logo
по финансовому менеджменту - royallib

87. Сущность и концепции управления затратами

Управление затратами и результатами – составная часть финансового менеджмента, которая в ряде случаев рассматривается как самостоятельная теоретическая и практическая область знаний со своей концептуальной базой.

Основные концепции управления затратами:

1. Затратообразующих факторов, в основе – функциональные (операционные) и структурные затрато-образующие факторы.

Функциональные (операционные) факторы связаны со способностью компании успешно функционировать, использовать все виды внутрифирменных ресурсов (мощностей) и эффективностью их использования, а также вовлеченностью рабочей силы в процесс постоянного усовершенствования.

Структурные факторы – масштаб деятельности и объем инвестиций, горизонтальная и вертикальная интеграция и т. п.

2. Добавленной стоимости. В рамках данной концепции составляющие затрат рассматриваются на всех стадиях добавления стоимости, начиная с закупок сырья и материалов и заканчивая реализацией собственной продукции, работ и услуг. Ключевой момент такого подхода – максимизация разницы (добавленной стоимости) между закупками и реализацией. Следовательно, из сферы внимания аналитиков выпадает большая часть материальных затрат, что немаловажно для материалоемких отраслей.

3. Цепочки ценностей. Исходит из необходимости выхода за пределы фирмы для эффективного управления затратами и переносит акцент в анализе затрат на процессы, происходящие за пределами фирмы. Управление затратами на основе добавленной стоимости, с одной стороны, начинается слишком поздно и не позволяет использовать в своих интересах связи с поставщиками, так как многие управленческие решения могут быть сведены на нет из-за их несогласованности с цепочкой ценностей поставщиков. С другой стороны, заканчивается слишком рано и упускает все возможности использования связей с клиентами, так как для успешного позиционирования на рынке необходимо учитывать не только собственные затраты, но и затраты потребителя после покупки товаров или получения услуги.

4. Альтернативности затрат, или затрат упущенных возможностей. Основывается на том, что любое финансовое решение принимается в результате сравнения альтернативных затрат и практическая реализация всякого управленческого решения в этом случае связана с отказом от какого-то альтернативного варианта.

5. Транзакционных издержек. Концептуальным зерном здесь считается тот факт, что в любой экономике есть два вида издержек: производственные(операционные) и транзакционные. Последние включают издержки сбора и переработки информации, проведения переговоров и принятия решений, контроля за соблюдением контрактов и принуждения к их выполнению.

6. АВС. В основе концепции АВС не столько рутинное бухгалтерское формирование затрат, сколько экономический расчет реальной себестоимости товаров, работ, услуг, не требующий обязательного отражения данных в рамках главной книги. Наиболее эффективно концепция АВС реализуется в тех случаях, когда из накладных расходов выделяются затраты стратегического характера (исследования и разработки, маркетинг и распространение) и затраты рассматриваются в полном объеме в самом широком смысле слова независимо от того, насколько точно они оценены в производственном сегменте текущей (сегодняшней) цепочки ценностей.