом учете себестоимость формируется для того, чтобы управляющий имел полную картину о затратах. Поэтому в системе данного учета могут использоваться различные методы расчета себестоимости (в зависимости от того, какая управленческая задача решается). В калькулировании могут участвовать даже те затраты, которые не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в финансовом учете.

Информация об издержках, собранная в рамках бухгалтерского финансового учета, позволяет, в конечном счете, сформировать прибыль от реализации продукции, работ, услуг в целом по предприятию. Себестоимость каждого изделия, работы, услуги в этой учетной системе не показывается вовсе или рассчитывается усреднение. В рамках всего предприятия учет и списание затрат на себестоимость могут быть выполнены корректно с точки зрения налогообложения, но информация о структуре отдельных видов продукции при этом может быть искажена. Для целей финансового учета такая картина вполне приемлема.