Упрощение миграционных процедур
«Существовавшие миграционные правила служили одним из ключевых демотивирующих факторов в привлечении иностранных специалистов. Это приводило к дефициту компетенций в высокотехнологичных и прочих отраслях, где существовала потребность в профессионалах со специализированным опытом, при этом внутренний рынок трудовых ресурсов не мог удовлетворить спрос. Требовалось создание особых условий для работы в России высококвалифицированных специалистов. Минэкономразвития России стало инициатором разработки соответствующих поправок в миграционное законодательство, принятых 19 мая 2010 г.»
В целях стимулирования привлечения в национальную экономику высококвалифицированных иностранных специалистов в миграционное законодательство введено определение данной категории иностранных граждан и для них предусмотрены1:
сокращение с 1 – го года до 20-ти дней сроков получения разрешения на работу и въездных виз;
увеличение максимальных сроков действия виз и разрешений на работу с 1-го года до 3-х лет с возможностью продления;
отмена квот, разрешений для работодателей на привлечение иностранного работника и согласование с органами занятости;
получение разрешения на работу в нескольких регионах России;
статус резидента и уплата НДФЛ по ставке 13% (вместо 30%) с первого дня работы по контракту;
возможность получения вида на жительство в упрощенном порядке.
Для всех иностранных граждан упрощены процедуры миграционного учета, увеличен с 3 до 7 дней срок постановки на учет. Для высококвалифицированных иностранных специалистов этот срок увеличен до 90 и 30 дней при въезде в страну и перемещениях внутри страны2.
Условием получения статуса высококвалифицированного иностранного специалиста является доход не менее 2 млн. руб. в расчете на год. Наличие опыта работы, навыков или достижений в конкретной области деятельности указанного специалиста определяет и несет соответствующие риски работодатель.
С учетом приоритетности и специфики сфер, где требуются высококвалифицированные специалисты, указанный размер дохода снижен:
до 1 млн. руб. для преподавателей и научных сотрудников вузов и научных организаций;
до 700 тыс. руб. для иностранных граждан, привлекаемых резидентами технико-внедренческих особых экономических зон, и до 1 млн. руб. за год для остальных ОЭЗ.
Без критериев по размеру годового дохода иностранные специалисты привлекаются для реализации проекта «Сколково» 3.
Введена возможность привлекать без разрешений на работу преподавателей и научных работников для осуществления научной деятельности в вузах, научных и инновационных организациях4.
Динамика привлечения ВКС нарастает, она примерно соответствует динамике привлечения иностранных инвестиций.
С 1 июля 2010 года по 1 мая 2012 года было оформлено 16859 разрешение на работу (РНР) для ВКС, из них выдано 13540.
Профессиональный срез: 66,5 % заняты управленческой деятельностью, 31,2 % специалисты различных направлений.
Отраслевой срез: 35% в сфере операций с недвижимым имуществом, 21,9% -оптовой и розничной торговле, 11,1% - в финансовой деятельности.
Целевой ориентир, необходимый для экономики, порядка 40-60 тыс. ВКС.
Дальнейшие шаги по упрощению миграционных процедур:
осуществление с участием бизнес-сообщества мониторинга эффективности применения законодательства, создающего условия привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов и повышения инвестиционной привлекательности России;
разработка исходя из потребностей экономики предложений по упрощению привлечения в Россию других приоритетных групп мигрантов (развитие бизнес-миграции, создание Международного финансового центра и др.)
- Текущее состояние инвестиционного климата и бизнес-среды в России
- 1. Статистика об инвестиционном потенциале (доп. Приложение)
- 2. Институты совершенствования инвестиционного климата
- 3. Изменение законодательства в Российской Федерации и направления дальнейшего совершенствования Упрощение строительных процедур
- Развитие бизнес-среды в регионах
- Снятие инфраструктурных ограничений
- Удовлетворение спроса на услуги по технологическому присоединению к электрическим сетям (2008-2011 гг):
- Упрощение миграционных процедур
- Совершенствование таможенного администрирования
- Налоговое стимулирование
- Развитие корпоративного законодательства
- Либерализация уголовного законодательства
- Снижение административных барьеров
- Разработка критериев оценки эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти по совершенствованию инвестиционного климата
- Сотрудничество с международными институтами развития
- Обеспечение деятельности Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве Российской Федерации