Основы государственного социального страхования в Республике Беларусь
Социальное страхование – форма социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба1. В Республике Беларусь система социального страхования в настоящее время представлена двумя фондами: Фондом социальной защиты населения и Государственным фондом содействия занятости.
Основными принципами государственного социального страхования в нашей стране являются:
участие работающих граждан и нанимателей в создании государственных страховых фондов;
распределение средств от трудоспособных граждан к нетрудоспособным, от работающих к неработающим;
гарантированность пенсий, пособий и других выплат в соответствии с законодательством;
равенство граждан Республики Беларусь независимо от социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, рода занятий, места жительства в праве на государственное социальное страхование;
дифференциация условий и размеров пенсий, пособий и других выплат по государственному социальному страхованию;
участие представителей юридических и физических лиц, уплачивающих страховые взносы, в управлении государственным страхованием.
Обязательному государственному социальному страхованию подлежат:
граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм;
индивидуальные предприниматели;
осужденные к лишению свободы, привлекаемые к выполнению оплачиваемых работ.
При условии уплаты страховых взносов государственное социальное страхование распространяется на граждан, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у физических лиц; творческих работников; иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Республике Беларусь.
По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются следующими видами выплат:
пенсиями по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет;
пособиями по беременности и родам;
пособиями, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком до достижения им возраста трех лет;
пособиями по болезни и временной нетрудоспособности, выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением;
пособиями по безработице;
пособиями на погребение.
Дальнейшее развитие системы социального страхования в Республике Беларусь связано с реформированием системы пенсионного обеспечения. Для нашей страны характерна тенденция старения населения. В настоящее время на 100 работающих приходится 60 пенсионеров. В 1990 году на 100 работающих приходилось 46 пенсионеров. К 2025 году число граждан старше пенсионного возраста составит 28% жителей Беларуси, а общее количество получателей пенсий может достигнуть 32% (в 2005г. – 26,5%). В соответствии с Концепцией реформы системы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь, утвержденной постановлением Совет Министров Республики Беларусь от 17 апреля 1997г. N349, в нашей стране постепенно будет осуществляться переход к трехуровневой системе пенсионного обеспечения. Первый уровень пенсионной системы составят социальные пенсии, второй – трудовые (страховые) пенсии и третий – дополнительные негосударственные пенсии.
Право на получение социальной пенсии будет предоставляться всем неработающим нетрудоспособным гражданам независимо от наличия у них трудового (страхового) стажа. Размер пенсии планируется увязать с бюджетом прожиточного минимума пенсионера, степенью утраты им трудоспособности (фактической или условной): пенсия должна быть по возможности достаточной для обеспечения прожиточного минимума, но не создающей условий для того, чтобы люди в период активной трудовой деятельности могли не заботиться о сбережениях на старость.
Право на трудовую (страховую) пенсию, условия пенсионного обеспечения и его нормы будут увязаны с продолжительностью уплаты и объемом страховых взносов. Это в большей степени станет возможным с внедрением системы персонифицированного учета страховых взносов и накопления соответствующих данных о страховом заработке и стаже каждого конкретного застрахованного. В число лиц, имеющих право на трудовую пенсию, должны войти все работающие по найму, а также другие граждане, охваченные системой государственного пенсионного страхования.
Негосударственное пенсионное обеспечение рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться страховыми компаниями или пенсионными фондами как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем, охватывающих работников отдельных предприятий или занимающихся определенной деятельностью (например, лиц, работающих под воздействием вредных факторов производственной среды), так и личного добровольного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение. Профессиональные пенсии обеспечиваются путем создания фондов социального страхования отдельных отраслей или предприятий (на основании отраслевых тарифных соглашений или коллективных договоров).
На каждое застрахованное лицо органы Фонда социальной защиты населения, осуществляющие персонифицированный учет, открывают индивидуальный лицевой счет, который содержит:
страховой номер;
фамилию, имя и отчество, в том числе новую фамилию, если прежняя была изменена после регистрации застрахованного лица в органах, осуществляющих персонифицированный учет;
дату рождения и пол;
информацию о месте жительства;
серию и номер паспорта, и дату его выдачи;
гражданство;
сведения о страховом стаже и других периодах деятельности застрахованного лица, засчитываемых в стаж работы для назначения пенсии (включая сведения о работе, дающей право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет);
сумму выплат застрахованному лицу или доход застрахованного лица за каждый месяц страхового стажа, на которые начислены страховые взносы;
сумму страховых взносов за каждый месяц страхового стажа;
другие сведения, необходимые для назначения и выплаты пенсии и пособия.
