23. Государственные ценные бумаги
Государственная ценная бумага – это форма существования государственного внутреннего долга, это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство.
Выпуск в обращение государственных ценных бумаг может использоваться для решения следующих задач:
– финансирования государственного бюджета на неинфляционной основе, т. е. без дополнительного выпуска денег в обращение;
– финансирования целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения и т. д.
Преимущества государственных ценных бумаг – самый высокий уровень надежности для вложенных средств и, соответственно, минимальный риск потери основного капитала и доходов по нему; льготное налогообложение по сравнению с другими ценными бумагами или направлениями вложения капитала. Часто на государственные ценные бумаги отсутствуют налоги (на операции с ними и на получаемые доходы).
Облигации внутреннего валютного облигационного займа (ОВВЗ) выпущены, например, в 1992 г. Цель выпуска – погашение задолженности перед российскими предприятиями и организациями вследствие банкротства Внешнеэкономического банка. Выпущены 5 траншей (выпусков) со сроком обращения 1, 3, 6, 10, 15 лет. Номинал от 1000 до 100 000 дол.
Государственные краткосрочные облигации (ГКО). Эмитентом выступает Министерство финансов РФ, которое принимает решения об осуществлении отдельных выпусков ГКО и определяет их параметры. Генеральный агент эмитента – ЦБ РФ. Цель выпуска – финансирование бюджетного дефицита.
Срок обращения может составлять 3, 6 месяцев и 1 год.
Облигации федерального займа (ОФЗ). Эмитент, цель выпуска и метода торговли те же, что и по ГКО. Облигации могут быть с фиксированным купонным доходом (ОФЗ – ФД), это облигации, выпущенные в результате реструктуризации государственного долга в 1999 г.
Облигации банка России (ОБР). Появились практически сразу после кризиса в 1998 г. как полный каталог ГКО, только в качестве эмитента – ЦБ РФ. Номинал – 1000 руб. Срок обращения – до 1 года. Облигация дисконтная. Облигации могут покупаться только кредитными организациями.
Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Выпускаются Правительством РФ в лице Минфина. Форма выпуска бумажная. Облигации могут свободно покупаться и продаваться на РЦБ. Выпуск был рассчитан преимущественно на мелких инвесторов.
Еврооблигации. Выпускаются в валюте, отличной от валюты страны-эмитента, и размещаются среди международных инвесторов из разных стран. По большинству этих облигаций купоны выплачиваются 1 раз в год, а торговые цены отражают чистые цены без накопленного купонного дохода. Большинство облигаций выпускается в долларах США.
Своеобразные инвестфонды граждане могут создавать и без всяких посредников, самостоятельно. Так, на Западе, особенно в США, действуют клубы инвесторов – добровольные объединения граждан, желающих общими усилиями сформировать для себя коллективный портфель акций в их наиболее оптимальном наборе. Получаются своего рода кооперативы инвесторов, члены которых в складчину могут владеть более крупными (чем в одиночку) пакетами ценных бумаг.
- Ульяна Ринатовна Лукьянчук Шпаргалка по финансовому менеджменту
- 1. Сущность финансового менеджмента
- 2. Принципы финансового менеджмента
- 3. Функции финансового менеджмента
- 4. Цели и задачи финансового менеджмента
- 5. Базовые концепции финансового менеджмента
- 6. Прогнозно-аналитические методы финансового менеджмента
- 7. Первичные финансовые инструменты
- 8. Вторичные (производные) финансовые инструменты
- 9. Финансовый анализ: сущность и значение
- 10. Методы и приемы финансового анализа
- 11. Анализ финансовых результатов
- 12. Анализ оборачиваемости
- 13. Анализ ликвидности и платежеспособности
- 14. Анализ финансовой устойчивости
- 15. Анализ кредитоспособности предприятия
- 16. Оценка потенциального банкротства
- 17. Информационная база финансового анализа
- 18. Понятие и признаки ценных бумаг
- 19. Классификация ценных бумаг
- 20. Понятие и классификация акций
- 21. Понятие и классификация облигаций
- 22. Понятие векселя. Классификация векселей
- 23. Государственные ценные бумаги
- 24. Факторинговые и форфейтинговые операции
- 25. Понятие денежного потока
- 26. Понятие и классификация активов
- 27. Методы оценки активов в финансовом менеджменте
- 28. Понятие и виды инвестиций
- 29. Источники инвестиций
- 30. Понятие и принципы инвестиционной деятельности
- 4. Принцип мультипликатора (множителя).
- 31. Этапы стратегического управления инвестициями
- 32. Формы реального инвестирования
- 33. Управление реальным инвестированием
- 34. Временная стоимость денег
- 35. Критерии и методы оценки эффективности инвестиционных проектов
- 36. Чистый приведенный доход
- 37. Индекс рентабельности
- 38. Период окупаемости
- 39. Внутренняя норма доходности
- 40. Отбор инвестиционных проектов по критерию доходности
- 41. Отбор инвестиционных проектов по критерию ликвидности
- 42. Отбор инвестиционных проектов по критерию риска
- 43. Формы финансового инвестирования
- 44. Управление финансовым инвестированием
- 45. Этапы формирования финансового портфеля
- 46. Модели управления источниками финансирования
- 47. Сущность и классификация пассивов
- 48. Управление собственным капиталом
- 49. Прибыль: понятие, экономическая сущность
- 50. Функции и источники получения прибыли
- 51. Формирование и распределение прибыли предприятия
- 52. Управление заемным капиталом
- 53. Методы и объекты текущего налогового менеджмента
- 54. Сущность и принципы кредитования
- 55. Формы кредита
- 56. Стоимость капитала и этапы ее оценки
- 57. Средневзвешенная стоимость капитала
- 58. Предельная стоимость капитала
- 59. Теории структуры капитала
- 60. Леверидж и его роль в финансовом менеджменте
- 61. Экономическая сущность и структура оборотного капитала
- 62. Управление оборотным капиталом
- 63. Нормирование оборотного капитала
- 64. Эффективность использования оборотного капитала
- 65. Политика управления оборотным капиталом
- 66. Расчет финансового цикла
- 67. Управление запасами
- 68. Управление дебиторской задолженностью (кредитная политика)
- 69. Управление денежными средствами и их эквивалентами
- 70. Финансовое планирование: сущность, роль и задачи в условиях рынка
- 71. Понятие и этапы процесса финансового планирования
- 72. Методы финансового планирования: понятие и разновидности
- 73. Содержание и роль финансового прогнозирования в деятельности предприятия
- 74. Прогнозирование путем пропорциональной зависимости от объема продаж
- 75. Перспективное финансовое планирование
- 76. Финансовая стратегия предприятия
- 77. Дивидендная политика и определяющие ее факторы
- 78. Теории и виды дивидендной политики
- 79. Текущее финансовое планирование
- 80. Система бюджетного планирования
- 81. Контроль исполнения финансового плана
- 82. Сущность налогового менеджмента
- 83. Методы оценки налоговой нагрузки предприятия
- 84. Направления и принципы налоговой оптимизации на предприятии
- 85. Содержание налогового планирования на предприятии
- 86. Показатели эффективности налогового менеджмента
- 87. Сущность и концепции управления затратами
- 88. Антикризисное управление
- 89. Международные аспекты финансового менеджмента
- 90. Отрицательный эффект налогового планирования