62) Платежи за пользование природными ресурсами: значение, состав, порядок исчисления и уплаты, разграничение между бюджетами бюджетной системы в Российской Федерации.
Платежи за пользование природными ресурсами установлены с целью экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования материальных ресурсов.
При установлении платности за пользование природными ресурсами ставились следующие задачи.
1)Повышение заинтересованности производителя в эффективном использовании природных ресурсов и земель.
2)Повышение заинтересованности в сохранении и воспроизводстве материальных ресурсов.
3)Получение дополнительных средств на восстановление и воспроизводство природных ресурсов.
Состав платежей за пользование природными ресурсами:
1) основные платежи: плата за право пользования недрами; отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы; сбор за участие в конкурсах и аукционах за выдачу лицензий и экспортных квот; акцизы и акцизные сборы.
2) дополнительные платежи: плата за землю или акваторию территориального моря и участок морского дна; плата за геологическую информацию о недрах; др. платежи и сборы, не связанные с отраслевой спецификой фин-хоз. деятельности.
Налоговая ставка НДПИ. НК РФ устанавливает различные налоговые ставки в зависимости от вида полезного ископаемого. Так, налогообложение производится по ставке 3,8 % при добыче калийных солей; 4,0 % - торфа, угля каменного и бурого, антрацита и горючих сланцев, апатитовых и фосфоритовых руд; 4,8 % - руд черных металлов; 5,5 % - сырья радиоактивных металлов, соли природной и чистого хлористого натрия, подземных промышленных и термальных вод, бокситов; 6,0 % - горнорудного неметаллического сырья; 6,5 % - концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы (за исключением золота); 7,5 % - минеральных вод; 8,0 % - руд цветных и редких металлов, природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней; 16,5 % - углеводородного сырья.
Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов уплачивается в виде разового и регулярных взносов. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10 %. Уплата разового взноса производится при получении лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия лицензии (разрешения) на пользование объектами водных биологических ресурсов ежемесячно не позднее 20-го числа.
Ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.
Использование природных ресурсов РФ осуществляется на возмездной основе. Плата за пользование природными ресурсами может зачисляться как в бюджеты всех уровней бюджетной системы, так и во внебюджетные и др. фонды.
Право собственности на природные ресурсы провозглашено Конституцией РФ. Эта собственность подразделяется на федеральную, собственность субъектов Федерации, муниципальную и иные формы собственности. В совместном ведении Федерации и ее субъектов находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и др. природными ресурсами, а также природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экономической безопасности.
Порядок распределения платежей за пользование недрами устанавливается как законодательством, так и на договорной основе между заинтересованными сторонами. Плата за природные ресурсы поступает в бюджеты в следующих пропорциях:
1)В федеральный бюджет:
платежи за право пользования недрами в пределах морской исключительной экономической зоны – в полном объеме;
платежи за право на пользование недрами континентального шельфа в границах территориального моря – 40%;
платежи за право на добычу углеводородного сырья – 40%;
платежи за право на добычу других полезных ископаемых, кроме общераспространенны – 25%.
2)В бюджеты субъектов РФ:
платежи за право на добычу углеводородного сырья – 30%;
платежи за право на добычу других полезных ископаемых, кроме общераспространенных – 25%;
платежи за право на пользование недрами континентального шельфа в границах территориального моря – 60%.
3. В местные бюджеты:
платежи за право на добычу углеводородного сырья – 30%;
платежи за право на добычу других полезных ископаемых, кроме общераспространенных – 50%;
платежи на добычу общераспространенных полезных ископаемых на территории муниципального образования – в полном объеме;
платежи за право на пользование недрами на территории муниципального образования для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых – в полном объеме.
- 59) Экономические основы построения и уплаты налога на добавленную стоимость.
- 60) Основы исчисления и уплаты акцизов. Проблемы индексации ставок акцизов.
- Акцизы на нефтепродукты
- Акцизы на алкоголь
- Акцизы на табак и сигареты
- Акцизы на автомобили
- 61)Налог на прибыль организаций: фискальное и экономическое значение, основы исчисления и уплаты, направления совершенствования.
- 62) Платежи за пользование природными ресурсами: значение, состав, порядок исчисления и уплаты, разграничение между бюджетами бюджетной системы в Российской Федерации.
- 63)Налог на доходы физических лиц, основы исчисления и уплаты, пути совершенствования.
- 64)Налоги на имущество физических и юридических лиц, особенности их исчисления и уплаты, пути совершенствования.
- 65) Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: понятие, классификации, формы, правовые основы. Повышение эффективности расходов бюджетов.
- 66) Расходные обязательства, их виды. Разграничение расходных обязательств публично-правовых образований. Реестр расходных обязательств, его назначение, структура.
- 67) Публичные нормативные обязательства, их виды. Расходы бюджетов на исполнение публичных нормативных обязательств: состав, формы, направления повышения эффективности.