logo
fin_menedzh

48. Фандрайзинг – новое направление финансового менеджмента.

(fundraising) означает собирание, «добывание» денежных средств.

Термин «фандрайзинг» был заимствован из США, где он используется уже многие десятилетия, преимущественно в области привлечения финансирования в, так называемый, третий сектор.

Третий сектор.США, развивающийся с конца XIX в. – начала XX в. и функционирующий наряду с частным и государственным сектором, объединяет некоммерческие негосударственные организации, для которых основной целью деятельности является не получение прибыли, а решение различных социальных задач.

80-е гг.XX в.В связи с сокращением бюджетного финансирования социально-культурной сферы фандрайзинг стал ориентироваться на:

- активную диверсификацию источников финансирования со стороны физических и юридических лиц, государственных и местных вла-стей;

- разработку новых форм привлеченного финансирования неком-мерческих организаций, помимо традиционных пожертвований, грантов, благотворительных, спонсорских и членских взносов.

Фандрайзин-говая кампанияМножественность и разнообразие привлеченных источников финансирова-ния некоммерческих организаций привели к необходимости планирования и контроля над процессом привлечения средств, а также к введению такого понятия, как фандрайзинговая кампания (FR-кампания).

Специалисты, предоставляющие услуги в области привлечения средств.

Задачами фандрайзера являются:

- анализ рынка доноров;

- определение совместных интересов доноров и некоммерческих организа-ций;

- разработка системы стимулов для доноров;

- нахождение источников привлеченных средств;

- непосредственная организация фандрайзинговой кампании.

В России термин «фандрайзинг» стал активно использоваться с начала 1990-х гг., преимущественно государственными некоммерческими организациями для покрытия дефицита финансовых средств.

Несмотря на то, что фандрайзинг в США преимущественно ориентирован на поддержку негосударственных некоммерческих организаций, в России, где третий сектор находится только в процессе становления, фандрайзинг нашел новые сферы применения.

Фандрайзинговая кампаниякомплекс управленческих мероприятий по планированию, организации, проведению и контролю процесса привлечения средств в некоммерческую организацию.

Организацию фандрайзинговой кампании можно

разделить на четыре этапа.

Этапы фандрайзинга Составляющие этапа

1. Планирование (поквартальное, годовое, на 3-5 лет)

1.1. Разработка содержательной программы привлече-ния средств (за 3 – 12 мес. до начала FR-кампании):- планирование основных направлений деятельности некоммерческой организации;- определение краткосрочных и долгосрочных проек-тов;- прогнозирование благотворителей, спонсоров, чле-нов.

1.2. Определение расходов некоммерческойорганиза-ции на предстоящий период.

1.3. Определение источников покрытия расходов не-коммерческих организаций.

1.4. Выбор видов фандрайзинга.

2. Реализация 2.1. Выбор методов проведения фандрайзинга

2.2. Установление ответственности за проведение FR-кампании.

2.3. Выделение средств на реализацию FR-кампании.

3. Контроль 3.1. Осуществление контроля над ходом реализации FR-кампании (например, со стороны финансовых служб).

3.2. Корректировка планов с учетом произошедших изменений.

4. Анализ 4.1. Определение эффективности этапа планирования.

4.2. Анализ эффективности этапа реализации.

4.3. Оценка эффективности конечных результатов.

Выделяются два основных вида фандрайзинга.

Первый – проектный. Здесь задачи фандрайзинга сводятся к поступлению конкретных средств для реализации проектов. Проектныйфандрайзингяв-ляется наиболее удобной формой привлечения средств, как для самой не-коммерческой организации, так и для финансирующей стороны.

Второй – оперативный. Привлеченные средства направляются на покрытие текущих расходов. Это наименее эффективная форма привлечения средств, так как поступающие средства не имеют целевого назначения и аккумулируются в ее текущем бюджете. Как правило, оперативныйфандрайзинг применяется некоторыми организациями, находящимися в критическом финансовом положении.

Методы реализации фандрайзинговой кампании:

Метод FR-кампании Описание

1. Телефанд-райзингОбращение к потенциальным спонсорам и благотво-рителям по телефону и факсу.

2. Почтовой фанд-райзингОбращение к потенциальным спонсорам и благотво-рителям по почте.

3. ИндивидуальныйфандрайзингПерсональное обращение к спонсорам в личной бе-седе.

4. Солофанд-райзингПриобщение поддержки влиятельных, известных лиц.

5. СобытийныйфандрайзингПроведение различных мероприятий: аукционов, выставок, лотерей, презентаций, обедов и др.