logo
МИРЭК Программа ГЭКа 2012

«Экономика международного туризма»

  1. Основные понятия и категории международного туризма.

Мировой туризм в системе трансграничных миграций. «Инкаминг» и «аутгоуинг». Туристская дестинация. Региона входа и выхода. Туристское посещение и турпоток. Экспорт и импорт услуг туризма. Баланс страны на рынке мирового туризма: посещения и стоимостные показатели.

  1. Основные этапы развития международного туризма. Современное состояние отрасли по макрорегионам мира.

Краткая история развития отрасли туризма. Качественная и количественная «революция» мирового туризма в 20 веке. Доля макрорегионов мира в выходе и акцептировании турпотоков. Проблемы и перспективы развития туризма в основных макрорегионах: Европа, Азия, Арабо-Исламский Восток, Африка, Северная и Южная Америка, Австралия и Океания. Новейшие тенденции в географии турпотоков.

  1. Статистика международного туризма и принципы учета турпотоков.

Потребность статучета в международном туризме. Национальная и региональная статистика. Источники статистической информации: таможенный контроль, отчетность турфирм, перевозчиков, мест размещения. Проблемы сопоставимости статистики разных государств. Возможность применения анкетирования для анализа специфики турпотоков. Особенности отчетности в рамках ВТО (Всемирной Туристской Организации).

  1. Турпродукт в контексте теории Р. Вернона.

Суть теории жизненного цикла продукта. Рыночная эволюция туристской дестинации в контексте жизненного цикла продукта. Фазы развития дестинации: внедрение, рост, зрелость, старость. Возможность трансформации специализации дестинации. Региональные примеры развития дестинаций в контексте жизненного цикла. Нисходящие и молодые дестинации. Проблемы «реанимации» старых дестинаций.

  1. Психологические основы спроса на турпродукт.

Теории Фрейда и Маслоу. Закон возвышения потребностей применительно к спросу на турпродукт. Сформированный и несформированный потребитель. Значимость рекламы и PR – деятельности для формирования потребителя туруслуг. Применимость теории диффузии инноваций для анализа пространственно-временной динамики спроса на туруслуги. Специфика спроса на отечественном туррынке.

  1. Эластичность спроса на турпродукт по цене.

Эластичность спроса по цене в экономической теории. Эластичный и неэластичный спрос. Кривые эластичного и неэластичного спроса. Влияние наличия (отсутствия) дестинаций – субститутов на эластичность. Эластичность спроса на национальные дестинации и валютная политика государства. Эластичность спроса по цене (ЭСЦ) для 3S – дестинаций и дестинаций с другими доминантами аттрактивности.

  1. Эластичность спроса на турпродукт по доходам потребителя.

Специфика ЭСД (эластичности спроса по доходам потребителя) на рынке международного туризма. Вариации ЭСД для разных регионов генерации турпотоков. ЭСД для деловых поездок, познавательного туризма, этнотуризма, туризма отдыха и развлечений.

  1. Пространственные закономерности спроса на туруслуги. Сравнение моделей Кристаллера и Клоусона.

«Конус» спроса в пространственной модели Кристаллера. Зоны тяготения в классических теориях географии сферы услуг. Ограниченность применения теории Кристаллера для пространственного анализа спроса на туруслуги. Модель Клоусона. Моноцентричные и полицентричные модели. Региональные примеры пространственных моделей спроса. Хронолимитный спрос.

  1. Сезонная ритмика спроса на туруслуги. Показатели сезонности.

Сезонность турпотоков. Сезонность для регионов генерации и акцептирования. Количественные оценки сезонности. Графическое отображение сезонных колебаний интенсивности турпотоков. Понятие о «высоком» и «низком» сезоне. Сезонность для разных регионов и разных типов дестинаций. Сезонность как специфическая проблема отрасли международного туризма. Изменения в сезонных предпочтениях в последние десятилетия.