logo
анализ финансового состояния

12.1. Задачи, основные направления, информационное обеспечение анализа

Под финансовым состоянием понимается способность организации финансировать свою деятельность. Финансовое состояние характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования, целесообразным их размещением и эффективным использованием, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платеже- и кредитоспособностью, финансовой устойчивостью – см. рис. 12.1.

Рис. 12.1. Составляющие финансового состояния организации

Чтобы развиваться в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства, нужно знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую — заемные. Следует знать и такие понятия рыночной экономики, как платежеспособность, финансовая устойчивость, деловая активность, рентабельность и др.

Главная цель анализа — своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности, находить резервы улучшения финансового состояния организации. В процессе анализа необходимо решить следующие задачи:

Для оценки устойчивости финансового состояния организации используется система показателей, характеризующих измененияструктуры капитала по его размещению и источникам образования, эффективности и интенсивности использования ресурсов, платеже- и кредитоспособности, финансовой устойчивости.

Анализ финансового состояния основывается главным образом на коэффициентном методе (относительных показателях). Относительные показатели финансового состояния анализируемой организации можно сравнить:

Как известно, организация — сложное формирование, состоящее из партнерских групп, находящихся в тесном взаимном общении. Среди партнерских групп можно выделить основные и неосновные.

Перечень основных партнерских групп, их вклад в хозяйственную деятельность организации, требования в отношении компенсации своего участия и интересы, которых они добиваются в предпринимательской деятельности, систематизированы в табл. 12.1.

К неосновным партнерским группам относятся группы, опосредованно заинтересованные в успехах организации: страховые компании, аудиторские и юридические фирмы и т.д.

Практика финансового анализа уже выработала методику анализа финансовых отчетов. Можно выделить семь основных направлений анализа:

  1. горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

  2. вертикальный (структурный) анализ — определение структуры финансовых показателей (удельные значения каждого показателя в их сумме);

Таблица 12.1. Характеристика основных партнерских групп

Партнерская группа

Вклад партнерской группы

Требования компенсации

Объект финансового анализа

Собственники

Собственный капитал

Дивиденды

Финансовые результаты, финансовая устойчивость, деловая активность

Инвесторы,

заимодавцы

Заемный капитал

Капитал и проценты на вложенный капитал

Оплатность (кредитоспособность), финансовая устойчивость, платежеспособность, деловая активность

Руководители (администрация)

Знание дела и умение руководить

Оплата труда и доля прибыли сверх оклада

Все стороны деятельности организации

Рабочие

Приведение в действие средств и предметов труда

Заработная плата, премии, социальные условия

Платежеспособность, финансовые результаты

Поставщики средств и подряд-чики

Обеспечение непрерывности и эффективности процесса производства продукции

Договорная цена

Платежеспособность, финансовая устойчивость

Покупатели и заказчики

Реализация продукции

Договорная цена

Дебиторская, кредиторская задолженность, выручка от реализации

Налоговые органы

Услуги обществу

Своевременная и полная оплата налогов

Финансовые результаты организации

  1. трендовый анализ — сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики изменения показателя;

  2. анализ относительных показателей (финансовых коэффициентов) — расчет числовых отношений в разных формах отчетности, определение взаимосвязей показателей;

  3. сравнительный анализ, который делится на:

  1. факторный анализ — анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель;

  2. анализ на основе стохастических моделей.

Основными источниками информации для анализа финансового состояния служат различные формы бухгалтерской, статистической отчетности, внутрихозяйственные данные.

Анализ финансового состояния организации на этапе анализа финансовых отчетов начинается с «чтения» бухгалтерского баланса; при этом выявляются важнейшие характеристики:

Анализ финансовой отчетности — это, по сути, предварительный анализ финансового состояния, позволяющий судить о платеже-, кредитоспособности и финансовой устойчивости организации, характере использования финансовых ресурсов.