5. Финансы в общественном воспроизводстве
Важнейшей стадией воспроизводственного процесса является производство, от состояния которого, прежде всего, зависит экономический рост. Не менее важной является и стадия распределения – ошибки в распределении национального дохода, неоправданное увеличение, например, фонда потребления, с одной стороны, создает условия для увеличения потребностей в производстве товаров и услуг, но с другой стороны – сужает возможности делать это на новой технологической основе в связи со снижением доли фонда накопления, направляемого на инвестиции, т.е. на обновление производственного аппарата. В свою очередь нарушение в сфере обмена может привести к разрыву хозяйственных связей между предприятиями, что будет отрицательно воздействовать на сферу производства. Именно это и произошло в России из – за нарушений в сфере обмена вследствие распада бывшего СССР и не продуманной приватизации, приведшей к ликвидации отдельных производственных комплексов без соответствующего налаживания новых обменных связей.
В воспроизводстве, как едином экономическом процессе, участвуют различные экономические субъекты (экономические единицы):
домашние хозяйства;
хозяйствующие субъекты (фирмы);
государство.
Все они потребляют множество экономических (материальных и денежных) ресурсов, получают доходы и несут определенные расходы, т.е. имеют определенные бюджетные ограничения. Основными доходами домашних хозяйств является оплата труда в форме заработной платы и ряд других доходов (процентный, от сдачи имущества в аренду, дивиденды и т.д.). Эти средства расходуются на приобретение потребительских товаров и услуг, оплату жилья, отдых, лечение, и, к сожалению, пока очень ограниченно используются для накопления (срочных вкладов, депозитов, приобретения акций и облигаций).
До настоящего времени в отечественной финансовой науке практически отрицалась роль домашних хозяйств в системе финансов, поскольку в условиях бывшего СССР их доходы ограничивались фондом заработной платы, а имеющиеся крайне скудные сбережения через систему Сбербанка непосредственно становились источником покрытия дефицита госбюджета. В условиях рынка, постепенного роста среднего класса, появления финансовых инструментов, доступных значительной части населения, укрепление доверия к коммерческим банкам и другим финансовым инструментам роль финансов домохозяйств значительно расширится, т.к. свободные активы по сути дела имеются только в этом секторе экономики. В качестве альтернативы отметим, что к концу ХХ в. из общих источников поступления средств в американскую экономику, составивших – 76,079 трлн дол., на домашние хозяйства пришлось 30,121 трлн, финансовый рынок – 31,759 трлн, правительство США – 31.759 трлн, компании нефинансового профиля – 7,221 трлн. Достаточно яркий пример ответа на вечный вопрос :»Где деньги?».
Хозяйствующие субъекты (фирмы) получают доход от продажи продукции и услуг как домашним хозяйствам, так и другим фирмам, получая определенную экономическую выгоду в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящую к росту собственного капитала. Одновременно они несут определенные расходы, уменьшающие их экономические выгоды в результате выбытия определенных активов (денежных средств, иного имущества). Разница между всеми доходами и всеми расходами предприятия формируют прибыль до налогообложения, а после уплаты налогов создается нераспределенная прибыль, которая может использоваться на накопление и потребление.
Соответственно государство как экономический субъект в силу своих властных полномочий устанавливает налоги, формирует свои доходы за счет налоговых платежей, сборов, отчислений и расходует их для создания общественных благ, т.е. несет определенное бремя расходов для удовлетворения общественных нужд – содержание армии, служб общественного порядка, администрации, судов, оказания медицинских услуг и социальной поддержки и т.д.
Таким образом, доходы и расходы имеются у всех экономических субъектов воспроизводственного процесса, т.е. все они имеют своеобразные «бюджеты», состоящие из доходной и расходной частей. При этом у одних участников возникает профициты этих бюджетов, у других дефициты. Это создает объективную необходимость перераспределения сформировавшихся денежных средств, что и осуществляется с помощью финансов в широком понимании этого термина.
Все доходы субъектов экономических отношений в процессе воспроизводства делятся на первичные и вторичные, получаемые уже после перераспределения первичных доходов. Они образуются:
у предприятий в форме прибыли, остающейся в их распоряжении, и амортизационных отчислений (чистый денежный поток);
у работников (домохозяйств) в форме чистой оплаты труда, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда «бюджетникам», выплат из внебюджетных фондов социального направления;
у государства в форме перераспределенных доходов предприятий и населения в бюджет и внебюджетные фонды.
