2 Виды финансовых планов.
Результатом финансового планирования являются различные финансовые планы. Финансовый план – это особый вид плана, показатели которого всегда отражаются в денежном выражении и обосновывают движение финансовых ресурсов на определенный период, обеспечивая нормальную деятельность субъектов хозяйствования и их непрерывное функционирование. Финансовые планы различаются по ряду параметров.
По степени принуждения к исполнению: обязательные (директивные) и индикативные (близкие к прогнозам, «советующие»).
В зависимости от горизонта планирования: долгосрочные (перспективные) – на 5 и более лет; среднесрочные – на 2-3 года; краткосрочные (текущие) – на 1 год и оперативные (их можно рассматривать как детализацию годового плана).
По способу разработки и исполнения: твердые планы и скользящие (ежегодно уточняются).
По географической зоне применения: на общенациональном уровне и ниже существуют планы государственные, национальные, региональные, отраслевые и планы предприятий. На наднациональном уровне выше общенационального действуют наднациональные планы государств, входящих в различные союзы. Они являются индикативными и охватывают некоторые стратегические показатели (инвестиции, цены, производство, занятость, внешняя торговля).
Внутрифирменное (корпоративное) финансовое планирование опирается на финансовую политику предприятия, разработанную им финансовую стратегию и одновременно учитывает требования финансовой, в том числе налоговой и денежно-кредитной, политики государства. Действующие отечественные предприятия самостоятельно определяют виды и периодичность разрабатываемых финансовых планов.
Финансовый план хозяйствующего субъекта – это плановый документ, отражающий объем поступления и расходования денежных средств на текущий (до одного года) и долгосрочный период. Он может составляться в форме баланса доходов и расходов или бюджета, а в некоммерческих организациях – в форме сметы.
Бюджет – финансовый план, отражающий расходы и поступления средств по текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В практике управления финансами предприятия используются два основных вида бюджета – текущий и капитальный. Текущий бюджет составляется на срок до одного года и охватывает операционную деятельность предприятия. Капитальный бюджет связан с инвестиционной деятельностью и рассчитан на более длительный период.
Для обоснования отдельных статей финансового плана на предприятии составляются сметы. Смета – форма планового расчета, определяющая потребность предприятия в денежных ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей.
Для определения финансового потенциала на текущий и долгосрочный периоды предприятие вправе разрабатывать финансовые планы нескольких видов: расчетный баланс доходов и расходов, кредитный план, инвестиционный план, валютный план, план движения денежных средств по видам деятельности, кассовый план, платежный календарь, график безубыточности и др.
Расчетный баланс доходов и расходов (годовой финансовый план) состоит из двух разделов и представляет интерес для собственников предприятия и инвесторов.
В первом разделе плана «Доходы и поступления» отражаются прибыль, амортизационные отчисления, поступления от выпуска ценных бумаг, внешние источники финансирования инвестиционной деятельности (кредиты, целевое финансирование, средства, поступающие от других предприятий в порядке долевого участия в инвестиционных проектах).
Во втором разделе «Расходы и отчисления» показывается распределение чистого дохода предприятия, привлеченных и заемных средств на цели расширенного воспроизводства, приобретение ценных бумаг, выплату дивидендов владельцам ценных бумаг, эмитированных и реализованных предприятием, образование резервных фондов, оказание социальной поддержки работникам предприятия.
Взаимоотношения с бюджетной системой отражаются в доходах и расходах плана или выделяются в самостоятельный третий раздел.
К балансу прилагаются расчеты прибыли, амортизационных отчислений, сметы затрат на производство и реализацию продукции, распределения прибыли и т.д.
План движения денежных средств по видам деятельности позволяет заранее предусмотреть меры финансового характера по привлечению денежных средств или сокращению расходов в случае появления дефицита наличности. Этот план составляется на год с поквартальной и даже помесячной разбивкой. В отличие от годового финансового плана он предусматривает поступления денежных средств из всех источников и все затраты: на производство и реализацию продукции, инвестиции, социальное развитие, уплату налогов и др.
Платежный календарь – эффективный инструмент ежедневного управления движением денежных средств предприятия. Он состоит из двух разделов: «Предстоящие расходы и платежи» и «Предстоящие поступления денежных средств». В первом разделе отражаются все расходы и платежи, проходящие через расчетный, спецссудный или контокоррентный счета в банке: уплата просроченных сумм поставщикам, банкам, бюджету, срочные платежи по заработной плате, поставщикам, налоги по наступающим срокам, расходы на инвестиции и все другие затраты. Во втором разделе календаря указываются планируемые источники покрытия затрат: переходящие остатки средств на расчетном счете, кредитовое сальдо на спецссудном или контокоррентном счете, выручка от реализации продукции и иных ценностей, поступления дебиторской задолженности покупателей, финансовая помощь, займы, кредиты банков и др. В платежном календаре доходы и расходы должны быть сбалансированы, либо поступление денежных средств должно превышать их расходование.
Стратегическое планирование – процесс определения целей организации, ресурсов для достижения этих целей и политики, направленной на приобретение и использование этих ресурсов. Стратегический план составляет коммерческую тайну предприятия.
Стратегический финансовый план устанавливает важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства. Он является главной формой реализации целевых установок, стратегии инвестиций и предполагаемых денежных накоплений.
