logo
система гос

Признаки и функции

Государство всех времен и типов характеризуется рядом устойчивых, общеисторических признаков и функций. К ним относятся: обязательное формирование правящих сил на той или иной социальной и классовой основе; наличие характерной политической организации — политической системы, структур центральной и периферийной власти и отношений между ними; обязательное расширение государственной территории в связи с осуществлением его внешнеполитических функций; ряд обязательств перед страной и народом: поддерживать внутренний мир и порядок, защищать подвластную территорию, регулировать классовые, социальные, национальные, экономические отношения, преследовать цели общего блага; ряд монопольных прав: монополия неэкономического принуждения, исключительное право издавать обязательные для всех законы.

едущие школы и направления в

теории гос. управления.

Государственное управление стоит перед дилеммой в своих попытках создать всеохватывающую теорию государственного управления, которая бы синтезировала

рациональные подходы прежде сформированных теорий и оказывала содействие повышению его эффективности. Г. Мескон выделяет четыре основных подхода в развития теории и практики управления1: школы в управлении; процессный подход; системный подход; ситуационный подход.

Первое направление, которое названное школой в управлении, содержит ряд подходов, характерных для разных школ, а именно: • подход с точки зрения научного управления — школа научного управления (1885—1920); • административный подход — классическая или административная школа в управлении (1920—1950); • подход с точки зрения человеческих отношений — школа человеческих отношений (1930—1950); • подход с точки зрения поведения — біхевіористична школа (1950 — по сей день); • подход с точки зрения количественных методов — школа науки управления, или количественный подход (1950 — кінець 1960); • подход с точки зрения “чувствительной” администрации, полицентризма, “плоских” структур. Школа научного управления (Ф.У. Тейлор, Ф. Гілберт, Л. Гілберт, Г. Гантт) обеспечила использование научного анализа для определения наилучших способов достижения необходимых результатов, ввела понятие хронометража во исполнение работы, анализ операций, которые выполняются, учитывала человеческий фактор, акцентировала внимание на важности подбора кадров. Научное управление также признавало необходимость обособления управленческих функций от фактической производственной деятельности.

Основателем американской науки управления принят считать Фредеріка Тейлора. Ошибки теории Тейлора — игнорирования блага лиц, которые выполняют работу, и моментов личного характера — старался преодолеть в теории организации работы другой основоположник этой науки, американский инженер Г. Эмерсон. Обе концепции исследований в области организации работы — концепция Тейлора и концепция Эмерсона — касаются вопросов управления частным предприятием. Первым, кто обратил внимание на возможность и необходимость применения достижений новой науки в деятельности органов государственного управления, был француз Анрі Файоль, сформулировал принципы правильног функционирования органов управления. Он изложил их в 14 пунктах: распределение работы; авторитет руководства; внутренняя дисциплина; единство руководства; единство издания распоряжений; подчинения индивидуальных интересов более общим интересам; вознаграждение; централизация; внутренняя иерархия; порядок; равенство прав и обязанностей; стабильность персонала; требование выявления инициативы административным персоналом; единения персонала.

Формулирования этих принципов управления есть основным взносом классической теории. Теория бюрократии- рационально организованную систему управления, в которой дела решают компетентными служащими на надлежащему профессиональному равные и в полном соответствии к законам и другим правилам. Школа человеческих отношений - Основной акцент было направлено на организацию как человеческую систему, на социологические и социально-психологические аспекты поведения его сотрудников, заинтересованность в таких новых аспектах управления, как мотивация, лидерство, коммуникация или динамика группы.