Процессы формирования и использования доходов субъектов воспроизводственного процесса сопровождаются распределением и перераспределением этих доходов, необходимыми для регулирования экономики в условиях рыночных отношений при помощи финансов в широком понимании этого слова. Упомянутые выше профициты бюджетов, возникающие у отдельных экономических субъектов, перераспределяются с помощью:
государственных финансов (часть доходов аккумулируется в бюджете и внебюджетных фондах в форме налогов и сборов);
финансовых посредников (коммерческих и сберегательных банков, кредитных союзов, частных пенсионных фондов, инвестиционных фондов и компаний, страховых компаний и т.д.) на основе добровольного взаимовыгодного перераспределения средств;
финансового рынка, на котором осуществляется обмен свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств на активы (финансовые требования и ценные бумаги), приносящие доход.
Таким образом, в процессе перераспределения участвуют как государственные финансы, финансовые посредники, так и непосредственно хозяйствующие субъекты и домохозяйства, вкладывая свои свободные денежные средства в ценные бумаги или предоставляя их взаймы другим хозяйствующим субъектам, испытывающим дефицит своего бюджета. В воспроизводственном процессе, тесно переплетаются денежные, кредитные и финансовые отношения, при этом на макроуровне процесс властного перераспределения осуществляется с помощью государственных финансов, поэтому они и являются перераспределительной категорией.
Для осуществления процесса производства необходимо сформулировать капитал и авансировать его в разнообразные активы, нужные для осуществления производства. Возникают различные риски, требующие использования финансовых инструментов для их снижения. При длительном цикле производства процессу распределения и обмена предшествует уплата налогов, т. е. по времени процессы производства и и распределения могут не совпадать. Таким образом, вывод, что финансовые отношения возникают только на стадии распределения, далеко не однозначен; уже на стадии производства появляется широкий круг финансовых отношений. На условной стадии обмена используются различные финансовые инструменты для заключения сделок (контрактов) по поводу обмена различными видами активов и рисков. Следовательно, при широком понимании термина «финансы» они здесь также явно присутствуют.
- 1. Сущность и функции финансов
- 2. Финансовая система
- 7. Управление финансами
- 8. Государственный Финансовый контроль
- 6. Финансовая политика
- 14. Бюджет и бюджетное устройство
- 16.Принципы бюджетного устройства
- 15. Бюджетная система страны
- 17.Консолидированным бюджетом
- 18. Федеральный бюджет
- 19. Формирование федерального бюджета
- 34. Налоговая система рф
- 33. Виды налогов
- 41. Сущность и назначение внебюджетных
- 53. Сущность страхования и формы организациии страхового фонда
- 54. Экономическая сущность страхования, его необходимость и функции
- 55.Виды и формы страхования. Системы страхования
- 1. Личное страхование
- 2. Имущественное страхование
- 3. Страхование ответственности
- 4. Страхование предпринимательских рисков
- 44. Сущность и назначение финансов предприятия
- 50. Прибыль
- 23. Сущность бюджетирования,
- 50.Прибыль организации
- 50.Прибыль — это важнейшая экономическая
- 13. Государственные и местные бюджеты:
- 27. Бюджетный дефицит
- 34. Налоговая система Российской Федерации
- 28. Государственный кредит: сущность и функции
- 30. Управление государственным кредитом
- 29. Государственный внешний и внутренний долг
- 3. Возникновение финансов
- 52. Финансы некоммерческих организаций
- 25. Исполнение бюджетов
- 31. История налогообложения
- I. История возникновения и развития налогов и налогообложения в дореволюционной России
- II. История развития налогов и налогообложения в ссср. Становление налоговой системы современной России
- 37. Оптимизация налогообложения
- 38. Понятие и содержание налогового планирования
- 39. Налоговый контроль в системе государственного финансового контроля
- Значение контроля для государства
- 40. .Общие принципы налогообложения зарубежных стран
- 4.3.Местные налоги .
- 45. Финансовые ресурсы предприятия и их структура
- 47. Особенности финансов предприятий различных организационно-правовых форм собственности
- 48. Источники формирования и структура финансовых ресурсов предприятий
- 49. Показатели финансовой деятельности предприятия
- 46. Основные принципы организации финансов предприятий.
- 51.Роль финансового менеджмента в повышении деятельности предприятия
- 56. Финансовые основы страховой деятельности
- 59. Портфель (финансы)
- 5. Финансы в общественном воспроизводстве
- 9. Внутрифирменный финансовый контроль
- 10.Понятие и структура централизованных финансов
- 11. Экономическое содержание бюджета государства
- 12. Государственный бюджет: понятие, методы формирования, функции, доходы и расходы.
- 21. Формирование региональных бюджетов
- 22. Местные бюджеты российской федерации
- 2.1 Источники формирования местных бюджетов
- 26. Сбалансированность бюджета, дефицит и профицит бюджета Дефицит и профицит бюджета
- Сбалансированность бюджета: понятие и условия
- 43. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их распределение между бюджетами
- 4. Финансовая политика россии в современных условиях
- 28. Классификация государственных займов.