Результатом процесса стратегического планирования является так называемая «система планов», включающая четыре вида взаимосвязанных планов:
1) основные направления развития – документ, фиксирующий стратегию достижения генеральных целей и основные направления хозяйственной деятельности;
2) перспективный план, который включает планы будущего совершенствования продукции и услуг, а также перехода к производству нового поколения реализуемой продукции;
3) краткосрочный (производственный) план, разработанный обычно на один год и охватывающий в основном текущую деятельность;
4) специальные планы, конкретизирующие такие цели, как создание нового оборудования, разработку новой продукции, проникновение на новые рынки, внедрение новых технологий.
Каждый из планов системы должен содержать механизм адаптации, позволяющий приспосабливаться к изменяющимся условиям.
В условиях экономической нестабильности и инфляционных ожиданий предприятия сталкиваются с трудностями прогнозирования и планирования будущего. Поэтому главное внимание субъекты хозяйствования уделяют текущему (краткосрочному) планированию, что предполагает разработку:
- финансового плана основной деятельности, с помощью которого обосновывается прибыль от реализации продукции и ее распределение;
- финансового плана непрофильной деятельности, для которого требуется расчет доходов и расходов, а также прибыли или убытка от этой деятельности;
- плана обеспечения ликвидности, в основе которого лежит определение резерва ликвидных средств;
- оперативных финансовых планов (платежного календаря, кассового плана);
- кредитного, валютного и налогового планов.
Для отечественных предприятий актуальными остаются стратегические цели, выбор вариантов вложения средств и источников финансирования затрат, необходимость предвидеть влияние внешних факторов и стремление учитывать при планировании все имеющиеся возможности и случайности.
- Тема 1: Социально-экономическая сущность и функции финансов
- Тема 2: Финансовая система государства.
- 1 Понятие финансовой системы государства
- 2 Содержание финансовой политики.
- Тема 3: Содержание и особенности организации финансов организаций.
- 5 Финансовый менеджмент на предприятии
- 1.Содержание и принципы организации финансов организаций.
- 2 Состав и основные формы финансовых отношений на предприятии
- 3 Содержание финансовой работы на предприятии
- 4 Финансовая служба в системе управления предприятием
- 5 Финансовый менеджмент на предприятии
- Тема 4. Управление финансами
- 2 Органы управления финансами, их задачи и функции
- 3 Виды, формы, методы финансового контроля
- Тема 5. Государственный бюджет
- 1 Экономическое содержание и функции бюджета
- 2 Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь, принципы ее построения
- 3 Доходы и расходы бюджета. Дефицит бюджета и источники его финансирования
- 4 Бюджетный процесс и его стадии. Роль и функции государственного казначейства.
- 5. Роль и функции государственного казначейства
- 6. Причины образования и особенности формирования и использования государственных целевых фондов. Формирование и использование средств государственных целевых фондов.
- Формирование и использования средств целевых бюджетных фондов
- 7 Государственный долг, его содержание и виды
- 8 Методы управления государственным долгом
- Тема 7. Финансы страхования
- 2 Фонды страхования
- 3 Основные понятия страхования
- 4 Функционирование страхового рынка в Республике Беларусь
- Основы государственного социального страхования в Республике Беларусь
- Тема 8. Финансовые результаты деятельности организаций
- 1 Денежные расходы предприятия, их классификация и источники финансирования.
- 2 Планирование и прогнозирование затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
- 3 Механизм управления затратами на предприятии. Оптимизация структуры затрат предприятия.
- 4 Состав и структура денежных поступлений и доходов организации.
- 5 Выручка от реализации продукции (работ, услуг), основные направления ее планирования и распределения.
- 6 Понятие прибыли, ее состав и направления использования.
- 7 Планирование и прогнозирование прибыли.
- 8 Система показателей рентабельности и методика их расчета. Пути повышения уровня рентабельности.
- Тема 9. Налогообложение организаций
- 1 Понятие и состав налогов и сборов, взимаемых на территории Республики Беларусь.
- 2 Методика расчета основных налогов и сборов.
- 1 Налог на добавленную стоимость
- 3 Основы управления налогами в организациях в действующей налоговой системе.
- 4 Ответственность плательщиков за нарушение налогового законодательства.
- Тема 10 Инвестиции в оборотные средства.
- 1 Понятие инвестиций. Сущность капитальных вложений, их структура
- 2. Методы и источники финансирования инвестиций в основные фонды.
- 3. Управление инвестиционной деятельностью организации.
- 4. Понятие оборотных средств и их классификация
- 5. Источники формирования оборотных средств и их пополнения
- 4. Эффективность использования оборотных средств
- Тема 11 Капитал организации и его формирование
- 1 Экономическая сущность и структура капитала организации.
- 2 Собственный и заемный капитал.
- 3 Эффект финансового рычага
- 4 Цена капитала и способы ее определения
- Тема 12 Организация финансового планирования в организации
- 1 Сущность, задачи и основные методы финансового планирования
- 2 Виды финансовых планов.
- Тема 13 Финансовый анализ и контроль в организации
- 1 Назначение финансового анализа в организации, его объекты, классификация и методы.
- 2 Понятие финансового состояния организации и показатели, его характеризующие.
- 3 Организация финансового контроля в организации
- Тема 14. Финансы организаций торговли
- Тема 15. Финансовый рынок в экономической системе общества
- 1 Сущность финансового рынка.
- 2 Основные сегменты финансового рынка.
- 3 Функции финансового рынка в экономике.
- Тема 17 Рынок ценных бумаг как важнейшая составная часть финансового рынка
- 1 Сущность рынка ценных бумаг, его функции и роль в финансово-кредитной сфере.
- 2 Основные классификации рынков ценных бумаг
- 3 Ценные бумаги, их характеристика и классификация.
- 4 Производные финансовые инструменты, их характеристика.
- 5 Основные экономически характеристики ценных бумаг. Порядок их расчета.