5. Организация работы учетно-операционного отдела
Основными задачами учетно-операционной работы являются:
- быстрое, четкое и качественное обслуживание клиентов банка;
своевременное и точное отражение банковских операций в бухгалтерском учете и отчетности банка;
предупреждение возможности возникновения недостач, незаконного расходования денежных средств и материальных ценностей;
сокращение затрат труда и средств на совершение банковских операций на основе применения средств автоматизации;
К учетно-операционной работе относятся:
открытие и ведение счетов клиентов банка;
прием и проверка правильности платежно-расчетных документов, поступающих от клиентов банка и служащих основанием для совершения расчетных операций по их поручению;
прием и проверка правильности кассовых документов, являющихся основанием для приема и выдачи наличных денег со счетов клиентов банка;
формирование и изготовление внутренних документов, являющихся основанием для совершения внутрибанковских операций;
контроль за своевременностью совершения платежей;
подготовка документов для их отражения в бухгалтерском учете;
ведение регистров бухгалтерского учета;
подготовка информации и составление бухгалтерской отчетности.
Организация учетно-операционной работы в банке основывается:
на утвержденной приказом руководителя банка учетной политике;
на определенном учетной политикой банка и другими внутрибанковскими положениями порядке подготовки, оборота и хранения документов по совершаемым в банке операциям, их отражения в регистрах бухгалтерского учета и составления в банке периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета. Разработанные процедуры должны учитывать возможные аспекты проведения наиболее сложных и ответственных операций и обеспечивать единообразный порядок подготовки, оборота и хранения документов по совершаемым операциям и их отражения в регистрах бухгалтерского учета и отчетности как в головном банке, так и в его филиалах.
на выделении в организационной структуре банка в качестве самостоятельного подразделения, ответственного за ведение бухгалтерского учета, бухгалтерии;
на объединенных в локальную вычислительную сеть банка средствах вычислительной техники для ведения учета и подготовки отчетности, использование которых должно способствовать в необходимой мере автоматизации выполнения всех учетно-операционных процедур, а также должно обеспечивать ежедневное сведение баланса и отражение в нем всех проведенных за день операций.
Организация бухгалтерской работы в банке
За организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении операций ответственность несет руководитель кредитного учреждения. Руководители, в зависимости от объема учетной работы могут:
учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
увести в штат должность бухгалтера;
передать ведение бухгалтерского учета бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
вести бухгалтерский учет лично.
Обычно эти функции выполняет бухгалтерия или бухгалтер.
Бухгалтерские операции выполняют работники, занятые приемом, оформлением, контролем расчетно-денежных и других документов, а также отражением банковских операций по счетам бухучета. Все эти работники подчиняются в вопросах ведения бухучета главному бухгалтеру.
Организация работы строится на следующих принципах:
образуется единое бухгалтерское подразделение;
все работники объединяются в группы;
работникам предоставляются права ответственных исполнителей, которым поручается единолично оформлять и подписывать документы по выполняемым операциям. За исключением операций, требующих дополнительного контроля.
Структура бухгалтерии коммерческого банка должна отвечать тем функциям, выполнение которых предусмотрено в Уставе банка. Их необходимый набор состоит из: расчетных, кассовых, кредитных, депозитных операций, операций с ценными бумагами и т.д. Для выполнения перечисленных операций в банке создаются отделы с аналогичными названиями.
Бухгалтерия - это структурное подразделение банка, которое возглавляет главный бухгалтер.
В обязанность главного бухгалтера, его заместителей и начальников отделов входит разработка должностных инструкций для бухгалтерских работников, с указанием закрепленных счетов и штампов, порядка введения и регистрации операций в книгах, журналах или передачи обработанных сведений на ВЦ (вычислительный центр) или на компьютерную систему.
Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
С главным бухгалтером согласовывается назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных лиц (кассиров и т.д.).
Организация документооборота в банке
Система документооборота, претендующая на интегрирующую роль в современном банке, должна: позволять интегрировать различные подразделения и организации в рамках одного бизнес-процесса; реализовывать стандартные, шаблонные бизнес-процессы; реализовывать гибкие, настраиваемые индивидуально процессы и маршруты.
В зависимости от принятой в банке схемы документооборота любой документ проходит те или иные стадии обработки:
. Дополнительный контроль документов.
Любой подготовленный документ всегда проходит стадию дополнительного контроля, маршрутизация которой определяется как действующей нормативно-законодательной базой, так и существующими в банке технологией обработки документов. Пройдя все необходимые стадии, документ попадет на контроль и исполнение ответственному исполнителю с правом единоличной подписи.
. Обработка документа.
В независимости от того, сколько и каких этапов проходит документ, его обработка предусматривает совершение окончательных действий по документу с формирование проводок по счетам в учете и записью документов в регистры и реестры. Лицо, обработавшее документ и несет ответственность за данный документ.
Организация документооборота в банке предусматривает определенные этапы обработки документов, служащих основанием для совершения операций по балансу банка.
Банковскую документацию образует совокупность документов, используемых банком для ведения учета и контроля.
Расчетные документы должны содержать следующие обязательные реквизиты: Наименование документа, Номер расчетного документа, Дата его составления, Наименование банка плательщика, его условный номер по межбанковским расчетам, Наименование плательщика и номер его счета банке, Наименование получателя средств, номер его счета в банке, Номер банка получателя денежных средств, Наименование банка получателя, его корреспондентский счет, Назначение платежа, Сумма платежа. Первые экземпляры всех платежных документов заверяются оттиском печати предприятия и подписями главного бухгалтера предприятия. Исправление в документах не допускается. Все документы по месту их формирования подразделяются на банковские и клиентские документы. К банковским документам относятся - мемориальные кассовые ордера, распоряжения кредитного отдела, платежные поручения по межбанковским и межгосударственным расчетам, перечни документов к этим платежным поручениям. К клиентским документам относятся - платежные поручения, платежные требования, чеки, срочные обязательства по ссудам, заявление о выдаче ссуды. Все расчетные денежные документы по характеру отражаемых в них банковских операций подразделяются на:
) Мемориальные. 2) Кассовые приходные. 3) Внебалансовые. 4) Документы по межбанковским и межгосударственным расчетам.
Руководители банка обязаны проверять своевременность составления баланса и отчетности, осуществлять контроль за: своевременностью и полнотой зачисления средств на счета клиентов, использованием расчетно-кассовых документов по назначению, хранением и использованием печатей, штампов и бланков, чтобы исключить их утерю или использования в целях злоупотребления.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- 2. Трудовое право
- 4. Организация работы с документами
- 5. Организация работы учетно-операционного отдела
- 6..Аналитический и синтетический учет
- 7. .Документооборот и внутрибанковский контроль
- 8. .Документооборот и внутрибанковский контроль
- 9. . Организация работы по кредитованию клиентов
- 10. Оценка кредитоспособности и платежеспособности клиентов – физических лиц
- 11. Кредитование физических лиц
- 12. Межбанковские кредиты
- 13. Организация потребительского кредитования