Сбалансированность, дефицит и профицит бюджета
Бюджет составляется на бюджетный или финансовый год. В РФ финансовый год установлен с 1 января по 31 декабря. Кроме финансового года устанавливают счетный период продолжительностью 13 месяцев. Он включает в себя финансовый год и один льготный месяц для завершения операций по выполнению бюджета.
Основными характеристиками любого бюджета являются:
объем доходов бюджета,
объем расходов бюджета, в т.ч. бюджета текущих расходов и бюджета развития,
превышение доходов над расходами или дефицит бюджета и его предельный процент по отношению к расходам,
дотации и субвенции бюджетам нижестоящего территориального уровня,
размер нормативов (процентов) отчислений от регулирующих доходов в бюджеты нижестоящего территориального уровня,
перечень доходов и нормативов фиксированных долей расходов (в процентах), закрепляемых за бюджетом нижестоящего территориального уровня,
оборотная кассовая наличность.
Доходы бюджета должны равняться его расходам. Превышение доходов над расходами – это профицит бюджета, т.е. свободный остаток денежных средств. Изъятию он не подлежит.
Федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет составляются и утверждаются без профицита. Если в процессе составления или рассмотрения проекта бюджета обнаруживается профицит бюджета, до утверждения бюджета осуществляется его сокращение в следующей последовательности:
Сократит привлечение доходов от продажи государственной или муниципальной собственности
Сократит привлечение доходов от реализации государственных запасов и резервов (для федерального бюджета)
Предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств
Увеличить расходы бюджета, в т.ч. за счет передачи части доходов бюджетам других уровней
Если эти меры по каким-то причинам осуществлять нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджетов путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство.
Профицит может быть первичным и вторичным. Под первичным профицитом понимается превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга. В этом случае обслуживание государственного долга превышает сумму дефицита бюджета.
Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Уровень дефицита определяется в процентах к сумме расходов.
Дефицит бюджета может покрываться за счет дотаций, субвенций, средств из фонда финансовой поддержки региона, а также за счет кредитов и займов.
При принятии бюджета на очередной финансовый год с дефицитом законом об этом бюджете утверждаются источники его финансирования. При этом размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ. Размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Размер дефицита местного бюджета не может превышать 3% объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней.
Дефицит бюджета рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов – это допустимый дефицит, если он более 20% - это критический дефицит.
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение установленного уровня дефицита или незначительное снижение поступления доходов, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр расходов заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5, 10, 15 и т.д. процентов) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года. Секвестру не подлежат защищенные статьи, состав которых определяется высшим органом власти. Кроме защищенных статей могут быть и другие статьи, секвестр по которым невозможен. Например, расходы по погашению внешнего и внутреннего долга, заработная плата, стипендии, социальные пособия и т.п. Секвестрование расходов осуществляется введением Федеральным собранием РФ чрезвычайного бюджета и режима чрезвычайного расходования бюджетных средств.
Для финансирования дефицита бюджета предусматриваются альтернативные источники его покрытия. Это прежде всего заемные средства, привлекаемые с денежного, кредитного или финансового рынка.
- Бюджетная система
- Бюджетная классификация
- Сбалансированность, дефицит и профицит бюджета
- Бюджетный процесс
- Бюджетное регулирование
- Межбюджетные отношения
- Внебюджетные фонды
- Государственный Пенсионный фонд рф
- Фонд социального страхования
- Фонд обязательного медицинского страхования
- Государственный долг
- Государственные гарантии
- Государственный кредит