Информация, содержащаяся в индивидуальном лицевом счете, является конфиденциальной. Доступ к данной информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Застрахованному лицу выдается свидетельство социального страхования в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
- Тема 1: Социально-экономическая сущность и функции финансов
- Тема 2: Финансовая система государства.
- 1 Понятие финансовой системы государства
- 2 Содержание финансовой политики.
- Тема 3: Содержание и особенности организации финансов организаций.
- 5 Финансовый менеджмент на предприятии
- 1.Содержание и принципы организации финансов организаций.
- 2 Состав и основные формы финансовых отношений на предприятии
- 3 Содержание финансовой работы на предприятии
- 4 Финансовая служба в системе управления предприятием
- 5 Финансовый менеджмент на предприятии
- Тема 4. Управление финансами
- 2 Органы управления финансами, их задачи и функции
- 3 Виды, формы, методы финансового контроля
- Тема 5. Государственный бюджет
- 1 Экономическое содержание и функции бюджета
- 2 Бюджетное устройство и бюджетная система Республики Беларусь, принципы ее построения
- 3 Доходы и расходы бюджета. Дефицит бюджета и источники его финансирования
- 4 Бюджетный процесс и его стадии. Роль и функции государственного казначейства.
- 5. Роль и функции государственного казначейства
- 6. Причины образования и особенности формирования и использования государственных целевых фондов. Формирование и использование средств государственных целевых фондов.
- Формирование и использования средств целевых бюджетных фондов
- 7 Государственный долг, его содержание и виды
- 8 Методы управления государственным долгом
- Тема 7. Финансы страхования
- 2 Фонды страхования
- 3 Основные понятия страхования
- 4 Функционирование страхового рынка в Республике Беларусь
- Основы государственного социального страхования в Республике Беларусь
- Тема 8. Финансовые результаты деятельности организаций
- 1 Денежные расходы предприятия, их классификация и источники финансирования.
- 2 Планирование и прогнозирование затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
- 3 Механизм управления затратами на предприятии. Оптимизация структуры затрат предприятия.
- 4 Состав и структура денежных поступлений и доходов организации.
- 5 Выручка от реализации продукции (работ, услуг), основные направления ее планирования и распределения.
- 6 Понятие прибыли, ее состав и направления использования.
- 7 Планирование и прогнозирование прибыли.
- 8 Система показателей рентабельности и методика их расчета. Пути повышения уровня рентабельности.
- Тема 9. Налогообложение организаций
- 1 Понятие и состав налогов и сборов, взимаемых на территории Республики Беларусь.
- 2 Методика расчета основных налогов и сборов.
- 1 Налог на добавленную стоимость
- 3 Основы управления налогами в организациях в действующей налоговой системе.
- 4 Ответственность плательщиков за нарушение налогового законодательства.
- Тема 10 Инвестиции в оборотные средства.
- 1 Понятие инвестиций. Сущность капитальных вложений, их структура
- 2. Методы и источники финансирования инвестиций в основные фонды.
- 3. Управление инвестиционной деятельностью организации.
- 4. Понятие оборотных средств и их классификация
- 5. Источники формирования оборотных средств и их пополнения
- 4. Эффективность использования оборотных средств
- Тема 11 Капитал организации и его формирование
- 1 Экономическая сущность и структура капитала организации.
- 2 Собственный и заемный капитал.
- 3 Эффект финансового рычага
- 4 Цена капитала и способы ее определения
- Тема 12 Организация финансового планирования в организации
- 1 Сущность, задачи и основные методы финансового планирования
- 2 Виды финансовых планов.
- Тема 13 Финансовый анализ и контроль в организации
- 1 Назначение финансового анализа в организации, его объекты, классификация и методы.
- 2 Понятие финансового состояния организации и показатели, его характеризующие.
- 3 Организация финансового контроля в организации
- Тема 14. Финансы организаций торговли
- Тема 15. Финансовый рынок в экономической системе общества
- 1 Сущность финансового рынка.
- 2 Основные сегменты финансового рынка.
- 3 Функции финансового рынка в экономике.
- Тема 17 Рынок ценных бумаг как важнейшая составная часть финансового рынка
- 1 Сущность рынка ценных бумаг, его функции и роль в финансово-кредитной сфере.
- 2 Основные классификации рынков ценных бумаг
- 3 Ценные бумаги, их характеристика и классификация.
- 4 Производные финансовые инструменты, их характеристика.
- 5 Основные экономически характеристики ценных бумаг. Порядок их расчета.